Очень своевременно руководством Русского собрания выбрана тема нынешних седьмых калязинских чтений – «Российская глубинка: свидание с Русью». Ведь, как известно, сама Россия жива провинцией, глубинкой. А её-то голоса как раз и не слышно почти.
Вот, и давайте глянем на нашу страну и её глубинку, например, в свете закончившихся январских праздников – как православных, так и светских. Если копнуть историческую суть нашего современного русского января, то неизбежны противоречивые чувства. С одной стороны то ли светская, то ли отдающая язычеством вакханалия новогодней праздности, чревоугодия и возлияний. С другой – веками выношенная детским восприятием атмосфера праздничной ТАЙНЫ Рождества, Святых Дней и Крещения. И если глядеть упрощенно, то вроде бы первая составляющая – от низменных чувств и привычек, сформировавшихся за период эпохи безбожия, а вторая – от глубинной народной культуры православного люда, неразрывно связанной с церковной сакральной традицией. Но фактически ведь – не так, потому что даже среди новогоднего разгула в сознании самого хмельного атеиста не погибло ощущение и ожидание ЗИМНЕЙ ТАЙНЫ в эти дни.
Но это в общем, а если брать проблему в региональном аспекте? В чисто русской глубинке эти два фактора ещё хоть как-то состязаются. Зато в претендующем на всестороннее лидерство Казанском крае, берусь утверждать, целиком победила первая составляющая, а вторая – уже совсем окончательно задвинута на задний план. И виноваты в этом не сами простые люди, рядовые граждане, а теперь, именно в нынешнем 2020 году со всей очевидностью стало понятным, кто. Виноваты те, кто многие годы стоят в нашем регионе у власти. Эти люди, даже если добрые и хорошие в целом, но совершенно чужды русской православной традиции – как по происхождению и воспитанию, так, вполне естественно, и по духу.
В эти святые дни поста, Рождества, Святок и Крещения в информационном пространстве Республики Татарстан крайне редко встретишь достойное упоминание о них, об их значении для многих народов, о сути и обрядовом многообразии – это ужасный факт. Даже о церковном значении и событиях упоминается лишь вскользь и между делом, что говорить о глубинных, народных. И это пренебрежение давно стало здесь нормой. Ведь и информационное пространство здесь почти целиком формируется местным информационным магнатом-монополистом ТАТМедиа – плоть от плоти и кровь от крови – продукт нынешней региональной власти. А, ведь здесь в Татарии, живут почти два миллиона людей, корни которых – в православной традиции, но этот факт никого в этих медиа структурах не смущает. Хотя сохранились носители православных народных традиций, где-то даже их пытаются вспомнить и воспроизвести, собирают детей, учат колядки. Но сколько времени и усилий местные учреждения культуры и местное телевидение посвятили этим традициям? Пшик! В лучшем случае, что мы видим – это ёлки, мишура с пузырьками шампанского и бесконечный разгул. Это не плохо, но где же Православное Рождество, Святки Крещение, сочельники – особые дни для русского и других православных народов? Только в храмах. А где НАРОДНОСТЬ, где ТРАДИЦИЯ, формировавшиеся веками не только в храмах, но и в повседневной людской жизни и быту? Не старайтесь листать страницы местных изданий и Интернета, переключать телевизионные каналы – не найдёте!..
Грустно становится, и когда попристальнее анализируешь нынешнее общественное звучание праздника Крещения. С одной стороны, он вроде бы окончательно закрепил за собой поистине значение символа здоровья и чистоты. Тысячами, если не десятками тысяч стекались человеческие реки ежегодно на крещенские купели Раифского Богородицкого монастыря, что в паре десятков километров под Казанью и к Храму-памятнику православным воинам, павшим при взятии Казани, что в самом центре города на реке Казанке, к другим освящённым купелям на открытых водоёмах. Причём, поразительно, окунуться приходили и наши татары, мусульмане. Так сказать, поддержать православных, а заодно напомнить всем, может быть, прежде всего, даже себе самому, что мы тоже сильны духом! Вот, где подлинная дружба народов и межконфессиональное согласие, а не в показных «межнациональных» номерах художественной самодеятельности, выдаваемых постановочно со сцен. И не в сидении в залах этих концертов и разных собраний рядом православного священника в рясе и мусульманского хазрата в чалме, но ведь именно эту картинку нам всё время подсовывают крупным планом «в доказательство» дружбы религиозных общин.
