Почему я ненавижу школу

Как гробят наше образование

С удовольствием вспоминаю свои детские и школьные годы. Они пришлись на советское время; когда Брежнев умер, я учился в десятом классе. Помню, учительница плакала: как же мы теперь будем жить? Я был советским мальчишкой; о Церкви ничего не знал, да у нас в городе и не было церкви. О сталинских лагерях не слышал, мне никто не рассказывал о них. Много дрался, – это считалось признаком доблести. «Давай один на один!» – «Давай!». И начинали колотить друг друга, хотя все были друзьями. А теперь тронь кого, – по судам затаскают; мальчишки перестали быть бойцами, кроме тех, кто занимается боксом или борьбой.

В школе я учился легко, для меня не было трудных предметов; вот только немецкий учить не хотел и толком не знал. Из школы я приходил в половине второго, до пяти делал все уроки, а затем до позднего вечера гулял, читал, играл с друзьями в чижа или в клёк, а зимой в хоккей, но не на коньках, а так, на валенках. Перечитал русскую, европейскую и американскую классику, особенно нравились мне романы Вальтера Скотта, Купера, Джека Лондона.

Мы любили своих учителей, свою школу; через год после её окончания на вечер встречи с выпускниками собрались почти все. Школу я возненавидел, когда моя дочь пошла в первый класс.

Это был 2011 год. В городке с населением 30 тысяч человек были закрыты все средние школы: остались кадетский корпус и злополучный лицей, в который от безысходности шли учиться все те, кто не хотел быть кадетом.

С первого класса начались так называемые «проекты». Поскольку ребёнок не умел ещё толком писать, проектами пришлось заниматься мне (делать мне нечего что ли?)  К учебнику по «Окружающему миру» было много вопросов, и с 3-го класса я относил их автора, г.Плешакова, к разряду своих личных врагов. Во 2 классе дочь вывихнула шею на уроке физкультуры, – изучали кувырки назад; после этого она ещё трижды лежала с тем же диагнозом в травматологии. Для кого-то это был бы пустяк, но она занималась скрипкой, и проблемы с шеей были некстати. В старших классах физкультурник решил сделать из наших детей волейболистов, – я не против: кому пальцы не нужны, пусть будут волейболистами. Но дочери я сказал: «Видишь мяч, – пригнись! Ты не для того столько лет занималась музыкой, чтобы выбить мячом палец и потерять профессию». Физкультурник замучил! У него это есть в программе! Где, на каком этапе жизни, наши дети будут выполнять кувырки назад? Где, кроме пляжа, потребуется им волейбол?

С 5-го класса началась кабинетная система. Но кабинеты ещё не были оборудованы мебелью под рост учеников, об этом задумались только через два года, и в некоторых кабинетах скамьи были низки, а столы слишком высоки для пятиклассников, так что при письме расстояние до глаз было сантиметров 20; я сам это видел и советовал подкладывать на скамейку несколько учебников, в первую очередь ОБЖ, чтобы сидеть повыше. Дочь последовала моему совету, одноклассники стали над ней смеяться, а в результате многие испортили зрение. С 8-го класса от перегрузок начались более серьёзные проблемы со здоровьем.

Пять лет я сам работал в лицее учителем информатики и столкнулся с тем, что редко кто из школьников способен к абстрактному мышлению. Они не умеют думать. Постепенно дело выяснилось: объём информации, предусмотренный различными предметами, настолько велик, что мозг не способен её воспринять и критически осмыслить, на это просто нет времени. Дети вынуждены делать уроки до 10 часов вечера. В лучшем случае, в мозгу срабатывает реле, отключающее слишком большую нагрузку, и ученик начинает «валять дурака», кое-как переходя из класса в класс. В худшем случае, ученик зубрит всё, что ему задают, чтобы только запомнить, ответить на оценку и вскоре забыть. Он не приобретает навыков мышления: математического, алгоритмического, исторического. Любая новая задача ставит его в тупик. Когда объяснишь ему метод решения, он как будто понял, но измени постановку задачи, – и снова тупик.

Учителей постоянно заставляют проходить курсы повышения квалификации, даже тех учителей, которые имеют большой опыт работы. Эти курсы – прямое издевательство над людьми и здравым смыслом. Помню, мне втолковывали на курсах в Тамбове, что педагоги должны стать тьюторами, фасилитаторами и модераторами. Дальше цитирую: «Трансформация ролей педагога обусловлена новациями внутри профессиональных сфер, где актуализируются проблемы формального, неформального и информального образования, индивидуальных образовательных траекторий педагога». Это вам не Ушинский! Тех, кто проводит такие курсы, составляет методички, требует от учителей выполнения безумных программ, надо выгонять из системы образования без права когда-либо работать с детьми, а это вся верхушка системы образования. Отдельная тема – оплата работы учителей; при нагрузке 22 урока в неделю моя зарплата составляла 10 тысяч 260 рублей (за вычетом налога менее 9 тысяч), это было два года назад. У меня сохранился трудовой договор. Я работал, как индийский слон, готовился к каждому уроку, едва получая при этом средства на прокорм, а одежды не покупал никакой, носил, что было, и обносился, как бомж.

