Вопреки опасениям экспертов мировая экономика демонстрирует хорошие темпы роста. В начале года МВФ ухудшил прогноз роста мировой экономики в 2019 г. с 3,7 до 3,5%, а в апреле - до 3,3%. Но данные о росте ВВП США, Китая и еврозоны в I квартале превзошли прогнозы, пишут «Ведомости».
Годовой темп роста экономики Китая остался на уровне 6,4% благодаря мерам, которые Пекин принял, чтобы остановить ее замедление. ВВП США неожиданно вырос на 3,2%, а квартальный рост ВВП еврозоны ускорился до 0,4% после 0,1 и 0,2% в III и IV кварталах 2018 г. соответственно. Даже Италии удалось выйти из технической рецессии, показав рост 0,2%. В годовом выражении экономика еврозоны выросла на 1,2%.
«Можно с уверенностью сказать, что предупреждения о рецессии в еврозоне были преждевременными», - написали в отчете аналитики ING. По их мнению, экономика региона продолжит расти примерно такими же темпами до конца года, несмотря на неопределенность с Brexit и другие риски, благодаря достаточно высокому потребительскому спросу и мягкой денежной политике ЕЦБ.
Безработица в еврозоне в марте снизилась до 7,7% - минимума с 2008 г. А в США опустилась в апреле до 3,6% - самого низкого уровня с декабря 1969 г., согласно докладу министерства труда. Хотя опрошенные WSJ экономисты предполагали, что она останется равной 3,8%. Зарплаты в частном секторе выросли в среднем на 3,2% в годовом выражении. При этом предпочитаемый ФРС показатель инфляции - индекс цен на личные потребительские расходы - в марте остался равен 1,6%. Это значительно ниже целевых 2%, поэтому администрация президента Дональда Трампа продолжает призывать центробанк опустить ключевую ставку с нынешних 2,25-2,5%. Однако ФРС не стала менять ее на своем последнем заседании 1 мая.
Мировая экономика показывает уверенный рост, несмотря на то что с начала года нефть подорожала к концу апреля примерно на 40% из-за соглашения ОПЕК и других экспортеров нефти об ограничении ее добычи и американских санкций против Ирана и Венесуэлы. Реакция экономики на рост котировок изменилась по сравнению с прошлыми десятилетиями, когда их скачок предшествовал каждому крупному экономическому спаду, отмечает FT. Эксперты дают этому два основных объяснения. Во-первых, по мнению некоторых из них, рост цен отражает высокий спрос на нефть. Во-вторых, сланцевая революция в США изменила ситуацию на рынке. Ее добыча ограничивает рост цен, и он уже не столь страшен экономике США, которые из импортера нефти могут превратиться в нетто-экспортера.
«Рост цен на нефть необязательно должен наносить вред, если говорить об американской экономике в целом, а не о потребителях», - цитирует FT Джейсона Бордоффа, директора Центра глобальной энергетической политики при Колумбийском университете.
Напомним, что на днях Федеральная антимонопольная служба выступила с докладом о состоянии конкуренции в 2018 году, в котором говорилось, что доля государства составляет более половины экономики России. По мнению ФАС, такое положение дел затрудняет развитие конкуренции.
Ситуацию прокомментировал в интервью «Русской народной линии» экономист, доктор экономических наук, профессор Олег Сергеевич Сухарев:
Экономические показатели свидетельствуют о некоем оживлении мировой экономики. Евросоюз, США да и Китай не допустили снижения темпов роста. Но мне кажется, что пока преждевременны оптимистичные надежды.
В ЕС снизилась безработица, причем за 2018 год весьма ощутимо. Мировой темп роста экономики оказался выше ожидаемого, поэтому и на 2019 год планируется рост 3,7%.
В России поставлена цель роста выше среднемирового, но даже близко нет подобного роста, ведь 2,3%, зафиксированный Росстатом, и планируемый 2,5% вызывает большие сомнения даже у отдельных аналитических проправительственных структур. Однако имеющаяся оценка оживления мировой экономики всего за один год - 2018-ый не является надежной информацией по общепринятым меркам прогнозирования. Пока рост мировой экономики нельзя назвать устойчивой тенденцией.
Почему же рост цен на углеводороды не притормозил мировую экономику? Эксперты-сырьевики, специализирующееся на проблемах сырьевого комплекса, пришли к выводу, что США диверсифицировали свои возможности в сфере углеводородов. Америка серьезно влияла на мировой рынок нефти, поскольку импортировала сырье. Теперь США постепенно превращаются в экспортера за счет усиления сланцевой позиции и сжиженного газа и т.д. Благодаря диверсификации цена на нефть не очень сильно возросла. Американская экономика по этой причине, а также по другим действиям правительства Трампа, в частности, поддержки малого, среднего и крупного бизнеса, не снизила темпов роста. Президент США выступает за снижение ставки. Кстати, ФРС заседала 1 мая и пошла вразрез с мнением Трампа и не снизила ставку, оставив ее на прежнем уровне.
Администрация Трампа проводила и проводит по сути экспансионистскую политику - политику поддержки роста, что и пересилило зависимость от роста цены на нефть.
Кстати говоря, еще и договоренности в рамках ОПЕК, касающиеся объема нефти, способствовали тому, чтобы цена на нефть не так сильно возросла.
