В 2019 году отмечается 800 лет Сербской Православной Церкви, 630 лет битве на Косове и 20 лет НАТОвской агрессии в Югославии.
16-17 мая в Посольстве Сербии прошёл IX конкурс сербской патриотической поэзии и песни «Сербия в сердце моём...», ставший в нынешнем году международным.
Благодаря литературе мы приобщаемся к жизненному опыту народа, а умение читать даёт нам возможность чувствовать и понимать жизнь. В виду этого работа учителей литературы и организаторов литературных конкурсов имеет сегодня стратегическую задачу: сбережение народной традиции, сбережение народа в традиции.
Конкурс сербской поэзии и песни «Сербия в сердце моём...» - одно из таких мероприятий, организованных профессиональными славистами и историками - подвижниками на поле славянской культуры. Конкурс проводят Председатель Общества Русско-Сербской дружбы Илья Михайлович Числов; к.ф.н., старший научный сотрудник ИМЛИ Елена Аркадьевна Осипова; к.п.н., доцент Института языков и культур им. Л.Н. Толстого Наталья Александровна Бондаренко. Непосредственное участие в работе конкурса принимает Чрезвычайный и полномочный посол Республики Сербия в Российской Федерации, член Сербской Академии наук и искусств, доктор Славенко Терзич. Возглавляет жюри конкурса лауреат Государственной премии СССР им. А.М. Горького, поэт, драматург, переводчик славянской поэзии Анатолий Анатольевич Парпара.
В своём вступительном слове господин Славенко Терзич отметил, что конкурс «Сербия в сердце моём...» - «самое тёплое и самое красивое событие, проходящее в здании посольства». Зал буквально взорвался аплодисментами, когда господин посол стал сходу цитировать «Я к Вам пишу - чего же боле...». «В сердцах русской молодёжи живёт любовь к Сербии, - сказал господин Терзич. - Уверяю вас, такая же любовь к России живёт и в сердцах сербской молодёжи. В школах Сербии изучают и любят русскую классику».
Запись своего обращения к участникам конкурса прислала известная сербская писательница Лиляна Хабьянович-Джурович. Она рассказала, что когда в 14 лет получила свою первую литературную премию, бабушка предложила купить ей туфли, модную кофточку или золотые серёжки, но будущая писательница решила приобрести собрание сочинений Сергея Есенина и хранит его до сих пор. Ф.М. Достоевский, Сергей Есенин и Валентин Распутин - любимые в Сербии русские писатели. «Мы в своих сердцах храним Россию», - говорит Л. Хабьянович-Джурович. Книги сербской писательницы, переведённые на русский язык И.М. Числовым - «Игра Ангелов», «Запись души», Петкана» и другие - сегодня самые известные и любимые в России художественные произведения современной сербской литературы.
В нынешнем году в конкурсе приняли участие более 60 школьников и студентов из семи городов России. Среди произведений, которые школьники выбирают для заучивания и художественного чтения, более всего звучат стихи А.С. Пушкина и духовные произведения святителя Николая Сербского.
В нынешнем году прозвучали произведения Сергея Бехтеева «Благородной Сербии» (читал Егор Едокимов, ученик 1 класса ГБОУ «Школа № 1862»); Матии Бетковича «Отцовство» в переводе Петра Кошеля (ученик 7 класса ГКОУ КШИ №5 «Преображенский кадетский корпус»); Светислава Стефановича «Чувство Родины» в переводе И.М. Числова (Леонтий Мичурин, ученик 3а класса Марфинской СОШ); А.С. Пушкина «Бонапарт и черногорцы» (Михаил Левашов) и «Клеветникам России» (Андрей Чернов) - ученики 5 класса АОУ школы №10 г. Долгопрудный; «Совет Вилы» прочёл Виктор Петин, ученик 1 класса школы №1862, а Кристина Кузнецова, ученица 5 класса школы №1862 - стихотворение Слободана Ракитича «Лазарь».
То, что дети сегодняшней России, государства, где отсутствует идеология, задумываются о самых глубоких принципах народного бытия, свидетельствуют, к примеру, строки прочтённого Андреем Кулаковым, учеником 7 класса ГКОУ КШИ № 5 «Преображенский кадетский корпус» стихотворения Владислава Петковича Диса «Мы ждём Царя»:
...И пошли мы дальше - ради новой славы,
Сквозь седые горы и долин безбрежье,
Чтобы гром орудий об орлах двуглавых
Возвестил над дальним южным побережьем.
