Риторический вопрос - на потребу каким вкусам пишется книга со следующим содержанием?
Софья Багдасарова. Воры, вандалы и идиоты: Криминальная история русского искусства. Аннотация:
Глупость, надежда на авось и пьянство - вот то, что отличает русские преступления в сфере искусства: - Отковырять 602 бриллианта от икон и три дня прятаться за иконостасом, чтобы потом изнемочь от голода и жажды, и в буквальном смысле свалиться на голову полицейским. - Средь бела дня зайти в Эрмитаж и вырезать холст из рамы, сложить его в несколько раз... А потом подбросить картину видному политику. - На глазах у публики вынуть картину из рамы, оставить на брошенной раме свои отпечатки пальцев, потом спрятать картину на стройке. И быть арестованным на следующее утро. - Разбить по пьяни камнем окно музея, выпить еще, забыться сном на антикварной мебели. И быть взятым с поличным - с единственной бронзовой статуэткой.
В новой книге Софьи Багдасаровой, автора бестселлера «Омерзительное искусство» (номинант премии «Просветитель-2018» (?!-Н.В.), вы узнаете все о том, как совершаются преступления в российских музеях и кто обычно бывает преступниками. Стоимость книги 848 рублей.
Или вот ещё:
М. Жегалин. Искусство под градусом. Полный анализ роли алкоголя в искусстве.
Автор книги с иронией рассказывает, кто, как и зачем использовал алкоголь в изобразительном искусстве (от античности с ее дионисийским и вакховским культами) и до мировых шедевров Ван Гога и Пикассо. Что пили литераторы, кинематографисты и другие деятели культуры? Это и многое другое в эксклюзивной дебютной книге от Максима Жегалина. Стоимость 525 руб.
Нынешняя ММКЯ (книжная ярмарка на ВДНХ) была заявлена как осуществившая над собой перезагрузку, разумеется, с помощью нового руководства. Новый директор, бизнесмен и математик по образованию Андрей Гельмиза, продюсер культурных проектов (театральных, Книгобайт, «Красная площадь»), заявил, что за два года для ММКЯ будет создана новая платформа.
Нововведения на ММКЯ ощущаются с первых шагов: сначала по форме, затем и в содержании. Отрадно, что стало просторнее, как-то больше воздуха и продуманной геометрии. Хотя непропорционально широкие пространства отвели под выставку книг, специальных гостей из арабского Шарджа, ставшего в этом году Всемирной столицей книги. Однако мало кто в состоянии оценить по достоинству представленные фолианты - арабистов, и знатоков мусульманства не так много. Вот и остались эти площадки эдакими пустынными зеркальными кортами со скучающими девушками в хиджабах.
При этом уменьшились другие площадки для общения с читателями. Широко раскинулись стенды и залы с детской литературой. Не потому ли такой убедительный акцент на детской литературе был сделан организаторами, что особые прибыли сулило это направление? Ведь задумано открытие в 2021 году в Москве новой международной ярмарки - детской книги. Это совместный проект ММКЯ с самым авторитетным форумом в мире детской литературы, с Болонской ярмаркой.
Почему было невозможно приобрести каталог-программу мероприятий ММКЯ 2019 в печатном виде? Потому что его нет. И не потому, что программа была в интернете, а на каждый день по часам - расписание на табло. Смеем предположить, что именно потому не было, что легко вычислить и почувствовать общую тенденцию обновлённой ярмарки, если хотя бы бегло полистать печатный вариант программы.
О содержании ММКЯ. Две книги, анонсированные вначале, это не нонсенс, это квинтэссенция генеральной тенденции нового формата книжного торжища. Тенденция трижды коммерческая, и это её главная подоплёка. Однако, пожалуй, впервые на площадку для общения приглашается главный редактор мужского журнала «Максим», в котором есть порнореклама и всякое другое (не будем уточнять) (опус «Сам себе мальчик»). Никогда ранее не были так «мощно» представлены книги авторов, ведущих разнообразные тренинги в области экстрасенсорики. Несколько из них - победители пресловутой «битвы экстрасенсов». Правда, и в анонсах своих изданий, и, выступая, мистическая составляющая ими стыдливо принижалась и маскировочно звучали слова о светлых энергиях и силах, «концепциях трансформации судьбы».
