Различные духовные культуры и мировые Церкви отличаются друг от друга многими понятиями и параметрами в связи с духовным началом, среди которых есть и весьма весомые и ложные. Среди особо значимых понятий и духовных ценностей в мировых культурах следует выделить кроме понятий Бог, Дух, Логос, Духовность, Небесная иерархия, Творение, Молитва, Личность, Свобода ещё и понятие Жертвы и жертв. Исключительно важно значение «Жертвы» и учения о Ней в богословии Православия, Католицизма, Протестантизма, также и в Арийской Ведической религиозной культуре. Бытует и используется понятие «жертва» в духовных и бытовых планах некоторых Исламских религиозно-политических течений, шаманстве, во многих других азиатских и африканских формах язычества, в японских и китайских религиозных течениях Синто, Даосизма, Конфуцианства.
Для того чтобы иметь возможность сравнительно изучать различные духовные культуры, надо определять место той или иной культуры в многомерном пространстве основных духовных понятий. И не основывать своё отношение к духовным культурам главным образом на том, как в них хорошо танцуют, поют, прыгают через огонь и отдаются страсти и непринуждённости.
Остановимся на понятии «жертва» и уровнях его восприятия. Уже такие градации понятия «жертвы», как «жертва принудительная», обозначим её с маленькой буквы (жертва) и как «жертва добровольная» - с большой буквы (Жертва), позволяют многое выяснить в тех или иных духовных течениях и культурах, понять во круг чего разворачивается основная деятельность адептов конкретной культуры.
В христианских Церквах центральное положение «добровольной Жертвы» подчеркивается многими Её гранями и определениями: искупительная Жертва Христа, Жертва вечерняя, спасительная Жертва, Жертва Великая, и сопряжёнными понятиями: Жертва Богородичная, Жертва во благо. Приведу пример одной из многих молитв, обращённых к Господу и Спасу Иисусу Христу:
«Да исправится молитва моя, яко кадило пред тобою, воздеяние руку моею, Жертва вечерняя! Услыши мя, Господи!»
«Боже, во имя Твое спаси мя и в силе Твоей суди мя. Яко чуждии восташа на мя, и крепции взыскаша душу мою. Се бо Бог помогает мне, и Господь заступник души моей. Отвратит злая врагом моим, истиною Твоею потреби их. Яко от всякия печали избавит мя еси, и на враги моя воззре око мое. Да постыдятся и смятутся вси врази мои: да возвратятся и устыдятся зело вскоре. Да не когда речет враг мой: укрепихся на него».
Жертва вечерняя – это добровольная крестная смерть Иисуса Христа. Приведённые ниже отрывки из Четвероевангелие позволяют понять суть добровольной Жертвы Христа.
И привёл к Нему злоречивый Иуда стражников и указал на Него. Христос же к ним глаголил: «Я сказал вам, что это Я; итак, если Меня ищете, оставьте их, пусть идут, да сбудется слово, реченное Им: из тех, которых Ты Мне дал, Я не погубил никого» (Ин 18: 8-9).
«Первосвященники и старейшины и весь синедрион искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти, и не находили; и, хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли. Но наконец пришли два лжесвидетеля и сказали: Он говорил: могу разрушить храм Божий и в три дня создать его.
И, встав, первосвященник сказал Ему: что же ничего не отвечаешь? что́ они против Тебя свидетельствуют?
Иисус молчал. И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне у́зрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных.
Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует! на что́ еще нам свидетелей? вот, теперь вы слышали богохульство Его!
как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти.
Тогда плевали Ему в лице и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитам и говорили: прореки нам, Христос, кто ударил Тебя?» (Мф. 26: 59-68).
«Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего» (Ин. 18: 37).
«И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу, и говорили: радуйся, Царь Иудейский! и били Его по ланитам» (Ин 19: 2-3).
«И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш! Но они закричали: возьми, возьми, распни Его!» (Ин. 19: 14-15).
«Был час третий, и распяли Его» (Мк. 15: 25).
Так римское язычество совместно с упёртым иудаизмом отвергло Сына Божьего, Его спасительную миссию для людей, и больших, и малых. Мир языческий, базарный, кровожадный и самонадеянный не принял Господа, пришедшего в наш мир свидетельствовать о Божьей истине и любви. От этого духовного безчувствия мир страдает до сих пор, но особенно страдают дети.
Жертва добровольная искупительная в богословии и в церковных таинствах, в общественной жизни христиан чрезвычайно важна. В чём же добровольность искупительной Жертвы Христа? Он как Сын Божий мог Себя избавить от непрошенных римских пришельцев и их полицейских действий. Но Он этого не сделал. До их прихода вместе с Иудой Он много раз уходил от рук тех, кто Его хотел поймать и убить. Но после Своего ночного трудного моления в Гефсиманском саду Он перестал избегать Своих врагов и недоброжелателей.
