День Сибири, или, по-другому, День благодарения Сибири был установлен императором Александром III в честь грядущего 300-летия присоединения ее территорий к России. 26 октября (8 ноября по новому стилю) 1881 года в своем торжественном послании к народу по случаю коронации Александр III отметил выдающееся значение этой земли и пожелал сибирскому краю и его жителям процветания. С тех пор, вплоть до 1917 года, в этот день по всей Российской империи проходили праздничные мероприятия – совершались торжественные богослужения в храмах, организовывались пышные приемы. А, главное, для простого люда выставлялось прямо на улицах бесплатное угощение, благо, сельскохозяйственные работы к тому времени уже были окончены, урожай собран, и можно было позволить себе расслабиться.
За тридцать с лишним лет этот праздник стал одним из любимейших в народе. Но с приходом советской власти День Сибири отмечать перестали, хотя в некоторых местах он праздновался вплоть до 1929 года. Это было связано не с тем, что большевики как-то негативно относились к Сибири. Просто дата совпала с другим, гораздо более значимым для строителей нового государства праздником – Днем Великой Октябрьской Социалистической революции.
Впрочем, вполне возможно, здесь сыграло свою роль и то, что, отмечая День Благодарения Сибири, нельзя было не вспомнить о том, что произошло 26 октября 1583 года и кто, по сути, являлись главными героями этого праздника.
В сборнике материалов «Краткая история Сибирского и Новосибирского казачества» так описываются это и предшествующие ему исторические события (Краткая история Сибирского и Новосибирского казачества: сборник материалов – Новосибирск, 2018. – 100 с.).
«Перевалив через Урал осенью 1582 года, ермаковцы сели в перетащенные волоком из Чусовой струги и поплыли вниз по рекам Тагилу и Туре.
До Туры Ермак встретил слабое сопротивление прибрежных «не воистых» полуоседлых вогуличей и остяков, находившихся в подчинении остяцкого князя Епанчи. Дойдя до городка Чингидин, или Тюмень, казаки зазимовали там, «видя множество бусурманского языка по Туре и не смеяша плыть до Тобольска».
Лишившись за зиму многих из своих сподвижников вследствие болезней, Ермак весною 1583 г. чрезвычайно медленно поплыл вниз по Туре. Первое серьезное столкновение с татарами произошло при впадении Туры в Тобол. Нанеся большой урон нападавшим, казаки продолжали плыть, все время отстреливаясь от них: несколько десятков верст от устья Туры до Караульного Яра на Тоболе пройдены были ими в 21 день. Близ Караульного Яра, в узком месте Тобола, кучумляне устроили запруду в реке, надеясь задержать русских. После ожесточенной трехдневной битвы казаки прорвались через запруду и двинулись вниз по Тоболу, к городу Искеру.
Для защиты своей столицы Кучум стянул к ней все способные к бою силы. Главенство над своими скопищами в 5 тысяч, – по некоторым источникам, даже в 10 тысяч человек, – поручил своему племяннику Маметкулу (племянник, согласно грамоты царя Федора Иоанновича 1597 г. В Строгановской и Есиповской летописях Маметкул называется сыном Кучума).
Слишком неравны были силы, когда в 20-х числах июля, в урочище Бабасе, в Долгом Яру казакам пришлось выдержать пятидневный бой с главными силами Маметкула – несколько сот казаков против нескольких тысяч кучумовцев.
Пробив дорогу, казаки, вскоре вновь подавленные массой неприятеля, 26 июля, при устье р. Турбы, принуждены были остановиться в своем движении. Положение было критическое: идти назад значит погубить все дело; вперед – сил не хватает... С усердием молились казаки, наложив на себя пост в 40 дней.
«40 И доплыша до усть Турбы, конецъ Долгаго Яру, июля въ 26 день на всходе солнца. I видеша безчисленное бусурманское множество стояше, ждуще приходу Ермакова. Казацы жь вси убояшася и присташа к острову выше Яру, размыслиша, помолишася Святеи Троице, Пресвятеи Богородице и всемъ святымъ с желаниемъ.
