С начала 1930 года и до своей кончины в 1939 году Римский папа Пий XI неизменно придерживался откровенно враждебной позиции к СССР. «Союз с фашизмом против коммунизма в политике, попустительство ему в его преступлениях и антикоммунизм в «теории», в социальной программе – таков основной мотив понтификата папы Пия XI», - писал М. Шейман в книге «От Пия IX до Иоанна XXIII».
Началось всё с объявления «крестового похода» - клеветнической кампании – против СССР под предлогом «защиты религии», а закончилось открытой поддержкой наиболее оголтелого типа фашизма – германского нацизма.
Бесспорно то, что фашизм итальянский и его дуче Муссолини были более близки Римскому папе, чем языческий гитлеризм с его расистской составляющей и антисемитизмом. Как-то Муссолини заявил, что Пий XI лично ему высказал такое мнение: «В системе фашистского учения, делающего упор на принципы порядка, авторитета и дисциплины, я не вижу ничего, что могло бы противостоять католическому учению». Кроме всего прочего, Муссолини был для католической церкви надёжным оплотом в борьбе против большевизма. Вот что ещё важно отметить: «Примечательно, что папа говорил о том, что существует только одна по-настоящему тоталитарная организация – это римско-католическая церковь. И любого, кто её не признавал, нужно было наставлять на путь истины» (Александр Швабе «Ватикан и фашизм»)
Но такое «сродство» католицизма и итальянского фашизма всё же перевешивалось интересами большой политики, в которой договор с нацистами значил больше, чем конкордат с Муссолини и даже Латеранские соглашения 1929 года. Ради политической власти папа Пий XI жертвовал христианскими ценностями. Особенно ярко это проявилось после заключения конкордата с Гитлером в 1933 году.
Дадим слово венгерскому исследователю Е. Гергею: «Гитлер пришёл к власти 30 января 1933 года и сразу же предложил папе заключить имперский конкордат. Предложение было благосклонно воспринято в Риме. Весенние события в Германии 1933 года убедили курию в том, что нацисты и Гитлер являются непримиримыми противниками большевизма, а католицизм не затрагивают, скорее даже желают сотрудничать с ним.
Переговоры о конкордате со стороны Германии вёл вице-канцлер Папен, а со стороны Ватикана – кардинал Пачелли, который также учитывал советы прелата Кааса, бывшего руководителя партии Центра. Соглашение было достигнуто весьма быстро. 20 июня 1933 года Папен и Пачелли уже подписали имперский конкордат. Таким образом, церковь признала нацистский режим, обеспечивая тем самым права немецкой католической церкви. (…) Имперское правительство было щедрым на уступки – бумага всё стерпит; Пачелли был германофилом, а ватиканская дипломатия ещё не встречалась с такой утилитаристской машиной, как нацистская администрация. Конкордат явился большим успехом Гитлера в области внутренней и внешней политики, но в то же время и трагическим заблуждением Пия XI и его государственного секретаря! С помощью конкордата Гитлер сломил сопротивление католиков внутри страны, с чем Бисмарку пришлось сражаться на протяжении десятилетий, а за пределами страны конкордат представил новый режим в пристойном виде. Немецкие католики с помощью папы стали лояльными подданными Гитлера.
В период между 1934 и 1937 годом Ватикан старался заставить Гитлера соблюдать договор, но без малейшего успеха. А когда наступил черёд ликвидации школ, католической печати и организаций религиозно-морального характера – главным образом молодёжного движения – Пию XI ничего не оставалось, как выступить с публичным и торжественным протестом» (Е. Гергей «История папства»).
Однако существенно отношения с фашизмом это не изменило.
Незадолго до своей кончины Пий XI составил новую энциклику. По этому поводу Эрик Фраттини написал: «Тогда Пий XI приготовил другой текст, который намеревался огласить в десятую годовщину подписания двустороннего договора в присутствии всех итальянских и немецких епископов. Но этот проблемный документ так и не был зачитан: понтифик скончался незадолго до означенной даты. Текст документа не был опубликован вплоть до восхождения на Святой престол папы Иоанна XXIII» (Э. Фраттини «Священный альянс»).
Итак, несмотря ни на что, Ватикан не хотел доводить до разрыва с Германией. А главным своим врагом продолжал видеть коммунизм, с которым у католической церкви «не может быть компромисса». Что и было отражено в энциклике от 19 марта 1937 года – «Дивиниредомиторист» - против коммунизма. «В новой энциклике Пий XI писал о «великой угрозе и огромной опасности, идущей от большевистского атеистического коммунизма», который стремится ниспровергнуть общественный строй и подорвать самые основы христианской цивилизации. Он выражал сожаление по поводу того, что коммунизм «соблазняет даже более культурные умы».
Коммунизму папа противопоставлял католическое учение об обществе, восхвалял церковную благотворительность. Папа поучал: надо помнить, что никогда не удастся уничтожить в этом мире несчастия, страдания, мучения, которым подвергаются даже люди, по виду своему кажущиеся наиболее счастливыми. И поэтому всем нужно «быть терпеливыми, обладать тем христианским терпением, которое облегчает сердце в надежде на божественное вечного блаженства». Категорически требовал папа от католиков ни в какой области не сотрудничать с коммунистами. Это было направлено на то, чтобы помешать созданию народного фронта против фашизма и опасности войны» (М. Шейман «От Пия IX до Иоанна XXIII»)
То есть папство выступило таким же «поджигателем войны». В подтверждение этой мысли приведём цитату из книги Е. Гергея о папстве: «Главными силами мировой борьбы против коммунизма Ватикан считал фашистские диктатуры и в первую очередь Германию. И прежде всего ради этого он был готов предоставить моральную и идеологическую поддержку со стороны церкви. Такой основной общностью интересов можно объяснить одобрение папой агрессии в Абиссинии, итальянской и германской фашистской агрессии в Испании и, наконец, молчаливое одобрение в марте 1938 года нацистского аншлюса Австрии, желающей осуществить концепцию «Quadragesimoanno». На евхаристическом конгрессе 1938 года в Будапеште легат Пачелли провозгласил дух примирения в интересах готовящегося мюнхенского соглашения, что в той ситуации лишь ободрило агрессоров. Мюнхенское соглашение в Ватикане восприняли как средство избежать войны. Однако новое разочарование уже не постигло Пия XI. Когда папа лежал на катафалке, сапоги солдат вермахта уже гулко стучали по мощёным улицам Праги».
***
Подытожим всё сказанное. По сути, борьба с коммунизмом - от объявления его главным врагом до создания единого фронта – была борьбой с распространением большевизма, или русского национального социализма. Ведь и Коминтерн, как считал Троцкий и сотоварищи, в итоге стал служить не мировой революции, а имперским интересам СССР – перелицованному III Риму, то есть Катехону! Вот против чего на самом деле объединяли усилия правые и левые, фашисты и космополиты; противники объединялись на основе неизбывной ненависти к России как таковой.
Неформальный союз их стал возможным ещё и потому, что и богоборческий троцкизм, и языческий нацизм, и «христолюбивый» папизм были круто замешаны на оккультизме.
Александр Огородников, публицист, член Союза писателей России