В Москве, у северной стены Кремля, в Александровском саду, находится один из самых известных и почитаемых мемориалов столицы. Он называется Могила неизвестного солдата и воздвигнут в память многих и многих безымянных героев Великой Отечественной войны.
В нижней части мемориала рельефная надпись: Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен. Если не ошибаюсь, автор этой надписи Сергей Михалков.
У мемориала установлен Пост № 1. Караул осуществляется военнослужащими Президентского полка, которые сменяются каждый час.
Каждый день к памятнику приходят наши соотечественники, чтобы возложить свежие цветы и помолиться об упокоении воинов, за веру, Отечество и народ жизни свои положивших. Особенно много народу бывает здесь девятого мая, в день славной Победы, о которой помнят люди не только старшего поколения, но и молодежь. И конечно в этот день сюда приходят оставшиеся в живых (их уже совсем немного) участники Войны, с оружием в руках громившие врага, в том числе и в его логове, в Берлине.
В центре мемориала горит «вечный огонь», который зажег Л. Брежнев в 1967 году. Он был принесён из Санкт-Петербурга, с Марсового поля. Там есть памятник, посвященный деятелям революции. Огонь для него был взят из печи (!) Кировского машиностроительного и металлургического завода. Значит, это огонь технический.
Налицо диссонанс: на Марсовом поле огонь посвящен революционерам, которые погубили Россию, а в Москве он посвящен воинам, которые спасли Россию.
Впрочем, большевиков (именно они устанавливали оба памятника) это как-то мало волновало, а точнее, совсем не волновало. У них всегда так: правая рука не знает, что делает левая. Я уже не говорю, что им совершенно неизвестны Евангельские слова о том, что не может из одного источника течь сладкая и горькая вода (Иак. 3: 11).
Огонь назван вечным. Но на нашей земле нет ничего вечного, все исчезает рано или поздно. Исчезают города и континенты, вулканы и гейзеры, люди и животные, реки и озера, пустыни и лесные массивы, имена и географические названия. Вечный огонь есть только в аду, в геенне огненной. Те люди, которые приходят к названным памятникам, об этом даже не задумываются.
Ситуацию, кстати говоря, можно легко исправить. Каждый год в Великую Субботу, накануне Пасхи, на Гроб Господень в Иерусалиме сходит Благодатный Огонь. Иерусалимский Патриарх зажигает от него свечи, и он быстро распространяется по всему Храму. А потом его доставляют во все православные страны, в том числе и в Россию. Было бы очень хорошо, если бы он появился как на Марсовом поле, так и в Александровском саду. Благодатный Огонь – это величайшая святыня, которая не только украсила бы оба мемориала, но и возвеселила бы сердца всех приходящих к ним.
И тогда слова Вечный Огонь можно будет писать без кавычек, потому что Благодать Божия сияет вечно – как в нашей, временной, жизни, так и в загробной.
Николай Петрович Кокухин, член Союза писателей России, член Союза журналистов России