Возрождение забытого праздника

В Новосибирске отметили День Сибири

Бывший СССР 
0
801
Время на чтение 10 минут

День Сибири, или, по-другому, День благодарения Сибири был установлен императором Александром III в честь грядущего 300-летия присоединения ее территорий к России. 26 октября (8 ноября по новому стилю) 1881 года в своем торжественном послании к народу по случаю коронации Александр III отметил выдающееся значение этой земли и пожелал сибирскому краю и его жителям процветания. С тех пор, вплоть до 1917 года, в этот день по всей Российской империи проходили праздничные мероприятия – совершались торжественные богослужения в храмах, организовывались пышные приемы. А, главное, для простого люда выставлялось прямо на улицах бесплатное угощение, благо, сельскохозяйственные работы к тому времени уже были окончены, урожай собран, и можно было позволить себе расслабиться.

За тридцать с лишним лет этот праздник стал одним из любимейших в народе. Но с приходом советской власти День Сибири отмечать перестали, хотя в некоторых местах он праздновался вплоть до 1929 года. Это было связано не с тем, что большевики как-то негативно относились к Сибири. Просто дата совпала с другим, гораздо более значимым для строителей нового государства праздником – Днем Великой Октябрьской Социалистической революции.

Впрочем, вполне возможно, здесь сыграло свою роль и то, что, отмечая День Благодарения Сибири, нельзя было не вспомнить о том, что произошло 26 октября 1583 года и кто, по сути, являлись главными героями этого праздника.

В сборнике материалов «Краткая история Сибирского и Новосибирского казачества» так описываются это и предшествующие ему исторические события (Краткая история Сибирского и Новосибирского казачества: сборник материалов – Новосибирск, 2018. – 100 с.).

«Перевалив через Урал осенью 1582 года, ермаковцы сели в перетащен­ные волоком из Чусовой струги и поплыли вниз по рекам Тагилу и Туре.

До Туры Ермак встретил слабое сопротивление прибрежных «не воистых» полуоседлых вогуличей и остяков, находившихся в подчинении остяцкого князя Епанчи. Дойдя до городка Чингидин, или Тюмень, казаки зазимовали там, «видя множество бусурманского языка по Туре и не смеяша плыть до Тобольска».

Лишившись за зиму многих из своих сподвижников вследствие болезней, Ермак весною 1583 г. чрезвычайно медленно поплыл вниз по Туре. Первое серьезное столкновение с тата­рами произошло при впадении Туры в Тобол. Нанеся большой урон нападавшим, казаки продолжали плыть, все время отстреливаясь от них: несколько десятков верст от устья Туры до Караульного Яра на Тоболе пройдены были ими в 21 день. Близ Караульного Яра, в узком месте Тобола, кучумляне устроили запруду в реке, надеясь задержать русских. После ожесточенной трехдневной битвы казаки прорвались через запруду и двинулись вниз по Тоболу, к городу Искеру.

Для защиты своей столицы Кучум стянул к ней все способные к бою силы. Главенство над своими скопищами в 5 тысяч, – по некоторым источникам, даже в 10 тысяч человек, – поручил своему племяннику Маметкулу (племянник, согласно грамоты царя Федора Иоанновича 1597 г. В Строгановской и Есиповской летописях Маметкул называется сыном Кучума).

Слишком неравны были силы, когда в 20-х числах июля, в урочище Бабасе, в Долгом Яру казакам пришлось выдержать пятидневный бой с главными силами Маметкула – несколько сот казаков против нескольких тысяч кучумовцев.

Пробив дорогу, казаки, вскоре вновь подавленные массой неприятеля, 26 июля, при устье р. Турбы, принуждены были остановиться в своем движении. Положение было критическое: идти назад значит погубить все дело; вперед – сил не хватает... С усердием молились казаки, наложив на себя пост в 40 дней.

«40 И доплыша до усть Турбы, конецъ Долгаго Яру, июля въ 26 день на всходе солнца. I видеша безчисленное бусурманское множество стояше, ждуще приходу Ермакова. Казацы жь вси убояшася и присташа к острову выше Яру, размыслиша, помолишася Святеи Троице, Пресвятеи Богородице и всемъ святымъ с желаниемъ.