Но, вот, по какой-то унылой случайности, или закономерности, но с каждым годом крещенских купелей в Казани и окрестностях становится всё меньше и меньше…
А в канун нынешнего праздника Крещения 2020 вдруг появляется информация, что главная купель Казани на Храме-памятнике – запрещена. Этого никогда не было за последние двадцать лет! Даже в самые тёплые зимы, когда поверх льда на реке Казанка были разлиты лужи по щиколотку, купель на Крещение здесь работала. Поэтому прихожане Храма-памятника и активисты Общества русской культуры в этот раз самостоятельно провели целое основательное «независимое» обследование ледовой и водной обстановки на месте, показавшее абсолютную безопасность льда на водоёме и несостоятельность отмены здесь крещенской купели.
В чём же дело?
Чтобы ответить на этот вопрос системно, заглядываем в самые отдалённые сёла и приходы, и тогда всё становится понятным.
Дело в том, что крещенские купели для каждого настоятеля близлежащего храма – своего рода «факультатив социального служения». Необязательный. То есть, если батюшка не приложит усилий, буквально не вылезет из кожи в деле устройства крещенской купели и всей инфраструктуры вокруг неё, включая обязательную безопасность и необязательный, но так здесь ко времени уместный горячий чай, то его никто из священноначалия ругать не будет. Вполне достаточно, если он лишь отслужит накануне и в день Крещения положенное в церкви, всенощную вечером, литургию утром и Чин Великого освящения воды. Внутри храма, не выходя за его пределы.
Но зададимся вопросом, кому нужны крещенские купели? Очевидно, что всему народу, причём не только православному! Так почему же устройство крещенских купелей ложится в основном на священников и прихожан? Где местная власть? Где ленивые чиновники? А вот где: они в заседаниях, вовсю отчитываются о тех купелях, которые будут устроены и организованы НЕ ими! Взять заседание в Казанской мэрии – бодрый и предельно краткий доклад ответственного за связи с общественностью и СМИ г. Казани. «Лекторские» очочки на носу. Ни одного священнослужителя в зале мэрии, зато выдержано главное для них – доклад завершён на татарском языке. «Рэхмет сизге»! (Большое спасибо – тат.), и так далее. Правда, после публикации наших видео в социальных сетях с комментариями ситуации, видео репортаж из Казанской мэрии урезали, убрав картинку из зала с исключительно светскими лицами и завершение этой минутной скороговорки словами на татарском языке.
Но запомнится-то всем не этот мини-доклад, и не фамилия чиновника, протараторившего его по бумажке, и которого никто из общественности, с которой он обязан «связываться» по своей должности – не вспомнит, хоть чиновник Шакиров при этой должности уже шестой год. Запомнится красная вывеска «ПРОХОД ЗАПРЕЩЁН!» на древке, вмороженная бдительными сотрудниками в лёд вблизи Храма-памятника на реке Казанка. Именно он надолго войдёт в историю Казани позором властей города.
И если в городе, в столице православного Казанского края, возможно такое, то что говорить о районах, о сельских приходах митрополии?