Несколько авторов, бизнес-тренеров, пытались рекламировать свои «исследования» с претензиями на наукообразность. Вот это название! «Мозговодство (!). Путь к счастью и удовлетворению» (Филипп Кузьменко). Мало того, что автор многословен и косноязычен, так он в ответ на вопрос о библиографии был вынужден признать, что её просто нет...
Радислав Гандапас - председатель клуба ораторов (что-то вспоминается великий комбинатор), автор книг «Полная Ж», «Камасутра для оратора», издавший в том числе «Сборник биографий великих людей России за все время ее существования: от Киевской Руси до нынешнего времени». Подарочное оформление (глянуть бы библиографию!) анонсировал новую книгу «Жизнь как бизнес-проект». Аннотация:
«Система "Полная Ж", основанная на колесе жизненного баланса, дает вам реальную возможность изменить реальность, повлиять на все сферы собственной жизни: любовь и дружбу, работу и хобби, благосостояние и здоровье. Работая с книгой, вы проведете диагностику по всем сферам вашей жизни; - проанализируете свои цели и устремления; - проверите собственную мотивацию на достижения; - сделаете финальный check-up вашего морального состояния... и затем начнете писать новый жизненный бизнес-план. Ваш бизнес-план. Воркбук даст вам инструменты и стратегию, которую легко можно воплотить в собственной жизни!» Вот такую лапшу, оказывается, потребляют наши сограждане, причём с аппетитом, судя по тиражам. Мало этого, в очередной книге «признанный мастер ораторского искусства» Радислав Гандапас собрал речи знаменитых россиян, сопровождавшие великие события и судьбоносные повороты российской истории. Каждая речь сопровождается биографией оратора и описанием исторического контекста, в котором она была произнесена. Ловко, что скажешь!
Да, лапша - самое популярное блюдо в меню нынешних редакторов издателей.
Вот известный игрок «Что? Где? Когда?» М. Поташев многозначительной рекламой на тему игры как философии привлёк внимание посетителей к своей книге. И чему же она посвящена? Оказывается, личности Ильи Кабердзона, который в начале 20 века, популяризируя игру в бридж, открывал по всему миру заводы по производству игральных карт. Предлагал он и правительству СССР реализовать свою инициативу, но, говорит, усмехаясь, Поташев, в СССР испугались того, что на картах изображались короли, и отказались. То есть игрок уверен, что публика - любительница лапши и потому понятия не имеет об оккультной составляющей карточных игр.
Если бы надо было в процентах оценить представленную тематику книг, то ПРИМЕРНО это выглядело бы так:
60-65% - детективы, остросюжетные и отдельно женские (Мартова, Куликова, Вагнер, Степанова, Полякова, Вербинина, Долонь, Горская, Крамер, Жукова, Гармаш-Рофф и несть ещё числа. Вот перлы названий: «Ключ от проклятой комнаты», «Подвеска Кончиты», «Тебе никто не даст»). По сравнению с этими детективщицами Донцова и Маринина - это уже уровень Льва Николаевича;
15% - детская литература;
15% - бизнес-проекты, тренеры психологи и целители, медики;
5 % - кулинария, одежда, уход за лицом и телом.
5% - остальное. Сюда, видимо, попадают исторические и художественные произведения.
(Отдельной строкой идут иллюстраторы, о них здесь речи нет).
За 5 дней работы ММКЯ проведено примерно 455 встреч с читателями. На другой чаше весов: 2 встречи со священниками - о.Андрей Ткачёв, о. Артемий Владимиров; рассказ о книге С.Михеенкова «Берлин-45» о дне последнего штурма; книга об истории Крыма, встреча с космонавтом С.Рязанским; С.Карякиным, выдающимся шахматистом; Н.Стариковым; А.Вассерманом; одна беседа о русском языке; разговор с З.Прилепиным. Легко подсчитать, что эти светлые проблески в море трескучей пустоты равняются примерно 2, 4%.