В языческих и близких к ним духовных верованиях и практиках преобладает и уважается другой взгляд на жертву. Для примера приведу практику погребения погибшего воина у некоторых северных народов, когда вместе с воином погребали и его жену, предварительно ритуально умерщвлённую шаманом или волхвом, хотя жена не всегда была согласна умереть вместе с мужем. Вместе со знатными воинами хоронили принудительно, кроме жены, также и его коня и слуг.
Нужно выделить особую категорию жертв, встречающуюся во всем мировым религиям и культах. Особое место в религиях мира занимает почитание погибших и умученных за веру, за отечество, за родину, за детей и за честь, как и детей, умученных извергами и извращенцами. Мне приходилось наблюдать у некоторых языческих малых народов странное отношение к их собственным детям.
На дворе стояла уже вторая половина осени, около юрты нас встречал глава семьи, одетый в сапоги и ватник, рядом с ним - старший и средний сын, одетые в кеды и пиджаки, и за ними - трёх летний сын, босой, в одной рубашонке и без штанов. В том же стойбище около замёрзшей лужи сидела голенькая маленькая девочка лет 1,5 с коростами на личике и жалобно хныкала. Молодые и старые женщины переступали через девочку, как через неодушевлённых предмет, не обращая на её плачь никакого внимания.
Для многих разновидностей язычества и язычества в смеси с иудаизмом кровавые жертвоприношения и приношения в жертву людские жизни характерны, в том числе и совершаемые с детьми. Это выглядит особо бездушно рядом с деяниями Иисуса Христа, Который неоднократно воскрешал болевших и умерших детей.
Остановимся ещё на одном Евангельском свидетельстве.
«Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его» (Мф. 2: 13).
«Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» (Мф. 2: 16).
Было побито 14000 детей.
Подобную практику в языческих и близких к ним культурах и государствах можно без особого труда встретить и в наши дни. Как и в средние века, дети и сегодня являются рыночным товаром, детей продают в рабство, их продают, как запчасти для денежных «мешков», и для «утех» извращенцев. В радикальных религиозных сектах детей используют вместо собак, обвязав их гранатами и другой взрывчаткой, бросают под танки, машины и блокпосты. В нищих языческих и полуязыческих странах дети первыми умирают от голода.
Мало того, в богатых и не очень богатых странах до сих пор до неприличия много беспризорных детей. В США, по разным данным, их от 1,5 до 2,5 миллионов. У нас в либеральную перестройку тоже было беспризорных детей около 1 миллиона, да и сейчас они тоже есть. В языческом Интернете существуют разветвлённые сети для затягивания детей и подростков в рабство, в разврат, уголовщину, террористические группировки и группы самоубийц.
В некоторых религиях и культурах такая практика относительно детей признаётся за общественно и духовно оправданную. Бездушные торгаши, провокаторы, извращенцы и уголовники, служа безудержно свободе без границ, властелину прибыли, прихоти, чертовщины и хитрости, не могут быть жертвами за веру и нравственность. Они становятся жертвы порока и алчности, они несут зло в общество и потому выступают против Бога Отца и Сына и Святого Духа.
Общество – это большая семья. Понять, что хорошо, а что плохо для общества, можно на примере обычной семье. Обратимся к вышеприведённым примерам. Если младший сын хозяина юрты всю осень проходит босяком и без штанов, он с очень большой вероятностью может получить пневмонию вместе с другими болезнями и умереть. Так же ,как и маленькая девочка у замерзшей лужи. И эти маленькие загубленные жизни будут на совести их старших сородичей. Для нас приведённые примеры противоречат принципам христианской культуры, противоречат принципу любви к ближнему и подлежат исключению из нашей жизни. В Православии считается так: люби своих врагов, превозмогай врагов отечества и гнушайся врагов Божьих и врагов христианских.
Главная Божья заповедь относительно детей такая: плодите и размножайте детей. Любите детей. Заповеди Божьи не заповедуют взрослым людям эксплуатировать детей, обходится с ним жестоко, получать от детей кайф и сексуальные удовольствия.
В частности, те христианские культуры, которые включают в себе хотя бы частично языческие культуры, противоречат сами себе и частично себе вредят и себя разрушают. Что сейчас хорошо видно на примере Западной Европы.
Коснувшись только одной проблемы, проблемы жертв в современном мире, мы отчётливо можем увидеть, что западный мир явственно повернул в сторону язычества. Какой из этого можно сделать практически важный вывод: ответственным родителям необходимо усилить своё внимание, свою заботу и свои молитвы о детях, об их защите от современных язычников.