За оживлением мировой экономики нужно понаблюдать, ибо торговые войны и другие имеющиеся противоречия не локализованы. Остаются риски в Евросоюзе в связи с брекситом и другими разногласиями, то есть сохраняется фактор торможения мировой динамики. Китай и США не ускоряют экономический рост, но поддерживают его на определенном уровне. Значение этих стран в мировой экономике велико, поэтому они поддерживают мировую динамику роста. Оживление мировой экономики надо оценивать с позитивной точки зрения, ведь создаются рабочие места. Но что ожидать в будущем? Не нужно питать завышенных ожиданий, потому что не устранены причины, тормозящие развитие мировой экономики.
Теперь о докладе Федеральной антимонопольной службы. Как ни странно, доклад ФАС коррелирует с новостью об оживлении мировой экономики. В докладе говорится о том, что значительная доля госсектора тормозит рост российской экономики и затрудняет развитие предпринимательства, мешает повышению производительности труда. Для выставления таких оценок необходим многофакторный анализ, а ФАС не обладает такими аналитическими структурами. Поэтому недопустимо объяснять всё причиной засилия госсектора, не конкретизируя, каким инструментом измеряют государственную долю. Хотя из текста доклада становится понятным, что они измеряют процентом государственных унитарных предприятий и муниципальных унитарных предприятий в общем числе. И говорят, что число этих предприятий выше 50% от общего числа предприятий. Но размер госсектора также может определяться величиной активов и занятых людей.
Напомню Федеральной антимонопольной службе, что за последние 7-8 лет число предприятий в российской экономике сократилось на четверть, включая малые, средние и крупные. Сокращение связано с торможением экономического роста, структурной деградацией экономики и рецессией 2014-16 гг.
Подобное сокращение предприятий должно было насторожить ФАС, потому что это значит, что нет условий развития, не созданы правила должной конкуренции. А всё сводить к величине госсектора, стремясь обосновать новые витки приватизации, абсолютно не обосновано и не научно. На мой взгляд, позиция ФАС связана с чиновничьем беспределом и желанием что-либо продать. Нет никаких гарантий, что приватизация сохранит специализации и рынки предприятий, число занятых людей. Нагрянет частный собственник и по своему желанию сократит треть рабочего коллектива и переориентирует работу на другие ниши и зоны, например, на сырье, финансовые транзакции или на производство первых переделов, а не на производства, создающие высокую добавленную стоимость. К тому же: кто запрещает конкурировать в государственном секторе? Например, тендеры на госзаказы создавались якобы для конкуренции, а на деле превратились в коррупционные кормушки, где все предугадано и иногда заранее - решено.
Федеральная монопольная служба узко и скудоумно трактует конкуренцию, влияние монополий и структуру экономики. ФАС измеряет влияние госкорпораций на 10%, в отдельном секторе на 16%. Но это не столь большой контроль над рынком. ФАС противоречит самой себе. К тому же можно спросить: а какой критерий? Какие доли должны быть? И почему? Это главный и вполне научный вопрос.
В России как всегда отсутствует понимание и глубокий анализ подлинных причин торможения роста, структуры экономики и факторов развития. Оживление мировой экономики как бы не видит Россию.
Кроме того, Росстат постоянно пересчитывает и меняет темп роста. Поэтому нужно разбираться с тем, что росло и вносило основной вклад. Но таких оценок правительство не осуществляет. В этой ситуации можно лишь говорить о манипуляционных действиях, которые подчинены, по всей видимости, иной цели. Например, для обоснования приватизации. Чиновники публикуют доклад, цели которого заведомо заданы для других чиновников. Чиновники повязаны. Доклад ФАС нельзя признавать объективным и научным. Даже если бы государственной доли было бы больше 50%, то кто мешает им повышать эффективность функционирования? Кто мешает обеспечивать конкуренцию по заказам внутри госсектора? В советское время были известные прецеденты. Например, заводы «Микрон» и «Ангстрем» специально создавались для конкуренции друг с другом в области «хай тека», хотя в СССР была плановая экономика.
Подытожу.
Первое. Действительно, наблюдается оживление мировой экономики. Но во что оно выльется при сохранении негативных факторов торможения? Торможение может привести к кризису в 2020-2022 гг.
Второе. В России же мы вновь сталкиваемся с неглубоким аналитическим пониманием проблем и передергиванием проблем с подчинением целям, которые могут оказаться заведомо вредными для российской экономики как очередные витки приватизации - бездумной и бесконтрольной. Приватизация вновь может нанести ущерб экономическому развитию. Притом, что ФАС не говорит об эффективности госсектора. Где факторные модели и оценки?! Как можно утверждать, ничего не измеряя? Одни голословные утверждения. Вместо того чтобы подводить базу под сокращение госсектора и «рассуждалки» о его якобы неэффективности, лучше бы сократили объем чиновничьего беспредела, подчинив их число и решаемые задачи целям развития страны, а не целям воровства при очередной приватизации, которая обычно заканчивается концентрацией приватизированной собственности и монополизацией рынка. Вот лучше бы о чем писал ФАС в своем докладе - это было бы честнее, «научнее», да и пользы для страны было бы больше!
1. Re: Чиновничий беспредел: мир оживился, а в России очередная травля госсектора