Конечно, без Д.Быкова не обошлось: кроме своих перлов он почему-то презентовал книгу умершего Марлена Хуциева о русской классике, причём в аудиоверсии именно он говорил голосом А.С.Пушкина (?!).
Как и без Радзинского, накатавшего нечто очередное под названием «Бабье царство», ничтоже сумняшеся. Манера отношения Радзинского к женщинам однажды уже была им сформулирована так: «Я стою у ресторана: замуж - поздно, сдохнуть - рано». Надежд мало, что эта формула не запущена и в новом опусе.
Однако «вершиной» бизнес-мышления стала встреча под названием «Если жизнь - боль, зачем страдать от русской литературы?»
Популярный вопрос на TheQuestion: «Почему в русской литературе постоянно страдают?» В интернете стала вирусной фраза, что вся русская проза построена на страдании: «страдают либо автор, либо персонажи, либо читатель». Так ли это? Можно ли получать удовольствие от отечественного «литературного производителя» или за рубежом все делают лучше, даже тексты? Беседуют писатель Ольга Брейнингер, издатель Елена Шубина и книжный блогер Евгения Власенко.
Слушать было неприятно по понятным причинам, хотя помада у выступавших была, конечно, дорогая и в тон. «Тексты делают»...
Нельзя умолчать ещё об одном перле: сборник «Так говорил Богомолов» объединил в себе тексты режиссёра, написанные им в разное время, даже школьные каляки помещены. Автор чуть ли не с проникновенной слезой при этом вспоминал о замкнутом грустном мальчике из Гнездниковского переулка, о себе самом, то есть... К. Богомолов о названии своей книги: «Это такая ироничная вещь. Знаете, многие относятся к этому названию серьёзно, видят книгу и говорят: "Ты охренел?". Или что похуже. Но на самом деле это, конечно, в ироническом ключе. Мы обсуждали название, смеялись - и решили: назовём "Так говорил Богомолов", пусть крутят пальцем у виска, бесятся».
«Пусть бесятся» - это о читателях. Автор же иронизирует и стилизуется не под сказки братьев Гримм, а под Ницше. Смело? Г-н Богомолов, как вы думаете, каждому ли по плечу «пощёчины общественному вкусу»? Сдаётся, в вашем случае это никакая не пощёчина, а хихиканье в кулачок.
Итожа сказанное, трудно не вспомнить слова В.Носика, прозвучавшие в последнем выпуске Н. Михалкова «Бесогон»: «Эти люди выжрали всю российскую культуру. Они задушили всё, до чего смогли дотянуться. Они захватили кинематограф, театр, влезли во все щели, дыры, бюджеты и комитеты с комиссиями...они навручали себе званий и премий, грамот и мест, а потом этими статуэтками и переходящими знаменами за перевыполнение плана и по изобличению русской мерзости призывают к покаянию и забивают насмерть всё, что не их».
Ранее на ММКЯ мы могли встретиться и побеседовать с В.Распутиным, Н.Коняевым, А.Лихановым, О.Платоновым, В.Крупиным, В.Катасоновым, С.Перевезенцевым, В.Махначом, В.Личутиным, Н.Мельниковым, О.Седаковой, В.Ганичевым, В.Воропаевым, А.Ужанковым, А.Варламовым, А.Черновым и другими выдающимися писателями, учеными, деятелями культуры.
Теперь же «этим людям» безрыбья, на котором и раков-то уже полным-полно, приходится обсыпать всё вокруг себя блёстками-стразами, купленными недёшево, (а как же - бизнес-проект), поддельными, но вызывающе ярко блестящими, ибо эпатаж, перепев, хохма и пыль в глаза - их основные инструменты.
Наталья Владимировна Варламова, педагог, филолог, журналист
2. Re: Безрыбье в стразах
1. Re: Безрыбье в стразах