«Русская народная линия» проводит традиционный опрос авторов по итогам года. «Как бы Вы охарактеризовали 2019 год? Какие события и тенденции Вы выделили бы как главные, определяющие для этого года? Что Вы ожидаете от 2020 года?» - на эти вопросы отвечает петербургский священник, научный сотрудник Литературно-мемориального музея Ф.М.Достоевского, директор мемориальной квартиры-музея Иоанна Кронштадтского в Кронштадте, настоятель храма свв. апп. Петра и Павла в с. Сомино протоиерей Геннадий Беловолов:
В последнее время в социологии стала популярна номинация «слово года», когда выбирают слово, выражающее идею уходящего года. Давайте и мы попробуем определить «слово года» в нашей церковной жизни. К сожалению, как это ни печально, таким «словом года» приходится назвать слово «раскол». Сам 2019 год начался с создания псевдоцеркви на Украине. Потом в течение года мы в напряжении следили за церковными новостями, как за сводками с фронта: кто признает раскольников, кто отвергнет, прислушивались и анализировали высказывания отдельных иерархов, Элладской Церкви и других Поместных Церквей. Каждый голос в поддержку позиции Русской Церкви воспринимался как маленькая победа. Весь год мы прожили с этим трагическим словосочетанием «раскол Православия».
Завершился многострадальный 2019 год решением Священного Синода не поминать имя Патриарха Александрийского.
Надо сказать, что признание украинских раскольников Александрийским Патриархатом прозвучало, как гром среди бела дня. Это был удар ножом в спину Русской Церкви от человека, русофилиекоторого было широко известно. Он долго жил на Украине, часто приезжал в Россию, владеет русским языком, постоянно декларировал дружелюбие к России. Вспоминаю, как два года тому назад он посетил Кронштадт. Я имел честь принимать высокого гостя в Мемориальной Квартире св.Иоанна Кронштадтского. Помню первые слова Патриарха Феодора при встрече: «Я - ваш. Я - русский!» Это произвело самое глубокое впечатление. В Кабинете о.Иоанна Патриарх поделился своим замыслом построить в столице Танзании Дар-эс-Саламе храм св.Иоанна Кронштадтского. Мы были в восторге от этой идеи и тут же выразили желание написать в дар новому храму большой храмовый образ Всероссийского пастыря. Когда икона была написана и мы связались по телефону с секретарем Патриарха архиепископом Димитрием, выяснилось, что храм уже не будет строиться, а икону нам предложили передать в другой храм. Более того, как оказалось, владыка бывает в Танзании раза два в год, а большую часть времени проводит в Греции. После нескольких переговоров договорились привезти икону в январе 2020 года. Но теперь в сложившейся канонической ситуации это стало невозможным. В этой истории, как в капле воды, отразилась трагедия разделения церквей. Будем хранить икону до лучших времен.
Для русской истории слово «раскол» окрашено в самые мрачные тона. Это для нас не теория, а историческая трагедия. Трагизм усиливает то, что в русском языке понятие «раскол» не подразумевает обратного действия, по крайней мере, раскол 17 векадо сих пор не преодолен.
Я не пессимист, но меня посещают самые тревожные предчувствия, как бы 2019 год не вошел в историю вселенского Православия как год нового разделения. Конфликт не завершен, он переходит в новый год, и перспективы его урегулирования в ближайшее время не видно. Сколько продлится это разделение, никто не знает. Есть риск, что ситуация будет заморожена надолго.
Не будет преувеличением сказать, что уходящий год стал черным годом в истории Вселенского Православия.
Сложившаяся трагическая ситуация обнажила многие проблемы православных церквей. Прежде всего, мы видим, что внутри Церкви не срабатывают механизмы решения общецерковных проблем. Допускается очень широкое и произвольное толкование канонических норм. Не хватает каналов внутренней коммуникации. У нас постоянно проводятся какие-то диалоги с инославными церквями, но отсутствуют братские диалоги внутри Поместных Церквей. Братство Поместных Православных Церквей столкнулось с проблемой невозможности решения своих внутренних проблем в условиях диктатуры Константинопольского Патриарха. Не выработано противодействие деструктивной деятельности Константинопольского патриарха. Нейтралитет или равнодушие некоторых Поместных Церквей играют на руку каноническому беспределу Фанара и только усугубляют конфликт. Мы увидели, как оказались подвержены некоторые церкви влиянию политики. Ситуация зашла в тупик и нет механизма выхода из нее. Как реализовать принцип соборности в рамках Вселенской Церкви? Очевидно, что даже если собрать в Иордании всеправославное совещание, в нем примут участие далеко не все Православные Церкви.
Пожалуй, после Великой схизмы 1054 года в истории Церкви не было более сложного года. Всё замерло на краю пропасти.
