Владимир Путин в очередной раз назвал «патриотизм» – нашей национальной идеей. Звучит, на мой взгляд, не очень убедительно, о чём я уже не раз высказывался в СМИ. Патриотизм – идея сама по себе здравая и трезвая, но в России, а тем более на постсоветском пространстве, она не может стать объединительной, в отличие, например, от 9 мая и Бессмертного полка. (К слову, в нашей, переполненной военными победами истории, таких поводов и дат очень много). Отрицать Победу, её значение может только явный враг или предатель, что мы видим на примере обманутых майданутых братьев, отказавшихся не только от неё, но и от общей истории, и даже корней.
«Кто кем побеждён…». Но и в числе, условно говоря, «победоносцев», существуют два непримиримых лагеря, считающих себя патриотами. Это, (ОЧЕНЬ!) условно говоря, «красные» и «белые», противостояние между которыми, спустя 100 лет, отнюдь не перестало быть уделом сугубо историков. Уж больно различается у них понимание исходной национальной матрицы, в т.ч. патриотизма.
Сам я, являясь условным сторонником «белых», не планирую в данном материале углубляться в причины и корни этой проблемы. Рассмотрю лишь один аспект, который назову сектантским мировоззрением оппонентов. Естественно я не претендую на Истину, которая, конечно же у Бога. При этом Сам Спаситель, назвав себя Истиной (Ин. 14: 6), и там же сказал: «Познайте Истину, и она сделает вас свободными» (Ин. 8: 32). Отсюда можно предположить, что люди, не познавшие истины – то есть Христа, не являются, мягко говоря, в полной мере свободными.
Среди условно «красных» сегодня немало людей утверждающих, что они являются православными христианами, что само по себе весьма похвально. Однако, при ближайшем знакомстве с их вероучением, невольно сталкиваешься с невозможной для христианства системой взглядов, смахивающих на сектантство. Если так, то т.н. «красные патриоты» несвободны, оставаясь в плену своих мировоззрений, а как писал апостол Петр в своём 2-м послании «Кто кем побежден, тот тому и раб» (2 Пет. 2: 19). И может ли невольник быть настоящим патриотом – любить свою Родину, если критерием здесь является Христос? Это очень серьёзный вопрос, который лучше вынести за рамки данной статьи.
Однако перейду к разбору системы религиозных мировоззрений оппонентов. Хотя система – понятие условное, так как в едино-структурированную парадигму взгляды многих «красных» христиан не укладываются. Я попробую обозначить лишь некоторые из них на примере общения с их носителями. Во-первых, для них характерно поверхностное знание Священного Писания, что, впрочем, является настоящим бичом всех христиан, за исключением может быть «традиционных» сектантов, типа баптистов. Вместе с тем, «красные» сектанты, считая себя христианами, не могут не паразитировать на Священных текстах, выдергивая из контекста удобные им фразы, жонглируя ими. Характерна для них и «приватизация» Христа, т.е. стремление поставить Его в свои ряды, что тоже не является новым приёмом, характерным для сектантов.
При этом, многие из них считают себя противниками официальной Церкви – Московского Патриархата, публично критикуя не только Патриарха Кирилла (как и раньше покойного Алексия) и священноначалие, но травя и не угодивших им священников и мирян, занимавших чёткую антисектантскую позицию. Этим самым, они смыкаются в едином строю с безбожниками и богоборцами, прежде всего, из презираемого ими либерального прозападного лагеря, а так же с неоязычниками – родноверами, бандеровцами, украинскими и другими самосвятами, вплоть до еретиков и откровенных сатанистов. Ничего себя компания «патриотов»!
Естественно, что мало кто из них знаком и с канонами Церкви, освящёнными VII-ю Вселенскими Соборами задолго до наших дней, что говорит об их древности. Отсюда, умаление, неприятие или отторжение «красными сектантами» основных, базовых принципов исповедания Православия, как например Таинств исповеди, покаяния, причастия и других. Хотя Сам Спаситель говорит, например, о необходимости Причастия так: «Я – хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить во век… Истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пьющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нём» (Ин. 6: 51-56). Такими образом христианин, добровольно отказавшийся от Причастия, становится мертвецом для Бога.