41 И по явлению Спасителеву, Его жь образ, знаме любезное казакомъ, самовластна с места и поиде преди вниз по левому брегу Тоболу реки, видевше Ермакъ и казацы единодушно за немъ погребоша по брегу тому. Погании жь пустиша безчисленно стрел, аки дождь с горы на струги. И сие место, спасени Богомъ, яко и власу их неврежьдену бывшу, проплы. Егда жь проплы, знамя само на свое место ста.
42 В то время видеша бусурманы вси, яко по брегу тому на облацех Царь велии и прекрасныи зело во свете велице и мнози вооружении воини летaще на крылех и несущаго престолъ Его на плещу свою дивне; и грозяше имъ Царь, в левои же обнаженныи мечь имуще на ня. О дивное чюдо Божиимъ судбамъ! По им же бусурманскимъ повестямъ, яко коим силнымъ на даль стреляющимъ в Него, таковым руце околевше и луки их сокрушишася.
43 И се видевше бусурманы, яко с казаками Царь велии и страшен грядет с вои на разорение и запустение ихъ, зелне убояшася и ослабеша, яко не помыслити, ни зрети на казаковъ за сие не могуше. И Кучюмови, и сущимъ с нимъ возвестиша бывшее, и от сего видения Кучюмъ и бусурманы велми убояшася» (Ремезовы.Ру. Электронная версия «Истории Сибирской»).
Смелым Бог владеет... Дружным натиском казаки разбили скопища у Карачина-Улуса. Доплыв затем до устья Тобола, дружинники очутились в виду главных твердынь Кучума на высоком и укрепленном яру Иртыша. Без особого труда заняли городок мурзы Атика вблизи устья Тобола, на левом берегу Иртыша и остановились в раздумье, что делать дальше? Приближалась зима – того и гляди, реки замерзнут. Двигаться куда-либо невозможно – впереди и сзади неприятель, – добра всякого с собою забрано много, а прокормиться зимою будет нечем. Менее смелые заговорили о возврате на родину. Более 20 дней стояли казаки, не зная, на что решиться. Все же Ермаку удалось воодушевить дружинников. Вот как повествует об этом С.У. Ремезов:
«Овии хотяше и покушашеся бежати в Русь, овии же реша:"Единаче воруюше в Руси, своих християнъ yбиваше на Волге, yмрети хотяще, единодушно хотяше и yмираше. Ныне же камо иде[м], яко зима близ суть? Ермакъ и стареишины, довлеет намъ yмрети християнски храбро за веру християнскую, яко да прославит Богъ и впредь род нашъ".
52 И пребываше вси в Атинскомъ городе с великимъ опасениемъ, яко видеша множество бусурманъ, яко битись единому против десети и дватцати ратных; и городокъ тои вкруг облежаша, аки облакъ темныи. На городовомъ месте, идежь ныне церковь соборная, ту видеша Ермак же и сущим видение, се видеша огненныи столбъ и град, и звон до облак, и указующаго перстом на место. И разумеша, яко хошет Богъ прославити место се именемъ своимъ святымъ и славнымъ» (Там же).
На рассвете 23 октября казаки, переплыв через Иртыш, кинулись на приступ к Кучумовским укреплениям.
«55 Умыслиша жь вси казацы на совершенныи удар, и се брань 4 с кучюмляны. Кучюму жь стоящу на горе и с сыном его Маметкуломъ у засеки. Егда жь казацы по воли Божии изыдоша из города, единогласно глаголюше: "С нами Богъ! Разумеите языцы и покаряитеся, яко с нами Богъ!". И разишася вси воедино, и бысть брань велия октября въ 23 день, емлюшесь за руки, секуще противныя своя. Кучюму же с горы стреляше. Казацы жь огнемъ поганыхъ множество попаляше, без исцелении yбиваше. Погании же нудими Кучюмомъ, от казаковъ велми оскудеваше, плакашеся, неволно биюшесь, yмираюше.
