«Красноармейцы, по сути, исполняли завет Господа Иисуса Христа»

Православные эксперты о заявлении митрополита Иоанна (Попова), считающего, что войну выиграли крещеные люди, а некрещеные бойцы были принесены в жертву за безбожие

Митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн на памятном вечере в честь годовщины начала Великой Отечественной войны заявил, что погибшие некрещеные бойцы Красной армии стали жертвами, принесенными за безбожие, сообщает РИА Новости.

Видео опубликовано на официальном канале Белгородской и Старооскольской епархии в YouTube.

«В первые месяцы войны практически более 60 процентов Красной армии, то есть молодых бойцов, которые были рождены уже в безбожное время, большинство из них не были крещеными, они были убиты. Это была жертва несоизмеримая, это была жертва, которая была принесена за безбожие. И войну выиграли крещеные люди, те, кто призваны были для того, чтобы духовно победить эту машину, хорошо отлаженную», — заявил владыка.

Председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами епископ Клинский Стефан (Привалов) прокомментировал заявление митрополита: «Понятно, что это не совсем так. Если бы мы оперировали четкими статистическими данными, тогда можно было бы о чем-то говорить… Выводы не совсем корректные, потому что защищали Отечество люди разных национальностей, разных религий и конфессий, поэтому война и называется Отечественной».

По его мнению, не следует сейчас «делить и рассматривать под лупой, кто крещен, и кто из крещеных был какого настроения в момент его гибели». Как заметил епископ, и крещеные люди могли совершать какие-то грубые проступки, которые разрывали их связь с Богом.

При этом, добавил владыка, «когда человек погибает «за други своя», он получает фактически небесное крещение». «Мы знаем случаи в практике христианской Церкви, когда люди, будучи некрещеными, хотели умереть за Христа, потому что видели, как мученики умирали, и фактически эта смерть являлась для них крещением в христианство», - сказал архиерей.

Вместе с тем он добавил, что «понятна мысль владыки Иоанна», имевшего в виду то, что «христианство понимает, что случайных событий не бывает». «И если Господь попускает какие-то бедствия, то у них есть определенная причина – нашего отхода от Бога, прегрешений», - заметил иерарх.

В целом епископ Стефан призвал «спокойнее относиться» к высказываниям главы Белгородской епархии и не рассматривать их «в контексте того, что владыка Иоанн кого-то там осуждает или привносит что-то такое в религиозное осмысление событий, что является каким-то новшеством».

«Многие через участие в Великой Отечественной войне пришли к Богу, и фактически восстановление патриаршества, храмов, приход людей в церкви Христовы - это тот же самый период. Поэтому можно сказать, что и молодежь воцерковлялась через те страшные события», - заключил представитель РПЦ.

Глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда заявил, что не следует рассматривать слова митрополита Иоанна о безбожии как причине гибели солдат в годы Великой Отечественной войны «как какое-то официальное выражение позиции Церкви», отметив, что смерть не выбирала себе жертв по религиозному признаку. 

«По поводу цитаты о погибших в Великой Отечественной войне некрещеных солдатах из выступления митрополита Белгородского Иоанна. Как любой человек, митрополит Иоанн имеет право на свою точку зрения. И как у любого человека, эта точка зрения выражает его собственную позицию, его собственный взгляд. Не нужно рассматривать эти слова, как какое-то официальное выражение позиции Церкви», - написал Легойда в своем Telegram-канале.

По его словам, в СМИ стали цитировать несколько фраз из более пространного выступления митрополита Иоанна, а при желании всегда можно уточнить, что именно говоривший имел в виду.

«Победа в Великой Отечественной войне – это великий подвиг нашего народа. Подвиг, который совершали – в тылу и на фронте – русские и украинцы, белорусы и грузины, армяне и азербайджанцы… И многие-многие другие народы, жившие в СССР и вместе противостоявшие нацистской машине. Среди героев-фронтовиков были верующие разных религий, а были и неверующие. И смерть не выбирала себе жертв по религиозному признаку», - написал В. Легойда.

Он напомнил данные, согласно которым, по переписи 1937 года верующих в СССР было больше, чем атеистов, при этом 80% религиозных людей составляли православные.

Победа в Великой Отечественной войне объединяет всех — и крещеных, и некрещеных. Многие некрещеные, по сути, исполняли завет Господа Иисуса Христа — нет больше той любви, чем положить душу свою за други своя. Так в интервью Федеральному агентству новостей православный публицист, главный редактор портала «Русская народная линия» Анатолий Степанов прокомментировал заявление митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна. 