Так же однозначно в Евангелии говорится о покаянии, как первом шаге человека, входящего в Церковь. Покаяние необходимо также перед Причастием. Его называют ещё вторым крещением, если оно сопряжено с искренним раскаянием, часто сопровождаемом слезами и желанием изменить свою прежнюю жизнь. К этому призывал людей пророк Иоанн Предтеча, а вслед за ним и Сам Спаситель: «…Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4: 17). Но при попытках напомнить оппонентам о важности личного покаяния в своих грехах перед Богом в присутствии свидетеля – священнослужителя, как того требуют Церковные каноны, следует как правило гордый отказ. Что ж вольному воля, но может ли покойник быть патриотом?
Отрицаются «красными» патриотами также многие, выдержавшие многовековые испытания догматы Церкви, учение Святых Отцов о духовном и нравственном облике христианина, традиции национальных и поместных Церквей. Вместо этого к ним предъявляются, как кажется сектантам, обоснованные претензии и требования к их модернизации, пересмотру канонов. В среде «красных сектантов» в принципиальных вероучительных вопросах царит самочиние, самоволие, самооправдание и другие производные от необузданной человеческой природы страсти – в основном гордыни, которую они, отрицая в себе, приписывают оппонентам.
Это не совсем типично для жёстко структурированных с харизматичными лидерами сект, но вполне согласно с традициями либеральных и даже оккультно-сатанинских проектов, где на первое место выносится пресловутая свобода личности, произвольное самовосприятие, и даже самообожение. Тогда важнее всех догматов и традиций становится и тут же «освящается» своё желание делать и думать так, как «Я хочу»!
Проще говоря, это едва прикрытый фиговым листком идейности, банальный гипертрофированный эгоизм, с которым, как раз и борется Церковь вышеописанными инструментами, оказавшись на пути амбиций расхристанного человечества. Но наших, доморощенных сектантов на этом поприще давно перещеголяли их записные враги, а на самом деле лишь конкуренты в борьбе за умы – европейские либералы. Они, по словам известного проповедника, блогера и писателя протоиерея Андрея Ткачева давно: «…умудрились нарушить все заповеди, не нарушая при этом приличий. Этим-то они и привлекательны миру. Называя аборт прерыванием беременности, воровство – восстановлением справедливости, а разврат – уступкой требованиям организма, они стали центром притяжения для всех, кто ненавидит Бога, но любит личину приличия».
Наши «красные патриоты» могут и обидеться за сравнение, ведь многие из них выступают против абортов и извращений, помешаны на социальной справедливости и значит для них не всё потеряно. Однако, спросите их о конечной цели жизни, о критериях попадания их бессмертной души в рай, куда стремятся все верующие. И узнаете, что Царство Небесное, заповеданное Спасителем верным, имеет для многих из несчастных сектантов весьма смутное представление. Чаще всего, оно для них сродни элитному санаторию «для своих», где «всё включено» и куда они непременно попадут, так как «имеют право и заслуги». Вместе с тем все до одного святые трепетали от страха оказаться за свои грехи в аду. Это разногласие в трактовке столь важного догматического вопроса – ещё один сектантский симптом в сектантской идеологии «красных патриотов».
Забытая формула счастья. Одной из любимых ими тем в Евангелии является мамона и производные от неё образы, которым они объявляют крестовый поход, естественно вписав в свои ряды Спасителя. Согласно «Полного Церковно-славянского словаря», составленного протоиереем Г.Дьяченко и изданного в 1900 году, «маммона (в переводе с арамейского) – означает имение, богатства, земные блага». И происходит от слов «мамон», «мамона», как называлось сирское божество богатства, понимаемого так же в значении богатства, прибытка. У «красных сектантов» считается признаком хорошего тона бравировать своим мнимым безсребреничеством, «пиная» при этом продавшихся маммоне «жирных буржуев», «зажравшихся капиталистов» и само собой коррумпированных чиновников.
