П.А.Столыпин, который с большим уважением относился к царю, говорил: «Не трогайте царя, ибо царь это голова орла и если отрубить голову, то орел истечёт кровью». Так и случилось. Ведь царская власть священная и при интронизации царя его единственного из всех людей во второй раз помазывают святым миром. Помазанник Божий, как «Епископ внешних дел Церкви» имел право входить в алтарь Царскими вратами и причащаться у престола вместе со священниками. Согласно учению Библии, покушение на царскую власть является нарушением заповеди Божией и смертным грехом.
Все те бедствия, которые перенесла наша страна после убийства св. Царственных страстотерпцев, последовали как наказание за грех цареубийства. На голову клятвопреступников пали клятвы их предков, участников Земского собора 1613 года, который в своих постановлениях запечатлел проклятия всем нарушителям этих клятв.
«Сбылись слова Оптинского старца Анатолия, сказанные в 1916 году: "Судьба царя – судьба России. Заплачет царь, заплачет и Россия… Как человек с отрезанной головой уже не человек, а смердящий труп, так и Россия без царя будет трупом смердящим"» (Орехов Д. Подвиг царской семьи. СПБ: Невский проспект, 2002, с. 165).
Святитель Иоанн (Максимович) пишет: «Убийство легло на совесть и душу всего народа. Виноваты все в той или иной степени: кто прямым мятежом, кто его подготовкой, кто изменой и предательством, кто оправдыванием совершившегося или использованием его в выгоду себе… "Кровь его на нас и на чадах наших" (Мф. 27: 25). Не только на современном поколении, но и на новом, поскольку оно будет воспитано в сочувствии преступлениям и настроениям, приведшим к цареубийству. Лишь полный духовный разрыв с ними, сознание их преступности и греховности и покаяние за себя и своих предков освободят Русь от лежащего на ней греха» (Иоанн (Максимович), архиеп. Да обновится Русская земля. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2006, с. 4).
Символично, что царская династия Романовых началась в Ипатьевском монастыре и закончилась в Ипатьевском доме в Екатеринбурге.
Первым царём был избран Михаил и последним стал Михаил, хотя и не царствовал.
Первыми святыми, канонизированными Русской Православной Церковью, были князья-страстотерпцы Борис и Глеб. Они сознательно пожертвовали своей жизнью и своим престолом ради мира, чтобы избежать кровопролития.
Последними помазанниками и обладателями законной священной власти были св. Царственные страстотерпцы. Это жертва ради мира и благополучия России, которую они принесли сознательно и добровольно. Они не захотели покидать страну, но решили разделить скорбную участь ее до конца.
Вместе с казнью царя закончилась и полностью легитимная священная власть в России, благословенная Богом и имеющая преемственность от св. Равноапостольного князя Владимира до последнего царя.
Несмотря на то, что государь был лишен революционерами всех высших титулов, казнили его не как плененного «полковника Романова», а как законного царя и по всем признакам принесли его в ритуальную жертву.
Чудесное явление Державной иконы Божьей Матери со скипетром и державой – символами царской власти в день насильственного отречения государя, было Божьим благословением царю-мученику на весь его дальнейший крестный путь. Явление иконы в тот момент было глубоко символичным и мистическим актом. Законная власть под воздействием тайных сил выпала из рук Помазанника Божия, защитника Вселенской Церкви, препятствующего распространению сатанинского зла в мире. Ведь царская Россия и ее православный монарх были главной силой, удерживающей «тайну беззакония» и воцарения Антихриста. Поэтому слуги Антихриста всеми силами старались уничтожить православную империю, устроив на ее месте безбожное советское государство. И в первую очередь им нужно было уничтожить того, кто был живым символом империи – православного царя. Поэтому они и совершили его жертвенное заклание.
