Общественный прогресс — удел городов, а не таборов

Об особенностях топонимики Северо-Запада России, или Почему слово «ямщик» не тюркского, а финно-угорского происхождения

0
696
Время на чтение 5 минут

Посвящается малым финно-угорским народам

Ленинградской области

История нашей страны отображается и в её топонимике, и в топонимике Северо-Запада России, в которой отпечатались очень многие духовные и материальные мировые культуры и процессы. Обратим внимание на одну важную топонимическую проблему Ленинградской области. Более всего в нашей области отпечатались славянская и русская языческая и православная культуры и угро-финская языческая и православная культуры.

Одна топонимическая проблема, не разрешённая до сих пор, заключена в топонимах, включающих в себя формант «ям»: Ямбург, ям-Ижора, ям-Тёсово, Ямсковицы, Ямская слобода, Ямок, Грядовский Ям (существовавший недалеко от имения Рождествено). На старых картах нашей области можно найти ещё большее число топонимов с «ям».

Топонимы с формантом «ям» встречаются и на Псковщине: населённые пункты Ямм, Ям, Ямище, Ямкино, Ямниково, Ямно, Ямок и Ямы.

В эстонском языке также бытуют слова и понятия с формантом jaаm (яам) - станция, bussijaam - автовокзал, raudteejаam - железнодорожный вокзал.

Поиски Ямов и ямов в других областях России и ближнего Зарубежья принесли тоже не малый «улов». В Ярославской области был найден Гаврилов-Ям; на севере России - полуостров Ямал и ещё несколько топонимов в Ямало-Ненецком А.О.: Надымский район - пос. Ямбург, Приуральский район - пос. Ямбура, Шуширский район - деревня Ямгорт. В Магаданской области существует до сих пор посёлок Ямск. Кроме того, на Украине были найдены два Ямполя, один - в Винницкой области, а другой - в соседней.

Более кучно и в наибольшем объёме слова с формантом «ям» на Руси и в России встречаются в землях бывшей древней Руси-Гардарике, там, где ордынцы либо совсем не показывались, либо бывали очень редко, как и в землях Ямало-Ненецкой АО.

Официальная же гуманитарная тюрко-лингвистика ведёт начало обозначенным выше словам и топонимам от татарского или чагатайского слова «дзям» - дорога. Согласно тюркским представлениям «ям» - это почтовая станция и почтовые лошади. Ямы в указанных смыслах как будто были учреждены в период Золотой Орды для связи с ордынскими окраинами. Эта сугубо гуманитарная историческая трактовка вызывает ряд вопросов.

1. Жители Ямало-Ненецкой А.О. вместе с пос. Ямбург, Ямбура и Ямгорт не являются и не являлись тюрками, и их языки относятся к уральской подгруппе угорской ветви финно-угорских языков. Какими тюркскими и лингвистическими предположениями можно объяснить руководящий и геополитический интерес ордынцев в 12-13 веках и раньше к ненцам и их землям за Полярным кругом? Может быть, уже тогда у пассионарных татаро-монголов появился геополитический план по освоению нефтегазоносных пластов на Ямале и его окрестностях?

2. Система Ямов на определённой территории, которую ямы занимали, очевидным образом ускоряет и повышает качество информационного обмена между населёнными пунктами, а через это улучшает параметры управления на территории, охваченной ямами. Возникает вопрос: «Почему на землях, которые занимали в средние века тюркские народы, образовавшие этнический костяк Золотой Орды: те же татары, чагатайцы, кыргизы, монголы; не сохранилось следов от Ямов?» Указанным тюркам проще воспринять систему ямов и понять их выгоду, основанную их предками на их культурных понятиях и их словах, чем, например, жителям Псковщины, Водской пятины, Эстонии и ненцам за Полярным кругом. Однако на территории проживания указанных тюрков в Предуралье и в южной Сибири нет топонимов, говорящих о существовавших ранее там ямов. Получается, что культурную пользу от системы почтовых ямов способны понять и общественно полезно использовать только прибалтийские финно-угры, приуральские заполярные угры и славяне Руси?

3. Утверждать, что для золотоордынских ханов более важной была быстрая связь с псковичами, эстами, водью, ижорой-изури, чудью и весью, чем с башкирами, татарами, чагатайцами и кыргизами, серьёзных оснований нет. Хотя бы потому, что ни Псковщина, ни Водская пятина, ни Эстония не были покорены Ордой. Исторически самым татаро- и ордыно- содержащим местом в Прибалтике была Литва, там ещё в советские времена проживала большая колония тюрков-караимов численностью до 20 000 человек. Но в Литве следов ямов-дзямов не найдено.

В 13-м веке общение ордынцев с Европой не ограничивались одной Литвой. Активные их общения происходили также с Польшей и Италией. С Польшей - на базе её желания использовать ордынцев против Руси, а с Италией - на почве привязанности сторон к работорговле. Ордынцы продавали русских рабов, которые у итальянцев назывались «белыми рабами». Но ни в Польше, ни в Италии следов ордынской системы почтовой связи и дзямов-ямов не обнаружено.