Православный публицист согласен с этим утверждением лишь отчасти.

«Мы не можем утверждать, что в первые месяцы войны погибли в основном некрещеные. До конца двадцатых основная масса крестьян в деревнях продолжала крестить своих детей (а именно крестьяне составляли костяк пехоты, которая несла наибольшие потери в Великой Отечественной войне).

Поэтому нельзя сказать, что поколение 1922–1924 годов, большей частью погибшее в начале войны, было некрещеным», — отметил Анатолий Степанов.

По его словам, логика владыки понятна: Великая Отечественная война, как и в целом Вторая мировая, — это Суд Божий. 

«Но это одновременно и милость Божия. Бои в Берлине закончились 6 мая — в день Пасхи, который совпал с днем Георгия Победоносца в 1945 году. А капитуляция Германии была подписана на Светлой пасхальной седмице. В этом нельзя не видеть милости Божией к нашему народу.

В тот день, когда наша армия окончательно взяла Берлин, Православная церковь торжествовала победу жизни над смертью», — отметил собеседник Федерального агентства новостей.

По его мнению, это очень символично. Ведь фашизм нес смерть русскому и многим другими народам. 

«Победа в Великой Отечественной войне имеет глубокий смысл, поскольку объединяет всех — и крещеных, и некрещеных. Красноармейцы, которые погибали за своих ближних, за Родину, по сути, исполняли завет Господа Иисуса Христа — нет больше той любви, чем положить душу свою за други своя. В русском народе всегда были близки по смыслу служение Родине и служение Богу», — уверен православный публицист. 

Неслучайно, напомнил А. Степанов, в СССР в годы войны было открыто множество закрытых прежде храмов и монастырей. 

«На протяжении всей Великой Отечественной войны Господь давал нам великие знаки. Она началась в День всех святых, в российской земле просиявших. Танковое сражение на Прохоровском поле, ставшее символом окончательного перелома в войне против нацистской Германии, произошло 12 июля, когда Православная церковь празднует День первоверховных апостолов Петра и Павла. И, как я уже сказал, сама Победа свершилась в светлые пасхальные дни», — напомнил собеседник ФАН. 

По его мнению, совершенно не случайно бывший православный семинарист и главнокомандующий Красной армией Иосиф Сталин назначил Парад Победы на Красной площади в День Святой Троицы. «Этот парад не был, как некоторые записные антисоветчики считают, поклонением [политику Владимиру] Ленину. Это было поклонение Богу», — уверен главный редактор «Русской народной линии». 

Он убежден, что Великая Отечественная война требует от нас глубокого размышления, ухода от стереотипов. «Гитлеровские войска рисовали на танках и самолетах кресты, а на бляхах солдат было написано "С нами Бог". Но Бог был не с этими новыми крестоносцами, а с теми, кто под красной звездой сражался за Русь святую, Третий Рим», — уверен православный публицист. 

Это мы должны понять, а не пытаться оцеживать комара, считает А. Степанов.

«Разделять воинов Красной армии по принципу "этот умер за Христа, а этот — непонятно за что", на мой взгляд, совершенно непродуктивно. Это не дает нам объединения и уводит от понимания того, чем была Победа. Это праздник, объединяющий наш народ. А значит, в нем есть христианский смысл — торжество жизни над смертью», — резюмировал собеседник ФАН.

Отметим, что с первых месяцев Великой Отечественной войны в СССР резко увеличилось число собраний верующих, на которых избирали исполнительные органы и уполномоченных по ходатайствам об открытии храмов. Иногда храмы открывались даже стихийно без соответствующей юридической регистрации. К концу 1941 года политическое руководство СССР стало делать шаги навстречу православным и представителям других религиозных конфессий.

В частности, массовый характер приняло открытие ранее закрытых храмов. К 1946 году на территории СССР насчитывалось 10 547 соборов, церквей и молельных домов. В то время как перед войной их оставалось менее тысячи.
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

635. Ответ на 630., Потомок подданных Императора Николая II:

укро-галицийским языком, созданным австрийско-энкаведистскими спецслужбами по заданию Сороса

ага, мы уже беседовали и на тему Гумилева, и на тему диалектного подразделения русской нации )) А Сорос мощный дядька, является причиной славянского языкового разнообразия. Влияет на отражения "ятя" и закрытость "о", и еще на гром, молнию и круговорот субстанций в природе.

В.Р. / 19.07.2019 02:22

634. Потомок Императора

Так вот потому и Государи Российские и учредили крепостное право, что мужики бегали от деревни к деревне, бражничали, работать не хотели. А тут интервенция, армию надо содержать, а без крепостного права Речь Посполитая русский люд под корень бы извела весь!

