Вчера в рамках VI областных Рождественских образовательных чтений Челябинской митрополии в парке «Россия – моя история» прошла панельная дискуссия «Наследие Победы и наследие измены», сообщили «Русской народной линии» устроители мероприятия.
Эксперты обсудили актуальные вопросы деятельности православных иерархов и верующих в военные годы – не только в СССР, но и в Третьем Рейхе, и на оккупированных гитлеровцами землях. Религиозные сюжеты военной истории во многом остаются малоизученными и дискуссионными. Их сложность связана со сложностью эпохи.
В дискуссии приняли участие протоиерей Алексей Уминский (Москва), доктор исторических наук, протодиакон Владимир Василик (Санкт-Петербург), доктор исторических наук Игорь Вячеславович Сибиряков (ЮУрГУ), доктор исторических наук Андрей Иванович Конюченко (ЧелГУ). Модератор дискуссии - протоиерей Игорь Шестаков.
О дискуссии поведал в телефонном интервью «Русской народной линии» ее участник, кандидат филологических наук, доктор исторических наук, кандидат богословия, профессор Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной богослужебной комиссии протодиакон Владимир Василик:
Дискуссия состоялась во второй день Рождественских чтений, прошедших на высоком подъеме. В первый день Чтений зачитывались пленарные доклады. Мы услышали блестящее выступление отца Германа из Синодального отдела религиозного образования и катехизации, председателя совета ветеранов. Было интересное выступление отца Алексия Уминского, посвящённое педагогике и проблеме свободы.
Ваш покорный слуга в качестве наследника Победы привел пример Михаила Ивановича Фролова, в своё время одного из старейших авторов «Русской народной линии». Я показал значение его наследства, соединения науки и веры в его творчестве и его самого, являющего живой пример, каким должен быть человек.
Второй день дискуссии был посвящён положению Церкви по обе стороны фронта, вопросам верности и предательства, вопросам опасности гитлеризма и неофашизма. Пытались поднять и проблему сталинизма, но в связи с обсуждаемыми вопросами она отошла на второй план.
Были представлены следующие точки зрения. Отец Алексий Уминский старался высказываться больше как богослов и моралист, хотя некоторые его моральные суждения выглядели достаточно странными. Так он приводил примеры благостного отношения к нашим людям, угнанным в Германию. В частности, он опирался на рассказ прихожанки, из этого следовало, будто ко всем в Германии так относились.
Между тем, известно, что в немецком плену по разным причинам погибло почти 2,5 миллиона угнанных в плен: от бомбардировок, жестокого обращения, расстрелов и просто от элементарного голода. Я привёл пример, как угоняли жителей из деревни Чаща, где у нас дача. Старожилы рассказывали, как зимой 1944 года выгнали всех жителей из деревни, а тех, кто не мог идти, просто пристрелили. Таким образом, жителей гнали до Латвии, а там отдали в самое настоящее рабство латвийским кулакам.
Отец Алексий приводил известные мифологемы, что наши военнопленные были якобы брошены Сталиным, что мы не подписали Гаагскую конвенцию. Я на основании своих публикаций, в частности, «Внимание: фальсификация», показал, что это было не так, что Советский Союз уважал законы относительно военнопленных, немцы же не уважали и уничтожали наших военнопленных, потому что они социально чуждые и расово неполноценные. Как сказал пленный немецкий офицер: «На то они и русские».
Отец Алексей Уминский, безусловно, согласился с тем, что Власов предатель и негодяй, но почему-то принялся расхваливать генерала Краснова. На фактах я показал, что Краснов был даже временами хуже власовцев, что красновцы зверствовали в Белоруссии, Югославии, Италии и в Польше. Только в Варшаве ими было убито около 30 тысяч человек из 200 тысяч погибших варшавян. От них бежали свои же эмигранты, такие как Иван Солоневич.
Отец Алексий Уминский пытался доказать, что советский строй не был благом для Церкви, что все архиереи сотрудничали, хотя этому нет объективных и серьёзных доказательств. В свою очередь, мною была высказана точка зрения, что немецкая оккупация была безусловным злом, что немцы не только убивали, но и растлевали духом доносительства, столь популярным в Германии.
Примирителем явился доктор исторических наук Челябинского университета Игорь Вячеславович Сибиряков, который поддерживал патриотическую точку зрения. Он весьма заинтересовался трудами Михаила Ивановича Фролова, в том числе поднял вопрос, во-первых, об источниках, а во-вторых, вопрос о наградах священников и о наградах Родины. И заинтересовался соответственным трудом Михаила Ивановича Фролова, опубликованным на сайте Православие.Ru и на «Русской народной линии». Конечно, встал вопрос относительно источниковой базы, о том, что документы Совета по делам религий — это ещё непаханое поле, которое, безусловно, надлежит рассматривать и над этим трудиться.
Все участники дискуссии показали свое неприятие фашизма и определили фашизм как абсолютное зло, отмечая его безнравственность и бесчеловечность. Ваш покорный слуга озвучил также точку зрения, что сейчас мы видим в лице Евросоюза возрождение четвертого Рейха. Потому что именно Гитлер был инициатором теории объединённых народов Европы против русской опасности.
Публика слушала очень внимательно. Был задан вопрос о Львовском соборе и воссоединения униатов. На это было мной отвечено, что речь шла о восстановлении исторической справедливости, нарушенной унией, а также о ликвидации бандеровской опасности, потому что бандеровские командиры в значительной своей части были сыновьями униатских священников. Униатские священники активнейшим образом поддерживали эту террористическую организацию.
Был задан вопрос о выступлении мальчика из Уренгоя в Бундестаге по поводу несчастного немецкого военнопленного. На это было указано, что 86% немцев вернулись из плена живыми и здоровыми, в то время как из немецкого плена вернулось лишь 43% наших военнопленных. Очень многие немцы вспоминают русский плен с теплом, поражаясь широте и теплоте русской души, великодушию русского человека.
Отец Игорь Шестаков, секретарь Челябинской епархии, блистательно вел эту дискуссию. Он вспомнил настоятеля церкви Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Челябинске, который поехал служить в Челябинск именно потому, что был военнопленным и именно потому, что в плену он полюбил Россию.
Вспомнил также и про немца, который стал сторожем епархиального управления, у которого сохранились о плене самые лучшее воспоминания. Поэтому скорбеть, по большому счёту, некому и не о чем, учитывая то, что никто не просил немцев идти в наши края. Плен явился закономерным следствием их неправедного похода на Восток.
Было высказано также мнение, что этот мальчик из Уренгоя является жертвой информационной войны, просто её продуктом, что называется, несчастным существом, которого обработали, подставили, а потом, по сути дела, выкинули. Подставили под позор и под справедливые колотушки.
В целом дискуссия прошла на очень высоком уровне, корректно и убедительно. Для присутствующих явной стала огромная роль Русской Православной Церкви в патриотическом служении в годы Войны и значение Советского Союза для победы над мировым злом — немецким фашизмом.