Русская классическая школа возвращается

В России формируется народное учительско-родительское движение за возрождение традиций отечественного образования

3-4 декабря в Екатеринбурге в знаковом для каждого русского сердца месте в духовно-просветительском центре «Царский» при Храме-на-Крови прошла очень важная, я бы даже сказал, знаменательная конференция «Русская классическая школа», на которой мне довелось побывать по приглашению организаторов. 
 
Побывать в Екатеринбурге на месте Царской Голгофы для православного человека всегда отрадно (а для участников конференции была организована поездка в монастырь в честь Царственных Страстотерпцев на Ганиной Яме на Божественную литургию в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы). На сей раз радость духовная дополнилась радостью открытия интересных людей и их трудов по возрождению традиций русского образования. «Русская народная линия» достаточно внимательно отслеживает процессы, происходящие в сфере образования. Мы активно участвовали в обсуждении как «Закона об образовании», так и «Стратегии развития воспитания».  
 
Тем не менее, конференция в Екатеринбурге стала для меня весьма познавательной, позволила не только глубже понять те процессы, которые происходят в нашем образовании, но и увидеть реальные пути изменения нынешней катастрофической ситуации. Изменения ситуации в целом, а не только в отдельных её сегментах. 
 
Говоря об образовании, мы, православные, зачастую сводим вопрос к необходимости введения в школах курса «Основы православной культуры» - либо в усеченном, условно говоря, «кураевском виде», либо в возвращении к той ситуации, которая была до уничтожения «региональной компоненты» в образовании, когда курс ОПК преподавался во многих регионах во всех школах и во всех классах. На конференции в Екатеринбурге речь шла о другом - о необходимости изменения всей системы преподавания базовых предметов, точнее возвращения к традиционной русской системе образования, которая берет своё начало в практике дореволюционной школы и продолжалась в советское время в 1930-1960 (а по инерции кое-где и в 1970-е) годы.
 
Впрочем, обо всём (точнее о самом важном) по порядку.
 
Открыл конференцию довольно обстоятельным вступительным словом митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл. Своё выступление владыка посвятил значению наследия великого русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского. Идя по пути Ушинского, который призывал в педагогическом процессе, прежде всего, постигать характер и дух русского народа, отечественная школа и достигла своих высот, считает Екатеринбургский архиерей. А отказ от традиций дореволюционной народной школы в первые годы советской власти привел к катастрофе в сфере образования. Поэтому после Великой Отечественной войны власти вновь вернулись к традиционной системе образования. 
 
Нынешняя школа, полагает митрополит Кирилл, не ориентирована на традиции Ушинского, отсюда и кризис в системе образования, отсюда и отсутствие мотивации к получению знаний, особенно в области истории и литературы. Мы снова рискуем оказаться в положении, о котором с горечью писал великий Пушкин - «Россия слишком мало знакома русским». 
 
Владыка поблагодарил организатора конференции Татьяну Анатольевну Алтушкину, которая пытается возобновить традиционную русскую школу, и вручил ей благодарственное письмо от губернатора области.
 
С интересным докладом «Проблемы детей в современной системе образования» выступил уполномоченный по правам ребенка в Свердловской области Игорь Рудольфович Мороков. Он отметил тревожную тенденцию роста обращений по межличностным конфликтам в школах области. Среди главных конфликтогенов чиновник выделил: превращение школы в инструмент оказания образовательных услуг; рост социального расслоения учащихся; снижение общего уровня учителей; перенасыщенность учебных программ. Думаю, подобного рода конфликтогены существуют практически во всех регионах России, а потому проблема носит общегосударственный характер. 
 
Докладчик привел также весьма интересные результаты опроса учащихся не тему детских страхов. Чего боятся уральские школьники? Оказывается вот чего: страх потерять себя, страх перед экзаменами, страх перед криминалом, страх не получить помощь от взрослых. Примечательно, что на первом месте для детской психики оказалась проблема духовно-нравственного характера. 
 
Выступившая следом организатор конференции, руководитель группы разработчиков образовательной системы «Русская классическая школа» (и супруга известного не только на Урале предпринимателя) Татьяна Анатольевна Алтушкина с первых слов обозначила методологический принцип своей работы: «У нас много проблем, достойных критики, но мы будем говорить сегодня о хорошем, об опыте работы». Такому настрою на позитив не грех поучиться многим нашим общественным организациям, где зачастую преобладает именно критика всего и вся, на фоне которой как-то меркнут плоды трудов. 
 
В выступлении госпожи Алтушкиной бросалась в глаза искренность и простота. Рассказывая об истории проекта «Русская классическая школа», она честно призналась, что он родился из стремления решить сугубо личную проблему - дать хорошее образование своим детям (которых у нее шестеро!), чтобы у них сохранился интерес к получению знаний. Потом как-то сама собой возникла потребность в обмене опытом. Скоро выяснилось, что в России есть родители и педагоги, которые бьются над решением тех же проблем. И я подумал, что, наверное, именно таким естественным путём и возникают жизнеспособные проекты.
 