Не собираясь оправдывать группу последних, хочу разобраться с первыми. Конечно, поголовная запись всех борцов с мамоной в безсребреники происходит не столько от перекосов самовосприятия, сколько от незнания терминологии. Ведь безсребрениками в Православии называли особо прославившихся своим бескорыстием, нестяжательством, отказом от богатства людей, подражавших Христу, не имевшего никакого имущества на земле. Нестяжанием в том же словаре называется «неимение (в противовес мамоне. – Р.И.), безкорыстие, бедность». И если с бедностью нам ясно всё, хотя здесь имеется в виду бедность не вынужденная, а добровольная, то безкорыстными (именно как в дореформенной грамматике) называют тех, кто стремится делать добро ради него самого, без расчета на вознаграждение.
Таким образом, классический безсребреник должен жить так, чтобы угождая – бесплатно служа людям, уподобиться Христу. Их прототипами являются канонизированные Церковью святые Косма и Дамиан, Кир и Иоанн, Пантелеимон и Ермолай и другие, увы, неизвестные основной массе «красных», безсребреники. Все они были врачами, то есть исцеляли людей Христа ради, не беря за это плату. Готовы ли самые ретивые из патриотов – «красных сектантов» работать безплатно, например, волонтёрами в перегруженных инфекционных больницах, либо отдавать весь заработок бедным и одиноким старикам, о которых они так пекутся, соревнуясь в этом с либералами-навальнятами?
Судя по тому, что интернет и его левый сегмент не взорвался сообщениями на эту тему, следует предположить, что ни один из «красных сектантов» не перешёл от громких заявлений к тихому делу. Навальнята здесь, на мой взгляд, выглядят куда честнее: не объявляя себя христианами, не крича о своём патриотизме, не прикидываясь бескорыстными безсребрениками, они отрабатывают за гранты заказ – валят власть. Вобщем-то, тем же заняты и «красные сектанты» – патриоты, действующие в стиле Ленина – того ещё патриота периода Первой Мировой войны, который признавался, выступая перед партактивом в ноябре 1918 года: «Наша революция боролась с патриотизмом...» (Ленин В.И. ПСС. Т. 37, с. 213, 214-216).
Мои оппоненты до хрипоты любят критиковать всех богатых и просто состоятельных людей, «покровительствующую им Церковь и крышующую их власть». За то, что они, мол, украли у народа все его богатства и ничегошеньки не делают для помощи бедным и простым людям (подразумевая в первую очередь конечно себя). Повторю, что не собираюсь быть адвокатом весьма разношёрстной, явно не бедной и часто откровенно жадной части населения, но объективности ради, напомню, что всегда, кроме, пожалуй, известного 75-летнего периода в нашей истории, именно богатые и состоятельные люди несли на себе тяжкое бремя благотворительности, содержа на свой кошт больницы и храмы, дома призрения и школы.
Сейчас, конечно, масштабы помощи богатых людей не сравнить, поскольку в годы советской власти благотворительность была запрещена, а такие христианские понятия, как милостыня и милосердие чужды были строителям коммунизма, поскольку главным благотворителем для народа железобетонно выступала ленинская партия, не терпящая никаких конкурентов. Максимум на это поле допускались пионеры-тимуровцы, помогавшие избранным – подшефным пенсионерам. Поэтому понятна и реакция подросших и постаревших пионеров на сбор средств по центральным СМИ и интернету, для помощи больным детям и одиноким старикам. Она просто бешеная.
Вместо того, чтоб молча и тайно помочь нуждающимся, как того требует Христос: «… когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Мф. 6: 3), они поднимают крик о том, что это очень стыдно и неприлично, зная что все собранные деньги обязательно будут разворованы. Демонстрируя при этом не только ущербность деформированной личности, если не откровенное жлобство, но и свою сектантскую суть.