Все выступления запомнились и легли на сердце, отмечены же были самые трогательные по своему артистизму, выразительному чтению, пониманию художественного образа. Это - выступления Глеба Моисеева, ученика 5 класса ГБОУ № 6 г. Долгопрудный, который прочёл на сербском языке стихотворение Душко Трифоновича «Роковой голос»; Арсения Косолапова, ученика 9а класса МБОУ «Школа №65» г. Рязани, читавшего произведение Стевана Раичковича «Из большого холодного дома»; Георгия Перелыгина, студента филологического факультета Православного Свято-Тихоновского университета - «Битва у Зеницы великой» А.С. Пушкина. И многие, многие юные чтецы отмечены призовыми местами, но главное для участников конкурса - приобщение к духоподъёмной русской и сербской классике.
Неслучайно, из года в год звучит на конкурсе известное стихотворение крупнейшего сербского поэта XX века Йована Дучича «Ave Serbia» (перевод И.М. Числова), возвещающего о характерном для сербской традиции органичном двуединстве веры и крови, героизма и мученичества:
Ты - в кипящем солнце, имже стяги плещут,
В ярости сыновней горделивой - ты;
Ясным твоим небом наши очи блещут,
Зорями, что светят на путях мечты.
Мученица наша, для святого сева
Молний твоих пламя на клинке моем;
В наших венах - бури праведного гнева,
Быстрины могучей синий окоем.
Мы - твое призванье и твоя судьбина,
Мерные удары сердца твоего.
Твой удел начертан на челе у сына,
А глагол бессмертный - на челе его.
Первые в страданье, первые во славе -
Это мы впитали с молоком твоим;
Мученика доблесть и героя славя,
Целый мир дивится близнецам таким.
Ты - знаменье в небе, свет в ночи постылой,
Колыбель и рака солнечных годин,
Ты завет наш горький, придающий силы,
До вершины главной - верный путь един.
Мы - твой гром победный,
Мы валами были
Рек твоих кипучих, огненных морей;
Каждую мы каплю млека оплатили
Твоего - горячей кровию своей.
«Кровавую сказку» Д. Максимовича в переводе Юрия Лощица читали дважды ученики разных школ. Понимание и сочувствие в детских сердцах нашли строки этого произведения:
...Было это в одном крестьянском краю
на Балканах когда-то.
Ушли ребята в школу свою.
Ушли без возврата.
А за пятьдесят минут до смертного часа
сидели за партами своего класса
и трудные решали задачки
о количестве воды в водокачке...
Одну за другою.
Цифры в уме
вычитали бойко,
а по тетрадкам в портфелях
бессчетно лежали вразброс
пятёрки и двойки.
Пригоршни схожих мечтаний
и схожих тайн,
государственных и любовных,
стискивали на дне карманов.
И каждый верил,
что долго,
бесконечно долго
будет носиться под небом этим,
пока не решит
все задачки на свете.
Было это в одном крестьянском краю
на Балканах когда-то.
Ушли ребята в школу свою.
Ушли без возврата.
Несколько школьных коллективов подготовили сценические произведения, к примеру, ученики 8-10 классов МБОУ «Школа №65» г. Рязани Максим Истомин, Роман Алексеев, Владислав Максимов, Анастасия Зубкова, Татьяна Петрова представили сценку из сербской эпической песни Косовского цикла о молодой Милошевке и матери Юговичей.
Порадовали и музыкальные коллективы. Воспитанники регентской школы города Барнаула исполнили «Вера вечна» и «Люди, ликуйте!». Коллектив студии «Музыкальная радуга» ГБОУ школа 1279 выступила с гимном «Гей, славяне!» (Гимн всех славян, 1834 г., автор - С. Томашик). Сводный хор из Белгорода «Благовест» исполнял государственный гимн Республики Сербия «Боже правды», положенное на музыку стихотворение св. Николая Сербского «Вера наша, вера славна», пасхальные тропари на грузинском, греческом, английском, французском языках. Заочное участие принял в конкурсе хор Ивановской на Лехте школы (Борисоглебский р-н Ярославской обл.), исполнивший песню «Тамо далеко», ставшую уже неофициальным гимном Сербии.