41 И по явлению Спасителеву, Его жь образ, знаме любезное казакомъ, самовластна с места и поиде преди вниз по левому брегу Тоболу реки, видевше Ермакъ и казацы единодушно за немъ погребоша по брегу тому. Погании жь пустиша безчисленно стрел, аки дождь с горы на струги. И сие место, спасени Богомъ, яко и власу их неврежьдену бывшу, проплы. Егда жь проплы, знамя само на свое место ста.

42 В то время видеша бусурманы вси, яко по брегу тому на облацех Царь велии и прекрасныи зело во свете велице и мнози вооружении воини летaще на крылех и несущаго престолъ Его на плещу свою дивне; и грозяше имъ Царь, в левои же обнаженныи мечь имуще на ня. О дивное чюдо Божиимъ судбамъ! По им же бусурманскимъ повестямъ, яко коим силнымъ на даль стреляющимъ в Него, таковым руце околевше и луки их сокрушишася.

43 И се видевше бусурманы, яко с казаками Царь велии и страшен грядет с вои на разорение и запустение ихъ, зелне убояшася и ослабеша, яко не помыслити, ни зрети на казаковъ за сие не могуше. И Кучюмови, и сущимъ с нимъ возвестиша бывшее, и от сего видения Кучюмъ и бусурманы велми убояшася» (Ремезовы.Ру. Электронная версия «Истории Сибирской»).

Смелым Бог владеет... Дружным натиском казаки разбили скопи­ща у Карачина-Улуса. Доплыв затем до устья Тобола, дружинники очутились в виду главных твердынь Кучума на высоком и укрепленном яру Иртыша. Без особого труда заняли городок мурзы Атика вблизи устья Тобола, на левом берегу Ирты­ша и остановились в раздумье, что делать дальше? Приближалась зима – того и гляди, реки замерзнут. Двигаться куда-либо невозможно – впереди и сзади неприятель, – добра всякого с собою забрано много, а прокормиться зимою будет нечем. Менее смелые заговорили о возврате на родину. Более 20 дней стояли казаки, не зная, на что решиться. Все же Ермаку удалось воодушевить дружинников. Вот как повествует об этом С.У. Ремезов:

«Овии хотяше и покушашеся бежати в Русь, овии же реша:"Единаче воруюше в Руси, своих християнъ yбиваше на Волге, yмрети хотяще, единодушно хотяше и yмираше. Ныне же камо иде[м], яко зима близ суть? Ермакъ и стареишины, довлеет намъ yмрети християнски храбро за веру християнскую, яко да прославит Богъ и впредь род нашъ".

52 И пребываше вси в Атинскомъ городе с великимъ опасениемъ, яко видеша множество бусурманъ, яко битись единому против десети и дватцати ратных; и городокъ тои вкруг облежаша, аки облакъ темныи. На городовомъ месте, идежь ныне церковь соборная, ту видеша Ермак же и сущим видение, се видеша огненныи столбъ и град, и звон до облак, и указующаго перстом на место. И разумеша, яко хошет Богъ прославити место се именемъ своимъ святымъ и славнымъ» (Там же).

На рассвете 23 октября казаки, переплыв через Иртыш, кинулись на приступ к Кучумовским укреплениям.

«55 Умыслиша жь вси казацы на совершенныи удар, и се брань 4 с кучюмляны. Кучюму жь стоящу на горе и с сыном его Маметкуломъ у засеки. Егда жь казацы по воли Божии изыдоша из города, единогласно глаголюше: "С нами Богъ! Разумеите языцы и покаряитеся, яко с нами Богъ!". И разишася вси воедино, и бысть брань велия октября въ 23 день, емлюшесь за руки, секуще противныя своя. Кучюму же с горы стреляше. Казацы жь огнемъ поганыхъ множество попаляше, без исцелении yбиваше. Погании же нудими Кучюмомъ, от казаковъ велми оскудеваше, плакашеся, неволно биюшесь, yмираюше.

56 Оружия же не бе y кучюмлянъ, точию луки и стрелы, копия и сабли. Бе же 2 пушки y Чюваш, казацы ж умолвиша голкъ их, они ж бросиша их с горы в Ыртышъ. Стояше Кучюмъ на Чювашскои горе и, видевъ многое падение своих, зелно плакашеся сам и вси погании, повеле агуном и абызам своим вопити велми кумиром молитву свою, спяше бо боги их, и безпомошенъ пребывъ и безчестенъ, нудимъ невидимою Божиею силою, и помышля бежати. И бишася 3 дни без опочиву, неотступно» (Там же).

