Константинопольский патриарх Варфоломей планирует провести общеправославную встречу по образцу Иорданского Собора и пригласить на нее всех Предстоятелей Православных Церквей, в том числе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, сообщил РИА Новости источник в церковных кругах.
При этом глава Фанара также собирается пригласить главаря раскольнической т.н. ПЦУ Сергея Думенко. «Понятно, он приглашает Епифания, чтобы не приехал Патриарх Кирилл, и тогда не приедут и другие», - полагает источник РИА Новости.
«Варфоломей сейчас созывает синод Константинопольской патриархии, который обсудит ситуацию в Православии и итоги встречи в Аммане. Трехдневный синод патриархии решит вопрос о созыве общеправославной встречи с вопросом о ситуации в Православии. Название будет такое же, как в Аммане», - сказал собеседник.
По его словам, патриарх Варфоломей обеспокоен тем, что Иорданский Собор прошёл без него. «После великого раскола 1054 года между западом и востоком, православием и римскими католиками, это был первый синаксис, в котором участвовала большая часть православия без Константинополя. Это очень беспокоит Константинополь. Так что патриарх созовет синод, он будет работать три дня. Предполагается, что затем Варфоломей пригласит другие Церкви - все остальные Церкви, в том числе участвовавшие во встрече в Аммане, - для того чтобы рассудить, и не тему Украины, а то, что произошло», - сказал собеседник.
«Встреча должна будет обсудить единство в Православии в связи с тем, что произошло. Они считают, что встреча в Аммане была шагом против единства», - сказал собеседник.
Сам он назвал межправославную встречу в Иордании «правильным шагом». «Это то, что предусматривают священные каноны, первые апостольские каноны», - заметил он.
По его мнению, то, что Константинопольский патриарх созывает синаксис, означает, что результаты Аммана положительные. «И будет ошибкой Кирилла (патриарха Московского и всея Руси. - Ред) не поехать. Большой ошибкой. До сих пор он (патриарх Кирилл - ред.) призывал к этому (всеправославному совещанию - ред.). Варфоломей, для того чтобы не поехал Кирилл, позовет Епифания. С одной стороны, будет проблема, если Кирилл не поедет. С другой стороны, будет проблема, если поедет. Существует, однако, решение - они не должны сослужить вместе», - сказал собеседник.
«Русская Церковь может поехать, говорить, получить большинство, но не служить литургию вместе с Епифанием. Или не будет служить Епифаний с ними. Единственное решение сесть за один стол, обсудить. Сейчас Варфоломей вынуждается пойти и сесть за такой стол, поскольку не может сделать иного», - сказал источник.
Он считает, что организаторы межправославной встречи в Аммане правильно сделали, собрав всех за круглым столом: «То, что в Аммане все сидели за круглым столом, без кого-то во главе, показало единство и соборность Церкви, что все равные. В отличие от того, что было на Крите, где во главе был Варфоломей, а все остальные ниже его».
«В Аммане был большой круглый стол, но стол может быть и большим, чтобы за него сели все Церкви. Этого требовали и митрополиты Кифирский и Пирейский, требовал Ириней Сербский, этого требовали столько иерархов, но их не слушал патриарх Варфоломей. Сейчас он вынуждается делать это, но делает это не с мирным намерением, он делает это с упрямством и в духе мести. Это ошибка», - полагает источник в церковных кругах.
По его мнению, если встреча состоится, то после Пасхи. При этом в середине мая патриарх Варфоломей планирует посетить Америку, он побывает в Вашингтоне, Нью-Йорке, Пенсильвании и Бостоне. «Я не знаю, где будет собор, должна пройти подготовка к нему. Когда собирали всех за круглым столом (в Аммане - ред.), никто не возвышался над другими. В Фанаре, если Предстоятели поедут туда, будут левые, правые, а Патриарх в центре. Когда синаксис созывает Патриарх, все Церкви будут слева или справа, а он в центре. Это ошибка. Православная Церковь отделилась от католической именно по этой причине, потому что у нее нет первого. Первым в Православии является только Христос. Варфоломей сделал такую ошибку и создал раскол», - считает источник РИА Новости.
Он напомнил, что тот раскол имел тяжелые последствия: «Раскол создает геополитическое волнение, ломает сотрудничество, которое было между странами. Он открывает проблему с Черногорией, открывает проблему с Северной Македонией. И не только это. Он открывает проблему и с другими Церквами».