СТРОИТЕЛЬ / 19.07.2019 10:35

633. Ответ на 628., В.Р.:

собственно, нерусских школ и не существовало

Вы осторожнее с такими заявлениями. А то быстро попадёте в коммуняки. Здесь занимается просветительским сеянием доброго и вечного ученик Гумилёва Лабазинский, и он уже каждому последнему совку донёс, что коммуняки 70 лет занимались принудительной украинизацией. Сегодняшние бандерофашисты всего лишь возвращают те законы относительно русского языка, которые кровававые Ленин и Сталин ввели на выдуманной ими Украине для искоренения русского народа. Только Великая бескровная революция Ельцина-Гайдара-Чубайса дала суверенитет Украине, и там смогли вернуть русскому языку равноправие с укро-галицийским языком, созданным австрийско-энкаведистскими спецслужбами по заданию Сороса. Но вот снова Сорос вернулся, вернулись австро-германские спецслужбы, и на Украине торжествует большевицко-сталинское дело насильственной украинизации.

632. Ответ на 626., электрик:

!Это я коммунист?) "" Но смердишь-то по ихнему Не пропустили комм.) Повторю,кто знает....) Смердю я?) То ли еще будет,облизинский.....

У прихвостней кровососов-олигархов, мелких лавочников лабазинских, все остальные смерды. Лабазинский думает - вот полакейничает, набьёт мошну потуже, а там и дворянскую грамоту купит. Заведёт себе конюшню, будет сечь в ней глупых смердов, учить коммуняк уму-разуму.

631. Ответ на 575., Потомок подданных Императора Николая II:

собственно, нерусских школ и не существовало

В.Р. / 18.07.2019 11:14

630. Ответ на 575., Потомок подданных Императора Николая II:

Теперь вот пошёл в ход расизм - "русский" Козлов и укр Кузьменко

офф - в продолжение вами начатой диагностики-по-аве. Один из моих прадедов Козьменко. Нижний Дон. Три хутора чуть не стоили ему жизни. Расказачили, всю семью сослали. Укроидентичности не было там, они все русские гимназии заканчивали. На мове не знали ни слова.

В.Р. / 18.07.2019 10:55

629. Ответ на 624., Абазинский:

!Это я коммунист?)"" Но смердишь-то по ихнему

Не пропустили комм.) Повторю,кто знает....) Смердю я?) То ли еще будет,облизинский.....

электрик / 18.07.2019 08:48

628. Ответ на 620., Kiram:

Когда власть была у Советов?

Для тех, кто в танке, ещё раз пишу: состоявшаяся и реальная власть у Советов была при Сталине. От чего, собственно, и случился так называемый повсеместный "культ Сталина". Что тут неясно то ещё?..

РЛА / 18.07.2019 07:17

627. Ответ на 618., электрик:

!Это я коммунист?)"" Но смердишь-то по ихнему

Абазинский / 17.07.2019 10:08

626. Ответ на 617., Потомок подданных Императора Николая II:

Бесчестие пронизывает антисоветизм.

Справедливости ради надо сказать, что эта фраза применима к антисоветчикам, жившим в СССР и так и не понявшим, чем была советская власть для русского народа. Потомки белоэммигрантов живут 20-ми, с ними другой разговор.

Георгий / 17.07.2019 07:56
Анатолий Степанов
Ушёл будитель благого беспокойства
Удастся ли заполнить ту брешь, которая возникла в наших рядах с уходом Филимонова?
04.12.2020
Коммунисты сохранили в народе способность верить
Как православным относиться к советской эпохе
04.12.2020
О телесериале Алексея Андрианова «Грозный»
Эклектичность фильма отражает эклектичность наших представлений о первом русском Царе
01.12.2020
Настоящий русский человек
На сороковины Владимира Николаевича Осипова
28.11.2020
Послушник митрополита Иоанна
Беседа с поэтом Петром Алексеевичем Синявским
28.11.2020
Все статьи Анатолий Степанов
Последние комментарии
«Других режиссеров для вас у меня нет...»
Новый комментарий от Сергей Швецов
05.12.2020 11:59
Добровольный мученик и гордец
Новый комментарий от Валерий
05.12.2020 10:55
Коммунисты сохранили в народе способность верить
Новый комментарий от Валерий
05.12.2020 10:08
Ну и чем такие действия отличаются от пути обновленцев?
Новый комментарий от Коротков А. В.
05.12.2020 06:39