Но вернёмся к детям. Теперь из-за карантина дети перешли на дистанционное обучение. На самом деле, настоящего обучения нет. Это самообучение с неминуемым ежедневным прохождением тестов на сайтах, которые не имеют никакого официального статуса и не могут быть использованы в качестве обязательных пособий. Например, на сайте videouroki.net я не нашёл даже информации о его авторах; рекламируются какие-то платные курсы, предлагаются сомнительные по своему профессионализму тесты. Это что, официальное учебное пособие? И таких сайтов много: ЯКласс, OnlineTestPad.com и т.д.

Дети, и до дистанционного обучения перегруженные информацией, сидящие за уроками по целым дням, теперь проводят часы за компьютером, в нарушение всех санитарных норм, с несомненным ущербом для здоровья, а родители, видя это и часто не имея возможности помочь, восклицают: «Господи, когда же наши дети окончат эту школу!»

Они её всё-таки окончат, но возненавидят, будут вспоминать, как кошмарный сон, и не захотят даже прийти на вечер встречи с выпускниками.

Сергей Серафимович Лапшин, инженер-системотехник. Работал программистом и учителем информатики в школе

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Сергей Лапшин:
О национальной идее русского народа
Для поиска смысла нужно выйти за границы времени, а, значит, прийти к вечности, к Богу, – другого пути просто не существует
14.05.2020
Почему я ненавижу школу
Как гробят наше образование
24.04.2020
Наши немощи
Стихи и проза
09.04.2020
На путь Христов не ступит малодушный…
Стихи о временном и вечном
23.03.2020
Русская идея
Стихотворение
13.02.2020
Все статьи автора
"ЕГЭ"
Четвёртая информационная революция
Как не превратить её в очередное «кидалово» российского образования?
22.06.2020
Рейтинги университетов: рекламный трюк или объективная оценка?
Или почему российские вузы на Западе считаются недоуниверситетами
17.06.2020
Подальше от Болонской системы и внешнего диктата
Предложения профессора Олега Сергеевича Сухарева по выходу высшего образования из перманентного кризиса
16.06.2020
Мы заменили фундаментальное высшее образование «компетенциями»
Не пора ли России выйти из Болонского процесса?
13.06.2020
Пять выводов из травматического опыта 2020 года
Зеркало пандемии для российского общества
28.05.2020
Все статьи темы
"Обсуждаем закон об образовании"
Законы, отменяющие наше имя и саму человеческую суть
Автор и ведущая программы «Территория семьи» на радио «Радонеж» Людмила Рябиченко рассказывает о новых «цифровых» законах, активно трансформирующих нашу жизнь вне нашего согласия
29.06.2020
Россия в Болонском процессе: был ли внешний диктат?
Какая же система образования необходима нашей стране?
23.06.2020
Четвёртая информационная революция
Как не превратить её в очередное «кидалово» российского образования?
22.06.2020
Как проходят экзамены в ссузах во время
самоизоляции. Курган
17.06.2020
Все статьи темы
"Коронавирус — биологическое оружие или эпидемия?"
Кировский тупик
Митрополита Вятского Марка вынуждают запретить Великорецкий крестный ход
29.05.2020
Патриарх Кирилл: «Умение сострадать и сопереживать — важнейшая составляющая вашего служения»
Предстоятель Русской Церкви поблагодарил выпускников училища сестер милосердия за помощь больным, инфицированным коронавирусом
29.06.2020
Все статьи темы
Последние комментарии
Что мог сказать Бог товарищу Сталину?
Новый комментарий от Сергей Абачиев
2020-06-29 06:43
Сергей Хрущев покончил жизнь самоубийством
Новый комментарий от учитель
2020-06-29 04:51
Чипы-шмипы, «царские останки» и мятежный схимник
Новый комментарий от NNNN
2020-06-29 04:06
От «Гитлерюгенда» — к «Чубайсюгенду»?
Новый комментарий от Михаил Зверев
2020-06-28 21:06
Разрушение клеветы
Новый комментарий от Русский Иван
2020-06-28 20:22
Сталин: Вы историю изучали? Эйзенштейн: Более или менее...
Новый комментарий от р.Б.Алексий
2020-06-28 19:58