В одном из своих материалов констатировал простую мысль: «Чтобы противостоять лжи извне, надо изжить её в России». И ещё раз рассказывал о культивировании мифа о 6 тысячах польских офицеров, якобы расстрелянных в Калинине и захороненных под селом Медное. В этом вопросе просматривается прямая аналогия с т.н. «Катынским делом».
Сегодня продолжается общественное обсуждение в связи со снятием памятных досок, установленных в начале 1990-х годов на здании Тверского медицинского университета (до войны в нём находилось управление НКВД). Первая была установлена в память о советских гражданах – жертвах репрессий 1930-х. Вторая – в память о польских военнопленных, якобы расстрелянных в Калинине (ныне Твери) в 1940 году. Активную роль в установке сыграло тверское отделение общества «Мемориал». Но в ноябре 2019 года прокуратура Центрального района г. Твери потребовала снять памятные доски из-за нарушений, допущенных при их установке, а 7 мая этого года они были демонтированы.
Событие положительно воспринято патриотической общественностью Твери. Ведь, согласно исследованиям историка Геннадия Асинкритова, среди реабилитированных по инициативе тверского «Мемориала» жертв репрессий, оказались люди, осужденные за реальные преступления, и даже несколько предателей-полицейских, выдавших фашистским карателям Луковниковский партизанский отряд. Что касается якобы расстрелянных в Калинине более чем 6 тысяч польских военнопленных, то и здесь вопросов не меньше. Благодаря кропотливым исследованиям российских патриотов – Юрия Мухина, Виктора Илюхина и других, а также трудам американского профессора Гровера Ферра, установлено множество конкретных деталей, показывающих, что «медновское дело» сфальсифицировано. Напомню, согласно официальному документу Министерства юстиции РФ, в Медном обнаруженными признаны останки только 243 лиц, из которых идентифицированными являются 16. Не менее убедительными представляются факты, опровергающие геббельсовскую и польскую версии того, что произошло в Катыни. Они не раз приводились в печати.
И какой же поднялся в либеральном стане шум! Заявление тверского «Мемориала», письма группы членов и профессоров РАН (его напечатала газета «Коммерсантъ»), обращение правозащитников. Характерно, что в этих «документах» не приводится никаких фактов, опровергающих аргументы прокуратуры Центрального района г. Твери и патриотических историков. Одни пространные сентенции, взывания к соблюдению «нравственных норм», следованию «правде истории». В частности, ученые РАН, требуя восстановить мемориальные доски в память жертв сталинского режима на прежнем месте, а также наказать виновных в этом преступлении против национальной исторической памяти, назидательно декларируют: «Замалчивание и искажение исторических событий недопустимо. Такие попытки не только разрушают историческую науку, но и губительны для всего общества, уничтожая его историческую память». Конечно, недопустимо! Кто же спорит? Этого как раз и добиваются патриотические историки, доводы которых подкреплены вескими аргументами. Создаётся впечатление, что заявления и обращения «мемориальцев» и тех, кто их поддерживает, приняты с единственной целью – для оказания политического давления на вышестоящие органы прокуратуры. Видимо, господа забыли, что на дворе не 1990-е годы, общество прозрело, и «на глотку» его не возьмешь. Нужны факты, и только факты. Но фактов, повторяю, нет.
А, кроме того, так и напрашивается вопрос: «Что же вы, господа, никоим образом не реагируете на демонтаж в Польше, Чехии памятников советским воинам-победителям? Последний факт – снос в Праге памятника ее освободителю (бывшему командующему Калининским фронтом) маршалу И.С. Коневу. Почему молчаливо взираете на героизацию нацистов на Украине, в Прибалтике? Какое-то избирательное, мягко говоря, у вас представление о «правде истории». Хотите вы того или нет, но оказываетесь на стороне тех, кто пытается пересмотреть итоги Второй мировой войны и поставить под сомнение решения Нюрнбергского трибунала.
На днях представители российской патриотической общественности приняли ответное открытое письмо «В поддержку закона и правды». Они заявили о своей поддержке решения убрать со здания Тверского медицинского университета установленную в 1990-е годы эту мемориальную доску. «Решение абсолютно законное, давно назревшее и справедливое, – подчеркивается в обращении общественников. – Эту памятную табличку установили поляки без какого-либо официального разрешения российских властей, в прямое нарушение существующих международных норм и правил и – что следует особо подчеркнуть – вопреки историческим фактам и исторической правде».
Авторы письма осудили последовавшую за исполнением этого решения негативную реакцию либеральной общественности, отметив: «Последовавшая за снятием таблички предсказуемая бурная негативная реакция вечных апологетов "польско-геббельсовской" версии расстрела поляков в Твери и Катыни "преступным сталинским режимом" – версии, неоднократно опровергнутой и исторически, и юридически – вновь показала элементарную некомпетентность одних и сознательную последовательную антироссийскую и антигосударственную идеологию тех, кто всё прекрасно знает. <...> К сожалению, многие российские общественные и политические деятели забывают, в какой стране родились, и, вопреки фактам, идут на поводу у фальсификаторов истории», – говорится в письме.
В подтверждение своей позиции авторы письма приводят данные из соответствующих исторических документов. «Более того, обвинительное заключение Нюрнбергского трибунала над главными немецкими военными преступниками, <…> прямо признает расстрел поляков в Катыни преступлением фашистской Германии, – указывается в письме. – Из этого и следует исходить. Всё остальное – фальсификация истории и запредельно циничные "пляски на крови" жертв самой бесчеловечной в истории человечества идеологии – фашизма».
Общественники призывают прекратить политизировать ситуацию вокруг демонтажа в Твери памятных досок и перестать дискредитировать надзорный орган, позволив спокойно изучить законность принятого решения.
В числе подписавших письмо Александр Бутузов, председатель Общественной палаты Тверской области; Владимир Василик, профессор СПбГУ, доктор исторических наук; Анатолий Вассерман, публицист; Олег Матвейчев, философ, политолог, профессор ВШЭ; Олег Назаров, доктор исторических наук, член Зиновьевского клуба МИА «Россия сегодня»; Алексей Плотников, доктор исторических наук, профессор РАНХ и ГС при президенте РФ, профессор ВШЭ; Сергей Рогозин, председатель правления Тверского отделения «Российского фонда мира»; Николай Стариков, писатель, общественный деятель; Александр Стацура, директор общественной организации «Просвещение»; Евгений Федоров, депутат Госдумы РФ; Александр Харченко, полный кавалер медалей «Ордена за заслуги перед Отечеством», член Союза журналистов и Союза писателей России; Владимир Шаргаев, координатор попечительского совета фонда «Примирение; Владислав Швед, член Союза журналистов и Союза писателей России и другие.
Сейчас представители патриотической общественности рассматривают вопрос о создании общественной организации «Наследники Победы». Ее цель – активное противодействие тем силам, которые пытаются подвергнуть ревизии итоги Второй мировой войны и дискредитировать решения, принятые Нюрнбергским трибуналом.
Валерий Яковлевич Кириллов, русский писатель, г. Андреаполь, Тверская область
1. Риторический вопрос