Мы, православные христиане, проживаем Страстную Седмицу, идем за Господом к его крестным страданиям и смерти крестной. Мы живем надеждою на Его Светлое Воскресение!
Воскресение Христово, Его Церковь встречает ежегодно по церковному юлианскому календарю. Церковь Христова, составляющая мистическое тело Христа Бога – Небесная Торжествующая и Земная Православная, Воинствующая – едино празднуют Воскресение Господне!
Именно в этот день, в Великую Субботу сходит Святой Свет – Благодатный Огонь, зажигая лампады и свечи собравшихся на Гробе Господнем в Иерусалиме.
Для нас православных, это чудо неоспоримо – это Предание Церкви! Для нас понятно, почему именно в этот день православной пасхалии, в день Великой Субботы, по молитвам именно православного Иерусалимского Патриарха обретается такая великая милость Божия, как Благодатный Огонь!
Однако для человека от мiра сего, человека-язычника, который уже поздравил знакомых католиков с пасхой, который в Instagram исповедовал широту взглядов и кроссгендерную свободу половых отношений, который уже сходил и освятил вербы в православном храме и разместил фото с вербой для своих подписчиков, который проживает Страстную неделю также праздно, как и все остальные, но придёт освящать куличи и обязательно широко отметит русскую Пасху – для него вопрос Благодатного Огня не так принципиален: «ну есть и есть» – он весь погружён в свои, земные дела. Но, в чудеса он верит!
Для человека-язычника, в чьем личном пантеоне Христос занимает порой высокое и почетное место, у кого все помыслы о земном – для него всё чудесное, магическое интересно и привлекательно. Он готов поверить в чудо, он ждёт чудес. Ему не важен источник, не важна Истина – ему важно удивление, и величие творящего – он скажет ему: «Осанна!». Он с радостью примет любого творящего чудо, чтобы получить чего желает, дождётся своего кумира, который «еще ближе, … и уже здесь, при дверех». «И падый на камени сем сокрушится, а на немже падет, сотрыет и» (Мф. 21: 44).
Без креста, нет Пасхи! Понимание этого, этот взгляд на мiр, можно ожидать от человека считающего себя православным христианином.
Но вот, к сожалению, именно от православных, от мiрян и даже тех, которые в сане, в эти святые дни, можно услышать сомнения в чуде от Бога, сомнения в чуде схождении Святого Благодатного Огня: «вряд ли, скорее всего зажигают сами…», «может раньше и было чудо, но не то сейчас время».
Откуда берётся такой приземленный, исключительно материалистический, антихристианский взгляд на мiр в православной среде, отрицающий чудеса Божии? Думаю, корни его лежат глубоко, на мiровоззренческом уровне подобных «православных», в иудеохристианском ядре своей сути, отрицающих Христа и Его Светлое Воскресение!
«Горе же человеку тому, имже Сын Человеческий предастся, добро бы было ему, аще не бы родился человек той» (Мф. 26:24).
Для них процитируем Константинопольский собор 1076 г.: «Не принимающим чистою верою и простым вседушевным сердцем предивные чудеса Спасителя нашего и Бога и пречисто родившей Его Владычицы нашей и Богородицы и прочих святых и пытающимся при помощи доказательств и софистических словес оклеветать их как невозможные или перетолковать по своему мнению и представить по собственному разуму – анафема».
Вообще, первое схождения Благодатного Огня явилось в день и час Воскресения Христова в 33 году по Р.Х.!
«Во время оно, во едину от суббот Мариа Магдалина прииде заутра, еще сущей тме, на гроб, и виде камень взят от гроба. Течеубо и прииде к Симону Петру и к другому ученику, егожелюбляше Иисус, и глагола има: взяша Господа от гроба, и не вем, где положиша Его. Изыде же Петр и другий ученик и идяста ко гробу. Течаста же оба вкупе, и другий ученик тече скорее Петра и прииде прежде ко гробу, и приник виде ризы лежащя, обаче не вниде» (Ин. 20: 1-6).
Как под покровом темноты Петр и Иоанн могли увидеть внутри гроба пелены, которыми было окутано тело Иисуса? Тем более Иоанн, который вообще не вошел во гроб? Ответ на этот вопрос дает святитель Григорий Нисский в своем слове «О Воскресении Иисуса Христа». Он указывает, что тот, кто последовал за апостолом Петром в ту ночь, поверил в Воскресение, ибо гроб Господень залился Светом, который был ощутим как духовно, так и физически: «Увидев, бывшие с Петром уверовали... ибо гроб был полон Света, так что хотя и ночь еще была, однако двумя образами видели то, что внутри, - чувственно и духовно».
Святой Иоанн Дамаскин также подчеркивает, что апостол Петр изумился, увидев Свет во гробе Господнем: «Скорый Петр предста ко гробу и, Свет зря во гробе, ужасашеся». В своем творении «Слово на Великую Субботу» он также указывает, что Свет, воссиявший на гробе Господнем в ту ночь, был Светом нетварным Божественного Создателя, как во время Преображения Христа на горе Фавор. Святой Иоанн Дамаскин пишет: «Этот блистающий светоносный день Святого Воскресения, когда нетварный Свет ощутимо для зрения из гроба исходит как Жених прекрасный красотою Воскресения».
Свет, наполняющий гробницу Иисуса Христа в час Его Воскресения, – это нетварный Свет нетварного Бога Троицы. Однако, какая связь существует между нетварным Светом и неугасимой лампадой, а также связками свечей, которые держит Патриарх во время священнодействия Великой Субботы?