По его словам, после болгарского раскола 1872 года Константинопольский патриархат осудил этнофилетизм, чтобы не создавались в будущем такие проблемы. «Сейчас сама патриархия с украинским вопросом, с другими Церквями, создает ту же самую проблему. Православная Церковь не имеет национальной ориентации – все православные имеют одну идентичность, прежде всего они православные, и только после этого они греки, русские, болгары, сербы. "Вселенский патриарх" значит, что им может быть в следующий раз русский, потом серб, затем грек. За две тысячи лет не было вселенскости», - сказал он.
Собеседник агентства высказался и о возможном месте проведения собора: «Если он соберет встречу, то в Турции она пройти не может. Не может состояться и на Крите. В Иерусалиме также большая проблема. Встреча может состояться в Греции или в нейтральной стране».
На вопрос о возможности провести встречу в Москве собеседник агентства ответил, что патриарх Варфоломей поступил бы умно, если бы предложил провести там. «Но гнев плохой советник. Это очень плохое чувство. Он проявляется в письме, которое Варфоломей направил Феофилу», - сказал он.
«Варфоломей потерял хладнокровие в связи с совещанием в Аммане, вышел из себя. Он сам лично писал письмо Феофилу, без советников. Он делал одну ошибку за другой. И сейчас он делает крупнейшую ошибку. Если он созывает собор с целью найти способ изолировать или наказать всех тех, кто поехал в Амман, то у нас будет не просто раскол, у нас будет война», - выразил опасение собеседник РИА Новости.
Он уверен, что есть приемлемый способ решить вопрос с Сергеем Думенко: «Его можно назначить митрополитом в какой-либо из епархий. Но у него должна быть апостольская преемственность, надо провести правильное рукоположение, и он должен сначала быть простым священником, затем епископом».
По его мнению, до конца года история с «украинской автокефалией» может закончиться.
«Митрополит Волоколамский Иларион сказал, что состоится вторая встреча до конца года. Так что история может завершиться», - сказал он.
Комментируя заявления патриарха Варфоломея, что Иерусалимский Патриарх Феофил не имел права созывать Предстоятелей всех Поместных Церквей на встречу, собеседник агентства сказал, что это не так. «Только пять древнейших Церквей могли созывать большой синаксис с участием всех Церквей. До раскола 1054 года в пентархии были Римская церковь, Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская. После раскола остались четыре Церкви, Иерусалимская входит в их число», - заметил он.
«Всеправославный собор - это когда участвуют все, это то, что должно было пройти на Крите, но не произошло. Это то, что могло пройти в Аммане, но не произошло. Это означает, что у нас есть проблема, и проблема называется "раскол"», - заключил собеседник РИА Новости.
Намерение Константинопольского патриарха Варфоломея провести общеправославную встречу по образцу Иорданского собора косвенно свидетельствует о том, что он признает успех совещания в Аммане. Поэтому он пытается перехватить инициативу, хорошо понимая, что если без его участия пройдёт еще один подобный собор, то тогда Иорданский собор приобретёт прецедентный характер. И неизбежно встанет вопрос об исключительном праве Константинопольского патриарха созывать подобные соборы. А, проявив инициативу созыва собора, глава Фанара постарается заболтать вопрос в бесконечных согласованиях. Например, по поводу участия в соборе Сергея Думенко, что для Русской Православной Церкви и других не признающих его законность неприемлемо.
Некоторые, правда, вдруг вспомнили, что во Вселенских соборах принимали участие еретики. Но надо помнить, что на момент проведения соборов эти люди ещё не были признаны еретиками, поэтому канонически являлись священнослужителями и членами Церкви. Думенко же признается раскольником и человеком без священного сана большинством Поместных Православных Церквей.
В целом, инициатива патриарха Варфоломея свидетельствует о нём как о дальновидном политике, понимающем, что Иорданским собором запущен процесс по достижению единства в Православном мире, и если он не включится в этот процесс, то автоматически, самой историей, будет выброшен за борт церковной политики в области межправославных отношений. Патриарх Варфоломей боится оказаться аутсайдером.
Редакция «Русской народной линии»
1. Такие инициативы ...