Татары бились стойко. Маметкул был ранен и оставил поле сражения. Казаки, несмотря на громадные потери – по синодику первого сибирского архиепископа Киприана, их пало под Чувашами 107 человек из 400 с небольшим, сражавшихся в этот день, – одержали решительную победу.

В ночь на 26 октября Кучум и его войско бежа­ли вверх по Иртышу, оставив казакам столицу Сибирь, или Искер, а также другие кишлаки: Сузгун, Абалак, Бешке.

«58 [Октября] въ 25 день Кучюму от труда и от печали возлежашу на одре его нощию и видение от Бога виде: внезапу отверзеся на небеси в четырехъ краехъ вселенныя, изыдоша идуше на него исътребити воини светлыи, вооружени, крылати и страшни, и дошед до yрги его, облежа весь полкъ его, глаголюше: "Погании сыне темнаго демона Бахметя, отступи от земли сея, Господня бо земля и исполнение ея i вси живущеи на неи християны благословени, ты же бежи в жилиши своя до близу пропасти треклятаго демона Бахметя". I восставъ Кучюмъ, трепета всем телом, и семъ глаголюшу: "Бежимъ отсюду, вел[ъм]и место страшно, да не умремъ". И анггелъ Господенъ погоняя их, яко путь имъ тма и ползокъ...

60 Видев же Кучюмъ царства своего конечное лишение и разорение всемъ, бежавъ из града своего Кашлыка, еже Сибирь зовома, октября въ 26 день по явлении, нощию восстав таино и всемъ своим рече: "Бежимъ немедленно, донележе вси зле не yмремъ от казаковъ наглою смертию. И вси из града невозвратно бегоша на Cтепъ в Казачью орду на прежное свое селение. Грады жь Чювашскои и Кашлыкъ, Сузгунъ, Бишик, Абалакъ и протчие, гонимъ невидимою Божиею силою, оставиша пусты» (Там же).

Утром, в день памяти святого великомученика Димитрия Солунского, Ермак занял опустевшие кишлаки.

«61 Вечеру бывшу 25 день, и преста подчювашская брань, казаки отидоша за реку и обначеваша со стражею. Во yтрии же восташе, помолишася Богу и прославиша явльшагося имъ заступати во граде их великомyченика Димитрия Селунского, и поидоше без боязни во град Сибирь, еже Ка[шлык]ъ, и внидоша во град в лето 7090-е октября въ 26 день.

62 Егда же внидоша во град в Сибирь, i видевъ оставшаго имения и богатства множество, и хлеба, глаголюше: "С нами Богъ!". Тогда нападе на [ня] велие веселие и таиная радость, яко сохранени Богомъ живымъ и пристанища достигоша, и желаемое получиша. И слыша самообразно во yслышание всемъ велии звон, яко время светлаго Христова Воскресения, радости всего мира и ликования. Вси же единодушнии друзи мирная другъ другу вешаще и полезная глаголаше, на многи дни славяще и моля Бога» (Там же).

С потерей столицы Сибирского ханства подчиненные Кучумом народы поспеши­ли признать владычество русских. Ермак оказался не только храбрым атаманом, но и умным, дальновидным правителем. Взяв на себя роль посланца Мо­сковского царя, он приводит инородцев к присяге, облагает ясаком. Уменьем дер­жать себя с местным населением Ермак достиг их любви и содействия.

«63 Промчеся слыхъ о Ермаке и о казацехъ во всю сибирскую страну, и нападе Божии страхъ на вся живушие бусурманы во всеи стране тои. I въ 4 день по взятии Сибири бемьянскии князь Бояр со многими дары прииде к Ермаку, и потребные запасы принесоша и ясакъ даша. Ермак же, чесне жалуя, отпустилъ ихъ. По нем же начаша приходити всегда во близу живущие татаровя с женами и з детми и с родичи, даюше дань. И повеле имъ Ермакъ жити в домех своихъ попрежьнему, яко же жиша при Кучюме».