Однако даже в самые тяжелые периоды истории Господь посылает утешение. Как известно, автокефалию Русская Церковь обрела вследствие событий Флорентийской унии. Вот и в 2019 году на фоне печальных событий раскола неожиданно произошло воссоединение с Русской Архиепископией, о котором еще год назад нельзя было и помыслить. В 2007 году состоялось воссоединение с Русской Зарубежной Церковью, а теперь с другой частью Русской церкви. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло: воссоединение с Русской Архиепископией стало следствием конфликта с Константинополем. Также вернулись в лоно Московского Патриархата русские приходы в Африке, построенные нашей диаспорой. Как видим, Господь обращает конфликты в приобретение, всё возвращается на круги своя.
Также на этом фоне положительным событием стало усиление симфонии Церкви и государства. Государство ясно понимает, что действия против Русской Церкви направлены на разрушение русского мира, российской государственности. И 2019 год подтвердил, что Церковь и государство находятся в одной связке. Их отношения вполне можно выразить богословской формулой: они не слиянны, но и не раздельны. Через эти испытания воссоздается древний симфонический архетип отношений Церкви и власти. После разрушения исторической России главным врагом для мировой закулисы после 1991 года становится Православие. Попытка разрушить единство Православия изнутри было вполне ожидаемо. Хотя масштаб удара трудно было представить. И мы видим, что удар направлен прежде всего на русское Православие. В ближайшие годы следует ожидать битву за Православие и каноническую Церковь.
Лично для меня 2019 год стал Годом св.Иоанна Кронштадтского. В этом году совпало несколько юбилеев, связанных с именем Всероссийского пастыря, – 110-летие кончины, 190-летие со дня рождения, 55-летие первой канонизации Русской Зарубежной Церковью, 20-летие открытия Мемориальной Квартиры в Кронштадте. Юбилеи стали поводом вновь прославить имя о.Иоанна Кронштадтского в разнообразных формах.
В 2019 году было проведено много Иоанновских праздников, конференций и чтений, что особенно приятно, в российской глубинке. Только мне удалось поучаствовать в таких праздниках в Ижевске, Сарапуле, Полярных Зорях. 14 июня в Кронштадте прошел ставший уже традиционным Иоанновский фестиваль. К этому году нам удалось восстановить и открыть 1 ноября три новых мемориальных комнаты Музея в Кронштадте, и теперь Мемориальная Квартира стала в два раза больше, полноценным музейным комплексом, состоящим из шести мемориальных комнат, выставочного зала, исторического скверика с памятником Всероссийскому пастырю.
2019 год стал парадом памятников св.Иоанну Кронштадтскому. Если до этого года был, по сути, всего один памятник(в Кронштадте и его повторение в Иркутске), то в уходящем году были открыты монументы в Воронеже, Вышнем Волочке, Гамбурге, и даже в Вашингтоне. Сейчас изготавливается памятник для родины о.Иоанна в селе Суры и для Австралии. Такого еще не бывало, чтобы в один год было установлено 4 памятника Всероссийскому пастырю. Поэтому 2019 год по праву стал Годом Дорогого Батюшки Иоанна Кронштадтского. Жаль, что ни на государственном, ни на церковном уровне этому году не был официально присвоен статус Года Иоанна Кронштадтского. По факту же, без сомнения, 2019 год стал таковым.
Мне думается, что это очень перспективная и, пока еще не оцененная, идея - объявлять очередной наступающий год в честь русских святых. Это стало бы большим катехизационным проектом и прекрасным противодействием нашествию восточного календаря с его зоологической символикой. В наступающем году грядут юбилеи св.князя Романа Рязанского, прп.Корнилия Псково-Печерского, а через год юбилей св. благоверного князя Александра Невского. Почему бы не объявить на церковно-государственном уровне Год Александра Невского.
Но помимо святых Церковь не должна забывать и выдающихся исторических личностей. В России периодически объявляют Год литературы, Год русского языка, Год театра. Это хорошо. Но более сильное и эмоциональное переживание оставляет личность человека. Когда проживаешь целый год с именем выдающегося человека, это наполняет жизнь каждого из нас глубоким смыслом.
Завершая размышление о событиях 2019 года, отмечу, что такие непростые годы бывают полезны для внутреннего собирания силы. В свое время Горчаков говорил, что «Россия сосредотачивается». В такое сложное время, как удящий 2019 год, можно сказать, что Церковь тоже сосредотачивается. Результат это внутреннего собирания может быть самый неожиданный, — какой-то внутренний и внешний прорыв. В нашей Церкви тоже много проблем: имиджевые потери, отрицательные явления в духовенстве, социальное расслоение. Все невзгоды посылаются нам для их преодоления. На Руси часто так бывало, что испытания служили к новым обретениям: через тернии к звездам. Будем надеяться, что тяжелый 2019 год станет нашим путем к будущим обретениям. Пусть на фоне мировых потрясений Русский мир собирается, а Русская Церковь сосредотачивается.