Есть, конечно, исключения. Например, Лаишевский район, «столица» русских песен и традиций, столица знаменитого русского праздника «Каравон» – Русское Никольское. Здесь всем миром и работники культуры, активисты и просто неравнодушные люди, вдохновляемые и руководимые местным молодым батюшкой о. Ярославом Филипповым, сумели организовать и провести Рождество, святки и Крещение весьма достойно, к ним на эти праздники съезжалось много гостей, даже включая иностранцев. Но Никольское – исключение, почти недосягаемый для Республики Татарстан пример, давно раскрученный «брэнд». Здесь – фундамент, мощь, создававшиеся последние десятилетия упорным коллективным трудом русской общественности и местных активистов и энтузиастов. И Общество русской культуры не просто стояло у истоков возрождения здесь народных православных традиций, а было инициатором и одним из ключевых участников этого возрождения. И прекрасно, что благодаря огромной проделанной в течение последних трёх десятилетий работе в Республике Татарстан теперь есть такой показательный пример. Здесь, в Русском Никольском, инициатив много, вот, и грант инициаторы выиграли на проведении праздника «Рождество», есть все условия и потенциал реализовать полный годовой цикл русских традиционных праздников, которые, как известно, неразрывно связаны и с природным календарём и с православным. Бог всем этим добрым людям в помощь!
Но, что же остальная Республика Татарстан? Каковы перспективы возрождения в республике полного годового цикла календарных обрядовых православных праздников народа, а не только в храмах?
Вот, характерная картина в ответ на этот вопрос. Собирает глава некоего района республики, татарин, конечно, православных священников на общую встречу, беседу. Сколько тут надежд и ожиданий сразу возникло! Воодушевлённые батюшки, бросив все дела, со всех ног помчались на эту встречу, затаив дыхание, проходят в кабинет главы с заготовленными списками проблем, с набросками своих выступлений, ведь сколько проблем, забот и даже бед в каждом православном приходе! Но на совещании, длящемся какие-то минуты, речь ведётся только об одном главном храме столицы района, да и то, вскользь...
Не больно осознавать татарскому руководству республики, включая, например, министра культуры, что описанный случай – закономерность для нашей республики? Вопрос риторический. А что говорить о должностях рангом пониже и в целом – о бесконечном чиновном бездельном сборище?
Лучшее, что можно услышать и прочитать, это что прошла встреча главы района с митрополитом Казанским и Татарстанским Феофаном. Конечно, это очень хорошо, что наш владыка интересуется всеми обстоятельствами даже самых далёких приходов и их жизни и решает важные вопросы с главами, но разве это означает, что работа с ними не должна вестись системно и каждодневно, во взаимодействии со священством и на уровнях районных администраций, местного и муниципального самоуправления? Разве православные приходы не на острие социального служения, разве их проблемы изолированы от остального общества?
Сельский священник в глубинке Республики Татарстан – тоже приведём типичный случай. Окормлять три прихода, отстоящих друг от друга на десяток километров, проживая в четвёртом месте. Перемещаться на стареньком личном транспорте, моля небесные силы, чтобы не поломаться по дороге. Проблемы обустройства семьи. Село (центральная усадьба) – вроде и не маленькое, и другие селения соседствуют относительно недалеко, но служить Богу порой выдаётся лишь в одиночку, совсем без прихожан. Чего ждать?..
Уверен, что бесконечные разговоры о проблемах духовно-нравственного воспитания молодёжи, преступности и других болячках общества, так и останутся пустыми разговорами, если власть в глубинке не поменяет своего отношения к местному священству и проблемам приходов. Даже, если угодно, крестины младенцев и достойное прощание с умершими – дело не сугубо частное. Что говорить о больших православных праздниках, о повседневной жизни…
Только, вот, представляется, что вряд ли эта проблема может быть решена главами районов по их добровольной инициативе. А, вот, на уровне регионального руководства при наличии доброй воли оного – вполне. Вот, было бы здорово, если бы лидер Республики Татарстан Минниханов Рустам Нургалеевич вдруг взялся за проблему налаживания взаимодействия светской власти на местах со священством! Тогда – и в копилку пионерских достижений республики был бы достойный вклад внесён, похвалиться не стыдно, и выборы главы региона, запланированные на осень текущего года, дали бы результат не только прогнозируемый, но и справедливый.
Михаил Щеглов, председатель Общества русской культуры Республики Татарстан, председатель Казанского отделения Русского собрания