4. Исторически сложилась весьма странная ситуация: там, где в руках у тюрков были весомые языковые и культурные козыри для совершенствования системы управления и системы ямов, их не было обнаружено. А там, где не было ни тюрков вместе с их козырями, ни культурного общения местного населения с тюрками-ордынцами, там наличествуют системы ямов, сохранившиеся до наших дней и оставившие свои весомые свидетельства, в том числе и в топонимике. Понятно, что для того, чтобы один народ заимствовал что-то общественно важное у другого народа, не достаточно один-два раза увидеться и соприкоснуться друг с другом. Для этого необходимы исторически продолжительные контакты. У жителей Псковщины, Водской пятины и Эстонии таких исторически продолжительных контактов с Ордой и вообще с тюркскими племенами в 8-10-м веках не было, не было и позже.

В исландских сагах 9-го века вся Древняя Русь именуется страной городов - Гардарикой со столицей Старая Ладога. Язык исландцев из всех скандинавский языков сохранил наибольшую связь с пра-индоеврапейским языком. Очевидна глубокая связь русского и других славянских языков с тем же пра-индоеврапейским языком. В западнославянских языках сокращённая форма существительного «город» будет «гард», а существительное «гардарь» будет обозначать профессию человека, связанную с управлением городской жизнью, т.е. тоже будет иметь смысл, что и русское слово «градарь». Суффикс «ари - арь» обозначает вид деятельности человека: пахарь, слесарь, гончар, бочар, знахарь.

Для того чтобы страна могла именоваться страной городов, в ней, как минимум, кроме городов должно быть достаточное количество градарей-гардарей, умеющих грамотно вести городское хозяйство, оборону города, могущих создавать системы оперативного обмена данными, в частности почтовую связь. То, что в Гардарике была реальная система управления и организации общественной жизни задолго до Золотой Орды, говорят такие исторические факты, как деление территории Гардарики на внутренние княжества Холмгард, Палтескья и другие (10 в.). Несомненным достижением управленцев Гардарики были и общественные городские бани, особенно на фоне того, что в Западной Европе сверстники гардарцев имели привычку в то время вместо мытья в бане по несколько месяцев неустанно чесаться.

Полагаю, что никто из либерально-гуманитарных лингвистов не будет утверждать, что древнее название Древней Руси и Приневских земель «Гардарика - земля городов» -тюркского происхождения. Гардарика встречается в документах 9-го века, до того, как опассионарились тюрко-монгольские кочевники. История, и древняя, и новейшая, говорит о том, что задачи и идеи совершенствования общественной жизни исходили и исходит из городов и союзов городов, а не из таборов. И технологии совершенствования связи тоже исходят и исходили из городов. По этой причине мы видим становление и развитие связи на Северо-Западе Руси между городами, видим его вплоть до 20-го века, и не видим его между аулами и стойбищами в тюркских землях. Эти соображения укрепляют правоту тезиса о том, что понятия Ям, Ямно и ямок на Северо-Западе Руси есть понятия местного гардарского и угро-финского происхождения.

Указанные обстоятельства и соображения, как и топонимо-географические изыскания позволяют полагать, что топонимы с формантом «ям», как узел почтовой связи, с большей вероятностью имеют финско-угорское происхождение, на 2-3 века опережающее появление яма (дзяма и зяма) в ярлыке хана Монгут-Тимира, написанного в 1270-х годах.

Мировые культурные достижения в Гардариках происходили не благодаря ордынцам и другим кочевникам, а помимо их. Поставленная здесь задача технолого-языковедческого определения происхождения и исторического становления понятий Ям, ямская слобода, ямсковицы, а возможно, и ямы, и родственных им понятий требует консолидации сил знатоков языков малых прибалтийских финно-угорских народов и знатоков пра-индоевропейского языка.

Геннадий Дмитриевич Колдасов, кандидат технических наук, любитель словесности

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

3. культура городов

Города тоже нужны, но ликвидация аграрной цивилизации - это уничтожение корневой его системы. Что это за общесственный прогресс в сочетании с духовным падением?
Vladislav / 12.06.2019, 20:38
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Геннадий Колдасов
Жизненное пространство и духовная культура
Самомнение не является опорой ума, но является часто гарантом деградации
22.05.2023
Вариации на тему «Россия и Запад»
Американцы и англичане за последние 200 лет морально остались сами собой, теми же англосаксами, мыслящими предельно колониально
01.05.2023
Поиск производственных резервов
Необходимо создавать новую русскую знать, имеющую русский корень и на деле являющуюся широко знающими и хорошо образованными людьми
18.04.2023
Юг и Север
Украина и Финляндия – что у них общего и что их делает непохожими
31.03.2023
Наши общественные недуги
Россия и её общество – живой организм со своей системой слабостей, возникающих как внутри общества, так и приходящих извне
16.03.2023
Все статьи Геннадий Колдасов
Последние комментарии
Теряем здравый смысл...
Новый комментарий от Андрей Х.
18.04.2024 18:59
Американские христиане выбирают из двух зол
Новый комментарий от учитель
18.04.2024 18:49
«Церковь ожидает от мигрантов уважения к традициям России»
Новый комментарий от Кожухевич
18.04.2024 16:58
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Новый комментарий от Кожухевич
18.04.2024 16:51
Гомосексуалисты во власти приведут человечество к ядерной катастрофе
Новый комментарий от Русский танкист
18.04.2024 16:45
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от боеприпас
18.04.2024 16:34
«Вечный жид» в романе И.С. Тургенева «Рудин»
Новый комментарий от архетипика
18.04.2024 16:16