Надо понять, что многие общественные институты нашего сегодняшнего бытия по своей сути становятся всё более языческими. Рынок – это языческий нарыв на экономике, рынок готов продавать всё, что приносит выгоду продавцу: вредные продукты, ложь, революции, человеческую совесть, тела, органы и беззащитных детей, используя для этого обман, подлоги, санкции, грубую силу, нарушая вековые принципы христианской культуры. Рынок уже забрался на крыши домов града Петрова и предлагает там риски для жизней. Язычество уже значительно поглотило западную политическую культуру и либеральную политическую культуру у нас (революционеры, террористы, извращенцы, провокаторы, блогеры и «жёлтые жилеты» все более открыто призывают к насилию и жертвам). Язычество всё глубже заглатывает и западную и отечественную музыкальную культуру, литературу и театр (на страницах повестей и романов, на сцене, на рекламных щитах всё больше чертей, бесов, дьяволов, ведьм, развратников, революционеров, гадалок, колдунов, чуров, домовых, шаманов, «актуальных инстоляторов» и «постмодерновых перформастов»).
Как сегодня проявляется язычество в буднях глобо-агонизирующего атлантического мира, и как конкретно оно касается жизней и судеб наших детей? Нет бездуховных общественных явлений. Проблема в том, чтобы ясно понять какой духовностью вдохновляется тот или иной общественный процесс. В частности, языческий дух всё более пропитывает сферу игр, детских, подростковых и взрослых. Язычество издревле было переплетено с самыми разными играми. Язычник смотрит на земную жизнь, как на игру. На это, в частности, указывают древне-русские мужские имена: Игорь, Играт и Играшко. Язычник мог и может поставить на карту свою и чужую жизнь и её проиграть. Как бы себя человек ни называл, если он так поступает, он уже язычник. Христианин так поступать не может, потому что он понимает свою земную жизнь, как подготовку к жизни вечной.
Прежде язычник отдавался в руки колдунам, жрецам и цыганкам, сегодня – в руки кодировщикам, астрологам и предсказателям. Очевидным свидетельством того, что сегодня языческое восприятие жизни и игр завоёвывает все большее число детских и взрослых душ, является постоянный рост страдающих игроманией, соизмеримой по силе дурного воздействия с наркоманией.
Следующей по силе воздействия на молодые умы и души является либеральная идеология, смыкающаяся с неоязычеством и уже безвозвратно поглотившая западный мир. Основным носителем её является либерально-гуманитарная интеллигенция, оказывающая особо пагубное воздействие на детей и молодёжь. И.А. Ильин определял либеральную интеллигенцию, не как голову и мозг народа, а как его пержу. Александр 3-й и Сталин — как его гнилую часть. Интеллигенция — это проекция западных либералов на гуманитарные личности, страдающие большим самомнением. А западный либерал – это сегодня по существу воинствующий язычник.
Человек с хорошо христиански воспитанным умом и душой интеллигентом не будет никогда. Он может быть знатоком, знатью, докой, вельможей, большим спецом, весьма уважаемым гражданином, но не интеллигентом.
Родители! Уделяйте особое внимание тому, как и во что играют ваши дети, кто и как воспитывает ваших детей.
Самое действенное противоядие против воинствующего язычества в России – это Православие и Русский язык. Надо воспитывать детей в духе Православия и духе Русского языка.
В своей статье «Христианство и язычество» я определил, что такое есть духовные циклы. Сегодня человечество присутствует при завершении очередного духовного цикла духовным опущением в язычество. Он может завершиться и значительными жертвами, самыми большими из которых могут быть детские жертвы. Но не все дети будут принесены в жертву его кончины. И чтобы Господь дал вашим детям возможность продолжить человеческий род в следующем духовном цикле, усердно молитесь о своих детях Господу и Спасу нашему Иисусу Христу! Хотя бы так: «Прибежище моё, на Тя уповаю. Избави мя и моих детей от сети ловчей и от губительной духовной язвы. Покровом Своим осени нас. Под крылами Твоими сохранимся: от стрелы летящей днём, от ходящих во мраке, язва и зло не приблизятся к нам на всех путях наших. Щит и ограждение - истина Твоя нам. Господь наш избави нас от враг наших, утверди нас в правде Своей, долготою дней насыти нас и детей наших и яви нам прибежище Свое!»
Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав! Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав! Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!
Геннадий Дмитриевич Колдасов, кандидат технических наук, любитель словесности
Редакция «Русской народной линии» поздравляет Геннадия Дмитриевича с 80-летием, желает крепкого здоровья и помощи Божией, благодарит за многолетнее сотрудничество.