Бывший декан богословского факультета Афинского университета протопресвитер Георгий Металлинос в частной беседе по данному вопросу сообщил автору следующее: «Свет нетварный – это блистание, исходящее от Гроба Господня. Свет этот невидим и нетварен. Далее, так как связки свечей в руках Патриарха уже зажжены (этим светом - прим. А.Т.), свет становится тварным. То есть причиной вспышки света и возгорания свечей в руках Патриарха является Свет нетварный. Однако пламя его свечей, к которому можно прикоснуться, является тварным светом. И поскольку это пламя обладает поначалу благодатью нетварного Света, оно не обжигает» <Харис К. Скарлакидис «Святой Свет. Чудо в Святую Субботу на Гробе Христа»>.
Однако возможно ли, чтобы в наши дни этот Свет нетварный видели все присутствующие и даже неверующие? Профессор богословского факультета Салоникского университета имени Аристотеля, протопресвитер Феодор Зисис, так ответил на этот вопрос: «И сегодня Свет нетварный видят не все, но многие из тех, кто присутствует на священнодействии. Разумеется, все видят тварные плоды изначальной нетварной энергии Святого Света. А именно: передачу из рук в руки верующими Святого Света, который в течение нескольких минут из нетварного становится тварным. Свет нетварный преимущественно видят совершенные, однако дозволяет Бог некоторое лицезрение и несовершенным, даже неверующим, чтобы пришли они ко спасению. Первое явление чуда Святого нетварного Света происходит в тот момент, когда Иисус Христос возвращается из мира мертвых, чтобы прославиться через Воскресение Свое в непостижимом и неприступном Свете. Тот же Свет заливает Святой Гроб каждый год во время священнодействия Великой Субботы».
Интересно, что примерно с IX по XV века само священнодейство происходило иначе чем сейчас: гроб Господень был опечатан и патриарх молился снаружи до тех пор, пока не сходил Благодатный Огонь. «Согласно письменным источникам, относящимся к первым векам описания чуда, с IX до конца XV в., в то время, когда Святой Свет сходил с небес, Гроб был пуст. Тогда вход в гробницу был запечатан воском, подобно тому как это делали римские стражники, и греческий Патриарх находился вне Гроба Господня, недалеко от входа, молясь Иисусу Христу» <Харис К. Скарлакидис «Святой Свет. Чудо в Святую Субботу на Гробе Христа»>.
«То есть примерно на протяжении шести веков вовремя свершения чуда, в момент возгорания лампады внутри Гроба Господня, в гробнице никого не было! Патриарх совершал установленные молитвы, находясьза пределами Гроба Господня, на виду у множества людей. Когда Святой Свет сходил с неба, появлялись сине-белы блики, рассеивающиеся по помещению. Кроме того, в тот же час возгоралась и неугасимая лампада, освещая Гроб Господень изнутри. Этот Свет, как следует из свидетельств, был ясно различим сквозь решетки и балюстраду у входа в Кувуклию!
Так, внутреннее помещение абсолютно темной и пустой Кувуклии внезапно освещалось не только пламенем лампады, но и Светом, исходящим от самого камня Гроба. Тогда мусульманский правитель города, владевший ключами от Кувуклии, отпирал Гроб для Патриарха, который зажигал свои свечи от лампады и, выйдя наружу, раздавал Свет верующим. Часто в Кувуклию Гроба входил не Патриарх, а сам эмир, то есть мусульманский правитель Иерусалима. Это священнодействие, непрерывно повторяющееся на протяжениипочти шести веков, не оставляло места для сомнений в действительности, чуда. Поэтому мусульмане Иерусалима не только участвовали в нем, но и переносили Святой Свет в свои дома и мечети» <Харис К. Скарлакидис «Святой Свет. Чудо в Святую Субботу на Гробе Христа»>.
Думаю, если бы Патриарх пытался хоть как-то схитрить, обмануть, то был бы просто уничтожен мусульманским эмиром за ненадобностью. Известны исторические свидетельства, во времена, когда гроб Господень был полностью разрушен в 1009 г. Халифом Аль-Хакимом, Святой Свет сходил по молитвам верующих, прямо под отрытым небом...
В 1027 г., через шесть лет после смерти аль-Хакима, христиане продолжали присутствовать при священнодействии Святого Света в атмосфере страха и под угрозой смерти в случае несвершения чуда. Храм Воскресения был разрушен и обнесен защитной оградой, однако чудо продолжало совершаться. В который раз лампада загоралась «без помощи кого-либо из смертных», а мусульман охватывал «восторг и страх» <Харис К. Скарлакидис «Святой Свет. Чудо в Святую Субботу на Гробе Христа»>.
Исторические свидетельства и благоговения даже мусульман пред этим Чудом говорят о его несомненном Божественном происхождении.
В наше время, в интернете, есть много уже современных свидетельств этого Чуда Божия. Вот например одно из недавних,
опубликованных после схождения Благодатного Огня в 2018 году. «33 свечи Святого Огня не обжигают его лицо».
Существует предание, что перед концом света не сойдет Благодатный Огонь…
Будем же мы, православные христиане, с верою проходить эти святые дни, и готовиться к Светлому Христову Воскресению, с надеждой, что и в этот раз, по милости Божией сподобимся снисхождения Святого Света в День Господень!
«Братие, оправдившеся верою, мир имамы к Богу Господем нашим Иисус Христом, Имже и приведение обретохом верою во благодать сию, в нейже стоим, и хвалимся упованием славы Божия. Не точию же, но и хвалимся в скорбех, ведяще, яко скорбь терпение соделовает, терпение же искусство, искусство же упование, упование же не посрамит. Яко любы Божия излияся в сердца наша Духом Святым данным нам» (Рим. 5: 1). Аминь.
Алексий Тропарев, публицист, Москва
1. Re: В ожидании чуда схождения Благодатного Огня