56 Оружия же не бе y кучюмлянъ, точию луки и стрелы, копия и сабли. Бе же 2 пушки y Чюваш, казацы ж умолвиша голкъ их, они ж бросиша их с горы в Ыртышъ. Стояше Кучюмъ на Чювашскои горе и, видевъ многое падение своих, зелно плакашеся сам и вси погании, повеле агуном и абызам своим вопити велми кумиром молитву свою, спяше бо боги их, и безпомошенъ пребывъ и безчестенъ, нудимъ невидимою Божиею силою, и помышля бежати. И бишася 3 дни без опочиву, неотступно» (Там же).
Татары бились стойко. Маметкул был ранен и оставил поле сражения. Казаки, несмотря на громадные потери – по синодику первого сибирского архиепископа Киприана, их пало под Чувашами 107 человек из 400 с небольшим, сражавшихся в этот день, – одержали решительную победу.
В ночь на 26 октября Кучум и его войско бежали вверх по Иртышу, оставив казакам столицу Сибирь, или Искер, а также другие кишлаки: Сузгун, Абалак, Бешке.
«58 [Октября] въ 25 день Кучюму от труда и от печали возлежашу на одре его нощию и видение от Бога виде: внезапу отверзеся на небеси в четырехъ краехъ вселенныя, изыдоша идуше на него исътребити воини светлыи, вооружени, крылати и страшни, и дошед до yрги его, облежа весь полкъ его, глаголюше: "Погании сыне темнаго демона Бахметя, отступи от земли сея, Господня бо земля и исполнение ея i вси живущеи на неи християны благословени, ты же бежи в жилиши своя до близу пропасти треклятаго демона Бахметя". I восставъ Кучюмъ, трепета всем телом, и семъ глаголюшу: "Бежимъ отсюду, вел[ъм]и место страшно, да не умремъ". И анггелъ Господенъ погоняя их, яко путь имъ тма и ползокъ...
60 Видев же Кучюмъ царства своего конечное лишение и разорение всемъ, бежавъ из града своего Кашлыка, еже Сибирь зовома, октября въ 26 день по явлении, нощию восстав таино и всемъ своим рече: "Бежимъ немедленно, донележе вси зле не yмремъ от казаковъ наглою смертию. И вси из града невозвратно бегоша на Cтепъ в Казачью орду на прежное свое селение. Грады жь Чювашскои и Кашлыкъ, Сузгунъ, Бишик, Абалакъ и протчие, гонимъ невидимою Божиею силою, оставиша пусты» (Там же).
Утром, в день памяти святого великомученика Димитрия Солунского, Ермак занял опустевшие кишлаки.
«61 Вечеру бывшу 25 день, и преста подчювашская брань, казаки отидоша за реку и обначеваша со стражею. Во yтрии же восташе, помолишася Богу и прославиша явльшагося имъ заступати во граде их великомyченика Димитрия Селунского, и поидоше без боязни во град Сибирь, еже Ка[шлык]ъ, и внидоша во град в лето 7090-е октября въ 26 день.
62 Егда же внидоша во град в Сибирь, i видевъ оставшаго имения и богатства множество, и хлеба, глаголюше: "С нами Богъ!". Тогда нападе на [ня] велие веселие и таиная радость, яко сохранени Богомъ живымъ и пристанища достигоша, и желаемое получиша. И слыша самообразно во yслышание всемъ велии звон, яко время светлаго Христова Воскресения, радости всего мира и ликования. Вси же единодушнии друзи мирная другъ другу вешаще и полезная глаголаше, на многи дни славяще и моля Бога» (Там же).