Из приведенного отрывка видно, что главная заслуга в присоединении к России бескрайних сибирских просторов принадлежала казакам – тому самому сословью, представители которого, по терминологии большевиков, являлись «сатрапами» и «оплотом самодержавия». Естественно, допустить увековечивание их памяти – хотя бы и опосредованно, – новая власть не могла. Поэтому праздник по-тихому запретили, а героев-казаков, прошедших со своими дружинами до самого Тихого океана, переименовали в неких «первопроходцев». Сегодня, как ни странно, многие, особенно молодые, люди даже не знают о том, что Ерофей Хабаров, чьим именем назван город Хабаровск, был казачьим атаманом, отправившимся всего с 70-ю охотниками искать загадочную Даурскую землю. По пути его отряд исследовал территории по реке Амур. Общим итогом действий немногочисленного хабаровского войска явилось присоединение к государству Российскому Приамурья и начало массового переселения туда русских людей.

Казак Семен Дежнёв вместе со своим отрядом из 200 человек в поисках реки Анадыри, где, по слухам, было много «рыбьего зуба», т.е. мамонтовых клыков, первым прошел пролив, соединяющий Северный Ледовитый океан с Великим, обогнув крайнюю восточную оконечность Азии, носящую теперь название мыса Дежнёва. За свои 19-летние труды Дежнёв был пожалован в атаманы и 126 рублями накопившегося за этот срок жалованья.

«Служивые люди» и в дальнейшем сыграли большую роль в том, что обширная территория от Урала до Тихого океана, богатая лесами и полезными ископаемыми, не просто вошла в состав империи, а ею прирастало и прирастает до сих пор российское могущество. Наверное, поэтому нет ничего удивительного в том, что делом восстановления этого праздника в современных условиях также зачастую занимаются не штатские люди. Во многих сибирских городах благородную задачу по возрождению забытого праздника взяли на себя казаки.

В Новосибирске эту миссию выполняют члены Межрегиональной общественной организации «Союз силовых структур Родины» (МОО СССР). Пятый год 8 ноября они проводят для горожан бесплатный концерт, в котором принимают участие известные творческие коллективы, а также исполнители – лауреаты всероссийских и международных конкурсов. В этот день чествуют ветеранов Великой Отечественной войны и труда, ветеранов Афганистана и участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, учителей и спортсменов, деятелей науки и искусства, сибирских писателей, работников библиотек и музеев, – всех, кто умножает славу Сибири, славу нашего Отечества.

Руководитель МОО СССР О.П. Коляденко считает, что необходимо возродить праздник «День Сибири» в общественном сознании, в том числе и через внесение изменений в статью 1.1. (Памятные даты России) Федерального закона РФ от 13 марта 1995г. №32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России». В этом он видит одну из приоритетных задач своей организации:

– Мы убеждены, что День Сибири вернет себе былое величие и снова станет любимым праздником не только сибиряков, но и всех россиян.

Галина Анатольевна Пырх, член Союза журналистов России, Новосибирск

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Галина Пырх
Мигранты и их дети
Свои среди своих, чужие среди нас…
02.04.2024
О жертвах ювенального Молоха помолимся!
В Новосибирске у многодетной матери отнимают детей
11.12.2023
Кто стоит за беспределом?
История мытарств многодетной матери вышла на новый виток
09.08.2023
Карательная психиатрия – новое оружие ювеналов
В Новосибирске продолжается измывательство над многодетной матерью
19.07.2023
Беспредел в законе
В Новосибирске в тюрьме умирает человек, и никому до этого нет дела
06.06.2023
Все статьи Галина Пырх
Бывший СССР
День памяти дипломата кн. А.А.Безбородко
Сегодня мы также вспоминаем дипломата путешественника И.И.Лепехина, художника В.Л.Боровиковского, историка литературы Л.Н.Майкова, генерала П.И.Батова, писателя С.П.Залыгина и реставратора А.П.Грекова
19.04.2024
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Контора артели «Новый путь», чайхана, «наливайка» – всё это на месте святынь
18.04.2024
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Как сохранить Россию, укрепить Государственность и Церковь, необходимо обсуждать на всенародном уровне
18.04.2024
Высока у подвига цена
К 90-летию учреждения звания Героя Советского Союза
17.04.2024
День памяти М.В. Ломоносова
Сегодня мы также вспоминаем актера Ф.Г.Волкова, мореплавателя В.Я.Чичагова, художников Д.Г.Левицкого и А.Я.Головина, филолога Д.Н.Ушакова, танкистов С.В.Хохрякова и С.Ф.Шутова, писателя Б.Н.Ширяева и Патриарха Алексия I
17.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Победа45
19.04.2024 05:29