Впервые конкурс стал международным, поскольку свои работы (чтение литературных произведений, исполнение песен) прислали сербские дети из Белграда и Крагуеваца (Сербия).
...Звучание сербской речи переносит нас на гористые Балканы и явственно ощущается дух далёкой и близкой нам страны. Сербские школьники читали и на русском - стихотворения «19 октября», «Письмо Татьяны» А.С. Пушкина, «Письмо матери» С.А. Есенина, исполняли песню группы «Любэ» «Конь».
Это приобщение детей к национальной истории имеет глубокое воспитательное значение, особенно сегодня, когда натиск глобализма размывает национальные культуры народов и их национальное достоинство, а значит, и смысл жизни.
«Мы собираемся здесь, - говорит одна из организаторов конкурса, старший научный сотрудник Института мировой литературы РАН Е.А. Осипова, - будучи проникнуты интересом к подлинной сербской культуре, которую отличает её ярко выраженная героическая эпическая составляющая, о чём ещё в XIX в. писали наши выдающиеся мыслители и славянофилы. Но интересно, что и сейчас эта героическая составляющая отражает современное состояние сербской литературы, а поэзия, как жанр наиболее интимный, сразу откликается на происходящие в мире события, причем зачастую гораздо более ярко и образно, чем проза. Поэтому современная сербская поэзия в лице её лучших представителей, как то Матия Бечкович, Момир Войводич, Радован Караджич, Ранко Радович и др. является достойной наследницей Золотого века сербской культуры, которым по праву считается век XX-й. Это обязывает и нас смотреть на сербскую культуру смелым, честным и объективным взглядом, помня о том, что каждый народ по премудрому Божьему замыслу имеет свой неповторимый лик и вносит свой вклад в общую сокровищницу. Здесь и сейчас мы научаемся у сербов славянскому мужеству и национальному достоинству, которое они явили всем нам и всему православному миру на рубеже третьего тысячелетия христианской эры, твердо и решительно вступив в неравный бой с НАТОвской армией в войне 1999 года. ...Сербы особенно дороги нам сейчас еще и как хранители нашей "славянской этнической памяти", как сказал выдающийся русский учёный и этимолог академик О.Н. Трубачёв. У них мы научаемся стойкости в испытаниях и укрепляемся в отстаивании своего славянского права быть хозяевами на нашей родной земле!»
Отдельной благодарности заслуживают учителя литературы, которые готовят детей на этот серьёзный литературный конкурс. Пока российская школа бьётся в тисках реформ, труд учителей-подвижников - это не просто воспитание, это - борьба за души, стояние в правде, в конце концов - отстаивание национальных интересов. Учитель школы МБОУ № 3 им. Героя Советского Союза Н.Ф. Гастелло (г. Долгопрудный) Наталья Сергеевна Корольчук отмечает, что дети, приобщаясь к русской и славянской классике, преображаются, меняется их психическое состояние и даже внешний вид. «Я сразу вижу, кто из детей что сможет прочесть или спеть на конкурсе, вижу образ», - говорит учитель. И действительно, её работа с детьми - внеурочная и внеплановая - подвигает их к творчеству. Одно только использование Натальей Сергеевной Корольчук в школьной практике письма гусиными перьями и чернилами помогает детям хоть на время обретать душевное равновесие. А изучение церковнославянского языка стало для них настоящим праздником. Именно из этой школы наибольшее количество учеников приняло участие в конкурсе «Сербия в сердце моём».
Очевидно, что судьба русской школы решается не в чиновничьих кабинетах, а в школьных классах.
Организаторы конкурса надеются, что он с каждым годом будет охватывать как можно больше территории, а кто-то из детей всерьёз приобщится к сербской культуре, станет изучать язык, историю, литературу Сербии, что мы уже наблюдаем.
Ирина Ушакова, публицист
Сводный хор из Белгорода «Благовест»
Фрагмент из эпической песни Косовского цикла о молодой Милошевке и матери Юговичей. Школа №65 г. Рязани
Посол Республики Сербия в РФ, доктор Славенко Терзич и драматург Анатолий Парпара