Ведь Сам Господь ещё в Ветхом завете открывал Своё желание верующим в Него: «Милости хочу, а не жертвы» (Ос. 6: 6), а собственно милостыня – один из самых быстрых и простых путей угодить Богу. В своей Нагорной проповеди Спаситель прямо указывает на это: «Блаженны милостивые, ибо помилованы будут» (Мф. 5: 7), и там же далее: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф. 5: 42).
Понятие блаженства многими богословами и приводимым выше словарём толкуется как «благополучие, счастье, благосостояние, совершенное удовольствие» – т.е. возможность стать счастливым стоит рядом с возможностью оказать милость ближнему – нуждающемуся в нашей помощи человеку. Эта формула счастья, знакомая христианину, оказывается, к сожалению, совершенно не только чуждой, но и незнакомой «красным сектантам». Неужели патриот должен быть несчастен по определению, посвящая по сложившейся у них традиции всего себя борьбе за светлое – счастливое будущее?
Пророк в своём Отечестве. Одной из их главных онтологических ошибок является непонимание сути добровольных страданий Христа. Они не желают вдаваться в подробности Его позорной смерти на кресте (признаваемой и чтимой Церковью), ведь так безропотно предавая себя в руки врагам, по их мнению, мог только «слабак»! Эта очень популярная точка зрения среди врагов Христа и явных богоборцев, что опять-таки показывает близость позиций «красных сектантов» с ними.
Конечно, Спаситель, являясь воплощением Божества, легко мог избежать не только позорной казни, пленения, но и много чего другого, включая предательство Иуды, голод, холод, отсутствие удобств и всего прочего, что Он добровольно терпел. Решить эти насущные проблемы силой «волшебства» и ценой своего Божественного происхождения, Ему ничего не стоило, но отнюдь не входило в Его планы. Ведь приняв облик человека – «зрак раба», Он стал одним из нас, не обладающими никакими сверхъестественными способностями.
Его задачей – целью миссии было отнюдь не благополучное устроение Своей жизни на земле и тем более не спасение «своей шкуры». Апостолу Петру, готовому защитить учителя во время пленения в Гефсиманском саду, Спаситель прямо говорит: «Возврати меч твой в его место… Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?» (Мф. 26: 52-53) и следом объясняет причину Своих действий: «Как же сбудутся Писания, что так должно быть?» (Мф. 26: 54).
Страдая за Истину, которая и делает всех по-настоящему свободными, Христос показывает нам тот путь, который предстоит пройти всем верным Ему. Готовность взойти вслед за Ним на крест – это определяющий маркер для христианина. Именно способность умереть за Истину, освободившись от окружающей человека повсеместной лжи, определяет степень нашего христианства! Какая уж тут слабость? Сам Христос, вступив в бескомпромиссную борьбу с лежащим в мире злом и ложью, мученически скончался на кресте, прожив всего 33 года. (Воскресение и Победа над смертью и злом были уже потом!). И таким путём не пойдут слабаки, но только те, кто готов наследовать Жизнь Вечную – Царствие Небесное.
По этой же причине, «красные сектанты» отрицают и подвиг Царя-страстотерпца Николая II и Его Семьи, канонизированных в лике Святых, считая его так же «слабаком», позволившим не только арестовать себя, но издеваться над собой и казнить. Они не находят и не хотят замечать тут, если не прямой аналогии, то очевидных параллелей со Спасителем. Ведь Христос прежде, чем воистину воскреснуть, был предан, оговорён, судим и воистину умер. Тем же путём прошёл и преданный подданными Николай, повторяя, предначертанный ему Христом путь: «…сбудутся Писания, что так должно быть». Ведь русский народ, охладевавший в вере и верноподданнических настроениях задолго до трагических событий февраля 1917-го, был много раз предупреждён об этом своими пророками, последним из которых был праведный Иоанн Кронштадтский (почивший в 1908 году).