Явление иконы Богоматери с атрибутами царской власти в руках засвидетельствовало миру о том, что Сама Царица Небесная взяла под Свой покров Землю Русскую и Сама будет теперь удерживающей «тайну беззакония». Мы надеемся, что когда-то наступит момент, когда Богоматерь обратно передаст скипетр и державу в руки благочестивому избранному Богом царю.
Некоторые говорят, что если бы на месте Николая II был в то время у власти другой царь, более деятельный и решительный, как Пётр I, то революционной катастрофы можно было избежать. Да, действительно, царь Пётр проводил свои реформы очень жёстко и не щадил при этом ни себя, ни других. Он сам лично рубил головы взбунтовавшимся стрельцам, даже сына своего Алексея казнил, но это было другое время и другие люди.
В 1917 году все государственные устои были настолько расшатаны и обстановка так накалена, что самые жёсткие меры и казни еще больше бы ухудшили положение. Скорее всего, Россия была уже обречена и никакой другой царь, даже самый жёсткий и властный, не справился бы с ситуацией. Да и не мог государь, как глубоко верующий и благочестивый христианин, ради спасения государства проводить жёсткие репрессии и проливать кровь своих подданных. Для благоденствия любимой Родины он скорее готов был себя принести в жертву. Об этом свидетельствуют события 2 марта 1917 года. Желая добра России и народу, царь отрёкся от престола в пользу брата, хотя прекрасно осознавал, какая опасность грозит ему самому и его семье.
«Незадолго до своего вынужденного отречения государь сделал запись в своем дневнике: "Если Богу нужна искупительная жертва за грех моего народа, я готов стать ею. Да совершится воля Его". И действительно, царь отдал свою кровь за народ, врученный ему Богом, за русскую монархию. Его жертвенный путь был полон глубокой скорби… Как русский Помазанник Божий, всем сердцем любящий свой народ, он жертвенно прошел этот крестный путь до конца» (Рыженко Т. Пути империй. М., 2017, с. 160).
Можно сказать, что царь Николай II уподобился Самому Христу в своем жертвенном подвиге, «положив душу свою за други своя». Теперь на небесах он у Престола Божия ходатайствует за землю Русскую, испрашивая ей мира и благоденствия.
Почитание св. Царственных страстотерпцев началось с 1930-х годов в Сербской Православной Церкви.
В 1981 году к лику святых их причислила Русская Зарубежная Церковь.
В 2000 году на Поместном соборе св. Царственных страстотерпцев канонизировала Московская Патриархия. На месте убийства царской семьи сейчас сооружен величественный собор – Спас-на-крови.
Протоиерей Ростислав Мельник, Ставрополь
Приложения:
Блажен, кто в дни борьбы мятежной,
В дни общей мерзости людской,
Остался с чистой, белоснежной,
Неопороченной душой.
Блажен, кто в годы преступлений,
Храня священный идеал,
От повседневных искушений
Умом и сердцем устоял.
Блажен, кто, вписывая повесть
В скрижали чёткие веков,
Сберёг, как девственница, совесть
И веру дедов – стариков.
Блажен, кто Родину не предал,
Кто на Царя не восставал,
Кто чашу мук и слёз изведал,
Но малодушно не роптал.
Сергей Бехтеев, «Немногим»
Ещё не вышел страх тот весь,
В душе – из прошлого боязни,
Голгофа – значит место казни.
В двадцатом веке это – здесь.
И с этим вроде бы всё ясно,
Но, может быть, народам дан
Урок – и жертвы не напрасны,
Как жертвы первых христиан.
Ещё не вышел страх тот весь,
Надежды в воздухе повисли…
Но, может быть, в великом смысле
Спасенье мира было здесь.
Нам всё откроется на небе,
И будут все удивлены,
Что благодарственный молебен
России отслужить должны.
Геннадий Иванов, «Откроется»
5. Ответ на 6, р.Б.Алексий:
4. Хотел с 1 марта "закусить удила"!
3. И.Тальков.
2. Ответ на 2, р.Б.Алексий:
1. Пётр Первый!