Об отступничестве в конце времён, сравнимым с допотопным, предупреждает Иисус Христос: «...Как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, – так будет и пришествие Сына Человеческого» (Мф. 24: 37-39). Конечно, это вовсе не означает, что не будет людей, называющих себя верующими: здесь говорится о массовом эсхатологическом бесчувствии.
Перед самым Вторым Пришествием произойдёт падение «Вавилона, великой блудницы», «великого города, одетого в виссон и порфиру и багряницу». Речь идёт о противящейся Богу цивилизации городского типа, берущей начало от братоубийцы Каина, вместе с которой сосуществует и народ Божий как общество, новую жизнь которому дал в своё время праотец Авраам. К народу Божьему когда-то будет обращён голос с неба: «...Выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее; ибо грехи ее дошли до неба, и Бог воспомянул неправды ее» (Откр. 18: 4,5).
Падение этой враждебной Богу цивилизации произойдет внезапно: «За то в один день придут на нее казни, смерть и плач и голод, и будет сожжена огнем, потому что силен Господь Бог, судящий ее» (Откр. 18: 8). Однако через что и при каких обстоятельствах произойдёт падение «великого города» Апокалипсис не сообщает. Но об этом говорит Апостол Павел в одном из своих посланий: «Ибо, когда будут говорить: "мир и безопасность", тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут» (1 Фес. 5: 3). На церковно-славянском этот момент падения звучит так: «тогда внезапу нападет на них всегубительство, якоже болезнь во чреве имущей, и не имут избежати».
Слово пагуба, употребляемое в синодальном переводе, в греческом тексте имеет следующее написание: ὄλεθρος. В Древнегреческом словаре Иосифа Дворецкого оно переводится так: «1) гибель, уничтожение; 2) потеря; 3) перен., бран., пагуба, чума, бич».
Церковно-славянский перевод ὄλεθρος – всегубительство. В Церковно-славянском словаре священника Григория Дьяченко об этом слове говорится так: «Всегубительство – греч. πανωλεϑρία – такая пагуба, от которой вещь вовсе погибает; всегубитель – тот, который всех погубляет, т.е. диавол». Перевод πανωλεϑρία в словаре Дворецкого следующий: «полная или поголовная гибель».
А вот каково значение слова пагуба по словарю священника Григория Дьяченко: «1) ...погибель; 2) чума; 3) гибель, злочастие, бедствие; 4) мор, язва; 5) пропажа, утрата». Словарь современника синодальных переводчиков Владимира Даля так определяет лексическое значение слова пагуба: «губительство, гибель; пропажа, убыток, утрата; мор, чума, падеж; беда, бедствие, злосчастье».
Если всё это привести к одному знаменателю, то можно, как представляется, сказать следующее. Конец «Вавилону, великой блуднице» положит внезапное и неудержимое бедствие, имеющее характер морового поветрия, чумы, следствием которого будет гибель забывшей Бога цивилизации, разрушение всего её устройства. Переходя к современности, думается, можно говорить о том, что в определённый момент времени наступит «чёрный день календаря», когда падут в прах все биржи мира, и, в первую очередь, Нью-Йоркская: «ибо купцы твои были вельможи земли, и волшебством твоим введены в заблуждение все народы» (Откр. 18: 23).
А нет ли сегодня на горизонте человеческой цивилизации какой-нибудь быстро приближающейся «серенькой тучки», от которой у многих землян кровь стынет в жилах? Пожалуй, есть: коронавирус.
В двенадцатый месяц двенадцатого года... Первый слух о коронавирусе прошёл в конце двенадцатого месяца 2019 года. В конце двенадцатого месяца двенадцатого года китайского календаря этот слух обрёл свою плоть и кровь, и мир вздрогнул от неожиданной вести: в Китае быстрыми темпами стала развиваться эпидемия болезни, вызванная новой разновидностью коронавируса, названного COVID-19.
Обратим внимание на следующее: это первая эпидемия, грозящая перерасти в пандемию, которая развивается «в режиме реального времени» вступившей в информационную эпоху цивилизации. Соответственно уровень тревоги и паники достигает невероятных значений: в ряде мест происходят массовые протесты против принятия соотечественников, вывозимых из охваченных эпидемией районов Китая. То есть люди рассматривают потенциальных носителей вируса как самых опасных врагов. Поленьев в костёр истерии подкидывает и то, что от болезни погибает довольно много людей старшего возраста, а молодым грозит бесплодие как цена за жизнь. Инкубационный период вируса по последним данным может достигать месяца, что значительно затрудняет борьбу с этой напастью.
В китайском городе Ухань, ставшем эпицентром эпидемии, люди заблокированы в своих домах, остановлена работа городского транспорта, затруднено функционирование большинства предприятий и учреждений. Но, однако же, пока не видно серьёзных признаков того, что эпидемия пошла на спад. В России масштабное распространение коронавируса специалисты прогнозируют в октябре месяце.
До появления этой напасти общественное мнение международного «гражданского общества» выражало уверенность в том, что наступают времена мира и безопасности. Основания для этого находили в следующем: 1) экономическое сотрудничество, ставшее глобальным, через свободное движение капиталов, товаров и рабочей силы очень тесно связало все страны; 2) культурный обмен, открытость границ, доступность образования; 3) современные средства связи и передвижения сильно сократили расстояния между людьми и странами; 4) цифровые платформы позволяют непрерывно следить за многими миллионами людей одновременно, что препятствует совершению правонарушений; 5) чарующая власть электронных СМИ над душами людей.
Однако здесь есть одно существенное но: почти вся человеческая деятельность сегодня построена на фундаменте корысти. В духовном плане человечество деградирует прямо на глазах. Нравственный уровень падает. Необычайно тесные массовые контакты между людьми разных народов и рас в таких условиях не являются надёжной преградой росту напряженности, неприязни и враждебности. Эпидемия коронавируса, если она перерастёт в пандемию, в один чёрный день может положить конец миру и безопасности, возводимым на таком хрупком фундаменте, каковым является корысть вкупе с бездуховностью и безверием.
Вячеслав Степанович Макарцев, православный публицист, Нижний Новгород
1. Есть фактор, несравненно более "грубый" в сравнении с повальной апостасией и аморализмом!