А он просил русских людей: «Возвратись, Россия, к святой, непорочной, спасительной, победоносной вере своей и к Святой Церкви – матери своей – и будешь победоносна и славна, как и в старое верующее время»; «Если соберем волю каждого в одну волю – выстоим! Если соберем совесть каждого, в одну совесть – выстоим! Если соберем любовь к России каждого; в одну любовь – выстоим!»; «Русский человек должен понять, что Россия – это подножие Престола Господнего, и благодарить Бога за то, что он русский!». Молился: «Господи, спаси народ Русский, Церковь Православную в России – погибают: всюду разврат, всюду неверие, богохульство, безначалие…».
И предупреждал: «Как люди измельчали, принизились, развратились, утратив совершенно дух христианский, и стали язычниками, а иногда и хуже их по животному образу жизни. К такому состоянию нравов привела нашу интеллигенцию и отчасти простой народ разнузданная печать, особенно подпольная. Долго она домогалась полной свободы и, наконец, достучалась. Так или иначе, но этот серп пожнет нас…».
«Ни одна страна в мире никогда в таких широких размерах не испытывала такого огульного, всеобщего вреда от … неповиновения властям, не несла таких материальных, политических и нравственных убытков…, как Россия… Когда вследствие общего неповиновения властям и бездействия подчинённых членов общества… деятельность прекращается, словно в органическом теле прекращается кровообращение, – тогда всё в обществе замирает, падает, разрушается, общественная безопасность исчезает и члены общества идут одни против других, дозволяются полный разгул воровства, хищений, вражды, убийства».
«Царство Русское колеблется, шатается, близко к падению. Если в России так пойдут дела и безбожники и анархисты-безумцы не будут подвергнуты праведной каре закона, и если Россия не очистится от множества плевел, то она опустеет, как древние царства и города стёртые правосудием Божьим с лица земли за свое безбожие и за свои беззакония… Отчего же столь великое, бывшее столь твердым, могущественным и славным прежде, Царство русское ныне так расслабело, обезсилило, уничижилось, всколебалось? Оттого, что оно сошло с твердой и непоколебимой основы истинной веры, и в большинстве интеллигенции отпало от Бога…».
Подводя итог, отметим, что идея патриотизма, конечно, имеет место быть и должна звучать в медийном пространстве, облагораживая сограждан, но без доворота её в привычное русскому сердцу русло – в Православие, без приближения к традиции, по которой жили и побеждали наши предки, оставаясь блаженными – по настоящему счастливыми, она не будет объединительной. Самая благая идея ничего не сможет сделать среди несвободных (Ин. 8: 32) и мёртвых духом людей (Ин. 6: 51).
Но у нас есть надежда, что так не будет, ибо России уготована участь побеждать со Христом. Тот же Иоанн Кронштадтский – образец настоящего русского патриота, прозревая будущее, писал: «Я предвижу восстановление мощной России, еще более сильной и могучей. На костях мучеников, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая – по старому образцу, крепкая своей верою во Христа Бога и Святую Троицу – и будет по завету князя Владимира, – как единая Церковь».
Роман Алексеевич Илющенко, подполковник запаса, ветеран боевых действий, религиовед
99. Будем ЖИВЫ – не помрём …
98. Ответ на 104, Русский Иван: Теплее, теплее!
97. Отморозок!
96. Ответ на 89, 102, Русский Иван:
Большая деревня, много бОльшая, чем я видел на Южном Урале.
Так умерших в карьер ссыпали, а не везли куда-то хоронить? Да, бывает такое, детали услышанного вспоминаются не сразу... А карьер тот заброшенный уже был?
Земля мерзлая, зима? Голодный мор людей чаще достает летом, зимой кой-какие запасы имеются, да и везти любой груз в зимнюю пору сподручнее на санях, колеса телег по снегу-то не очень...
Люди похоронной команды были слабые? Выходит, не солдаты хоронили, а кто-то из местных?
95. тут же, где-то возле селения
94. Ответ на 98, учитель:
93. Ответ на 97, Русский Иван:
92. Ответ на 98, учитель:
91. Ответ на 96, Коротков А. В.:
90. Вся деревня умерла одновременно?