Самолет Airbus А321 «Уральских авиалиний», выполнявший рейс Москва - Симферополь, совершил экстренную посадку в кукурузном поле возле деревни Рыбинское, передает РИА Новости. Самолет приземлился с убранным шасси.
Вскоре после взлета в двигатели попала стая чаек, что привело к перебоям в их работе. Пилоты приняли решение совершить экстренную посадку.
«Экипаж самолёта А321 авиакомпании "Уральские Авиалинии" выполнял рейс 178 по маршруту Жуковский - Симферополь. По предварительным данным, на борту воздушного судна находились 226 пассажиров и 7 членов лётного и кабинного экипажей. На взлёте, после отрыва от взлетно-посадочной полосы самолёт столкнулся со стаей чаек, попадание которых в двигатели привело к значительным перебоям в их работе», - говорится в сообщении Министерства транспорта Российской Федерации.
«Экипаж принял решение произвести посадку перед собой. Вынужденное приземление самолета произошло на кукурузном поле между ближним и дальним маяком системы посадки аэродрома на удалении более одного километра от ВПП. Приземление было произведено с убранными шасси, перед приземлением экипаж выключил двигатели.
Кабинный экипаж слаженно организовал и осуществил эвакуацию всех пассажиров по аварийным надувным трапам. Пострадавшие пассажиры были оперативно доставлены в медучреждение г. Жуковского. У одного пассажира перелом ключицы, у другого - компрессионный перелом позвоночника. Остальные пассажиры самолета на автобусах доставлены в аэропорт "Жуковский".
Для расследования обстоятельств и причин авиационного происшествия сформирована специальная комиссия, в состав которой входят представители Росавиации. Руководитель Росавиации выехал в аэропорт "Жуковский"», - сообщает профильное ведомство.
В сообщении пресс-службы Министерства здравоохранения России отмечается, что «из 226 человек на госпитализацию направлены 23 пассажира, среди которых 9 детей. На место катастрофы оперативно выехало 20 бригад СМП, был задействован вертолет санавиации. Состояние пострадавших оценивается как средней тяжести, близкое к удовлетворительному. Ситуация с оказанием медицинской помощи пострадавшим находится под контролем Министра здравоохранения России Вероники Скворцовой. Глава ведомства отметила, что, благодаря профессионализму пилотов и членов экипажа, удалось избежать серьезных травм и повреждений у пассажиров. Вероника Скворцова также положительно оценила оперативность и слаженность экстренной медицинской службы Московской области, обеспечившей быстрый доезд бригад СМП к месту жёсткой посадки».
Все доставленные бригадами скорой медицинской помощи пассажиры осмотрены врачами Раменской ЦРБ. 22 гражданам помощь оказана амбулаторно, только 1 пациентке, женщине 69 лет, потребовалась госпитализация. Ее жизни и здоровью ничего не угрожает, состояние расценивается как ср.тяж. ближе к удовлетворительному. В аэропорту Жуковский продолжают дежурить 2 бригады скорой медицинской помощи.
Полномочный представитель Президента России в Уральском федеральном округе Николай Цуканов поблагодарил экипаж за четкую и слаженную работу во время посадки в сложных условиях, сообщается на сайте полпредства. Полпред заявил, что ситуацию держит на личном контроле. Во время телефонного разговора руководитель Росавиации Александр Нерадько сообщил Николаю Цуканову, что для расследования обстоятельств происшествия сформирована специальная комиссия.
По информации генерального директора авиакомпании «Уральские авиалинии» Сергея Скуратова, вся необходимая помощь пассажирам оказывается в полной мере. «Экипаж действовал слаженно и профессионально: в сложнейшей ситуации пилоты приняли верные решения. Без сомнения, это героический поступок! Молодцы и пилоты, и бортпроводники! Да и сами пассажиры проявили спокойствие и выдержку - никакой паники на борту», - сказал Николай Цуканов.
Следственными органами Московского межрегионального следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации возбуждено уголовное дело по факту жесткой посадки самолета, по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта), сообщается на сайте Следственного комитета России. На месте происшествия работает следственно-оперативная группа, организован комплекс необходимых следственных действий, направленных на установление всех обстоятельств и причин случившегося. Расследование уголовного дела продолжается.
Межгосударственный авиационный комитет сформировал комиссию по расследованию данного авиационного происшествия. Комиссия приступила к работе, сообщается на сайте Комиссии.
Экипаж самолета действовал профессионально, а проблемой большого числа птиц в районе аэропорта Жуковский должны заниматься местные власти, заявил летчик-испытатель Магомед Толбоев. «Экипаж сработал профессионально, всё было сделано правильно», - сказал Толбоев Интерфаксу.