С потерей столицы Сибирского ханства подчиненные Кучумом народы поспешили признать владычество русских. Ермак оказался не только храбрым атаманом, но и умным, дальновидным правителем. Взяв на себя роль посланца Московского царя, он приводит инородцев к присяге, облагает ясаком. Уменьем держать себя с местным населением Ермак достиг их любви и содействия.
«63 Промчеся слыхъ о Ермаке и о казацехъ во всю сибирскую страну, и нападе Божии страхъ на вся живушие бусурманы во всеи стране тои. I въ 4 день по взятии Сибири бемьянскии князь Бояр со многими дары прииде к Ермаку, и потребные запасы принесоша и ясакъ даша. Ермак же, чесне жалуя, отпустилъ ихъ. По нем же начаша приходити всегда во близу живущие татаровя с женами и з детми и с родичи, даюше дань. И повеле имъ Ермакъ жити в домех своихъ попрежьнему, яко же жиша при Кучюме».
Из приведенного отрывка видно, что главная заслуга в присоединении к России бескрайних сибирских просторов принадлежала казакам – тому самому сословью, представители которого, по терминологии большевиков, являлись «сатрапами» и «оплотом самодержавия». Естественно, допустить увековечивание их памяти – хотя бы и опосредованно, – новая власть не могла. Поэтому праздник по-тихому запретили, а героев-казаков, прошедших со своими дружинами до самого Тихого океана, переименовали в неких «первопроходцев». Сегодня, как ни странно, многие, особенно молодые, люди даже не знают о том, что Ерофей Хабаров, чьим именем назван город Хабаровск, был казачьим атаманом, отправившимся всего с 70-ю охотниками искать загадочную Даурскую землю. По пути его отряд исследовал территории по реке Амур. Общим итогом действий немногочисленного хабаровского войска явилось присоединение к государству Российскому Приамурья и начало массового переселения туда русских людей.
Казак Семен Дежнёв вместе со своим отрядом из 200 человек в поисках реки Анадыри, где, по слухам, было много «рыбьего зуба», т.е. мамонтовых клыков, первым прошел пролив, соединяющий Северный Ледовитый океан с Великим, обогнув крайнюю восточную оконечность Азии, носящую теперь название мыса Дежнёва. За свои 19-летние труды Дежнёв был пожалован в атаманы и 126 рублями накопившегося за этот срок жалованья.
«Служивые люди» и в дальнейшем сыграли большую роль в том, что обширная территория от Урала до Тихого океана, богатая лесами и полезными ископаемыми, не просто вошла в состав империи, а ею прирастало и прирастает до сих пор российское могущество. Наверное, поэтому нет ничего удивительного в том, что делом восстановления этого праздника в современных условиях также зачастую занимаются не штатские люди. Во многих сибирских городах благородную задачу по возрождению забытого праздника взяли на себя казаки.
В Новосибирске эту миссию выполняют члены Межрегиональной общественной организации «Союз силовых структур Родины» (МОО СССР). Пятый год 8 ноября они проводят для горожан бесплатный концерт, в котором принимают участие известные творческие коллективы, а также исполнители – лауреаты всероссийских и международных конкурсов. В этот день чествуют ветеранов Великой Отечественной войны и труда, ветеранов Афганистана и участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, учителей и спортсменов, деятелей науки и искусства, сибирских писателей, работников библиотек и музеев, – всех, кто умножает славу Сибири, славу нашего Отечества.
Руководитель МОО СССР О.П. Коляденко считает, что необходимо возродить праздник «День Сибири» в общественном сознании, в том числе и через внесение изменений в статью 1.1. (Памятные даты России) Федерального закона РФ от 13 марта 1995г. №32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России». В этом он видит одну из приоритетных задач своей организации:
– Мы убеждены, что День Сибири вернет себе былое величие и снова станет любимым праздником не только сибиряков, но и всех россиян.
Галина Анатольевна Пырх, член Союза журналистов России, Новосибирск