По его мнению, проблема большого количества птиц близ территории аэропорта является зоной ответственности администрации Московской области. «Это проблемы Подмосковья - из-за мусора, находящегося за пределами аэропорта. Птиц там уже не разгоняют», - сказал собеседник.
Преподаватели летчиков гордятся ими: главное, что все живые, заявил РИА Новости заместитель директора филиала по воспитательной работе Бугурусланского летного училища гражданской авиации Иван Первов.
«Свидетельство коммерческого пилота мы выдавали Юсупову Дамиру Касимовичу 2013 года выпуска. Второй пилот тоже наш выпускник 2017 года. Это мой выпускник. Мы их выпускали. Гордость. Живы. Здоровы. Мы здесь о летательном аппарате даже речи не ведем. Неважно, восстановят его или нет. Все живые - главное», - сказал собеседник агентства.
«Мы же помним случай, когда на полосу посадили самолет и сгорели люди, 41 человек. Практики сажать самолет на кукурузное поле нет. Только в теории и на тренажере. Их учат при особом случае полета, их учат действиям при отказе двигателя на тренажере. Это в обязательном порядке», - отметил он.
Одна из пассажиров самолета Светлана Бабина рассказала журналистам, что после посадки они жали руки пилотам, говорили «спасибо» и аплодировали.
Спасти жизни людей удалось благодаря умелым действиям командира экипажа 42-летнего Дамира Юсупова, который вовремя сориентировался в ситуации, убрал шасси, выключил двигатель, посадил воздушное судно в кукурузном поле в деревне Рыбаки и спас таким образом жизни 234 человек. Позднее мужчина активно руководил первичной эвакуацией пассажиров Airbus А-321. «МИР 24» приводит биографию героя.
Дамир Юсупов и Георгий Мурзин
Дамир Юсупов родился в 1977 году в семье вертолетчика в городе Игарка Красноярского края. Через некоторое время его родители переехали в Сызрань, в последние же годы Юсупов жил в Екатеринбурге. В авиакомпании «Уральские авиалинии» он работает с 2013 года, летает по регулярным и чартерным маршрутам. Известно, что среди его пассажиров было немало спортсменов, которые часто летают чартерами. В частности, на борту возглавляемого им самолета побывали хоккеисты казанского «Ак Барса», футболисты «Рубина» и сборная России по фигурному катанию.
Примечательно, что Дамира не сразу приняли в летное училище. В первый раз не прошел медкомиссию. Он был вынужден поступить учиться на юриста и работал в городской администрации. Однако мечта о небе его не оставляла, и в 32 года он все-таки поступил в Бугурусланское летное училище гражданской авиации (Оренбургская область), которое окончил с отличием. «Я на всю жизнь запомнил свой первый полет, в училище мы летали на Ан-2. Даже не верилось, что я сам управляю самолетом, я лечу», - признавался в одном из интервью летчик.
В 2013-м Юсупов получил свидетельство пилота коммерческой авиации и был принят в авиакомпанию «Уральские авиалинии», поначалу был вторым пилотом. Командиром воздушного суда работает только год. Общий налет Дамира Юсупова составляет более 3000 часов.
Свою будущую жену Дамир встретил на борту самолета, но тогда он был не в кабине пилотов, а в салоне воздушного судна. Супругу зовут Наталья, вместе с ней они воспитывают двоих детей.
Вторым пилотом Airbus А-321 был Георгий Мурзин. Ему 23 года. В 2017 году он окончил Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации. На работу в авиакомпании был принят в 2018 году. Общий налет составляет более 600 часов.
Эвакуацией из салона руководили бортпроводники «Уральских авиалиний»: Дмитрий Ивлицкий, Алия Слякаева, Дмитрий Гончаренко, Надежда Вершинина, а также Яна Ягодина.
О том, что случилось на борту сразу после посадки, своим подписчикам в Твиттере рассказал Артемий, один из спасенных пассажиров, пишет «Комсомольская правда».
«Мой самолёт упал. Стоим в поле, пострадавшие есть, у парня рука сломана, у кента палец походу, ничего не сказали ещё, двигатель несколько раз хлопал, они пытались его снова запустить, но мы начали падать, я держался за крест, я теперь точно верю в Бога», - написал он через три минуты после жесткой посадки.
«Нас эвакуируют, ребят, я благодарен пилотам не меньше, чем Богу, и то, что мы аварийно сели, а не упали это хорошо, но я не силен в терминологии, мне приятны слова людей, которые рады, что мы остались живы, спасибо», - обратился Артемий к экипажу.