В результате 10 лет существования проекта сегодня в России по программе «Русская классическая школа» обучаются уже около двух с половиной тысяч учащихся в нескольких регионах страны. 
 
Татьяна Анатольевна с энтузиазмом рассказывала о своих работах в архивах по поиску хороших учебников, грамотных методик. А по ходу своих поисков она находила не только тексты и книги, но и единомышленников, которые и собрались в зале заседаний конференции.
 
Один из этих единомышленников кандидат физико-математических наук из Краснодара Игорь Петрович Костенко предложил прямо-таки историософский доклад о судьбе России на примере истории реформирования математического образования. История примечательная, позволяющая по-другому взглянуть на некоторые общественно-политические процессы. 
 
После революции, в 1920-е годы, отечественное образование находилось в состоянии хаоса, внедрялись всякого рода эксперименты, типа «трудовых школ», создавались новые, методически безграмотные учебники. В итоге к 1931 году страна была безграмотна. Как это ни парадоксально, но именно в 30-е годы произошел подъем образования, а 1937 год стал годом подъема математического образования в стране. Звучит парадоксально, ведь сегодня принято считать 1937 год - годом мрака, повальных арестов и тотального страха. Оказывается, он был и годом расцвета русского образования. А достигнуты вершины были благодаря к возвращению в школы учебников и методик старого гимназического образования. 
 
С 1937 по 1956 год происходил неуклонный рост качества математического образования, в итоге около 80% выпускников школ сдавали математику на 4 и 5. А в 1956 году началось падение качественных показателей (к 1960 году упали сразу в 3,5 раза), - произошло это по причине исключения из образовательного процесса дореволюционного учебника А.П. Киселева и задачника Н.А. Рыбкина. На таком уровне математическое образование сохранялось до начала 1970-х годов благодаря тому, что в школе оставались еще старые кадры учителей. 
 
Второй удар по преподаванию математики был нанесен реформой 1970-1978 годов, когда в школы были внедрены учебники академика А.Н. Колмогорова, которые делали ставку на абстракцию и формализм в обучении. Была убита методика преподавания математики в школе, на плаву оказались только те методисты, которые продвигали идеи «реформаторов». Принципы этой реформы, по мнению докладчика, были глубоко порочны, но они сохраняются до сих пор, не удивительно, что продолжается деградация математического образования. Самое главное - в образовании была сделана ставка на поиск одаренных детей, тогда как классическая русская школа (дореволюционная и советская) ориентирована была на обучение всех. 
 
Экскурс в историю математического образования в России получился весьма поучительным. Особенно если наложить его на политическую историю страны. Ну а докладчик является энтузиастом возвращения в образование старого учебника А.П. Киселева...
 
На конференции выступили также ближайшие помощницы Т.А. Алтушкиной учитель математики, методист Елизавета Михайловна Нифонтова («Опыт работы по классической традиционной методике математики в современной школе») и методист-разработчик филологического блока Ирина Анатольевна Горячева («Опыт преподавания словесности в образовательной системе «Русская классическая школа»). 
 
Обсуждался также и уже довольно богатый общероссийский опыт работы по системе «Русская классическая школа». В конференции участвовали и выступали с докладами и презентациями преподаватели: школы им. А.В. Мокроусова с углубленным изучением английского языка из Симферополя; православной классической гимназии Свято-Алексиевской Пустыни в Ярославской области; православной общеобразовательной гимназия им. Преподобных старцев Глинских из города Фролово Волгоградской области; гимназии «Во имя Святых Царственных Страстотерпцев» из Екатеринбурга; воскресной школы при Казанском Богородицком мужском монастыре города Казани.
 
Конференция «Русская классическая школа» показала, что сегодня в России стихийно сложилось неофициальное учительско-родительское народное движение за возрождение традиционного отечественного образования. Есть энтузиасты-подвижники, есть кадры педагогов, есть методические разработки, есть очевидный интерес родителей дать детям хорошее образование. Движение имеет поддержку Русской Православной Церкви, к нему проявляют интерес чиновники на местах. Теперь дело за тем, чтобы на эту народную инициативу обратило внимание Министерство образования. 
 
Назначение в августе уходящего 2016 года министром образования России Ольги Юрьевны Васильевой было позитивно воспринято обществом. На неё сегодня с надеждой смотрят и педагоги и родители. Первые шаги нового министра позволяют с уверенностью утверждать - время «демократических экспериментов» в образовании закончено. А значит, должен появиться спрос на русскую классическую школу, на традиции отечественного образования. Стало быть, у екатеринбургского проекта Татьяны Алтушкиной есть будущее. 
 
Анатолий Степанов, гл. редактор «Русской народной линии» 
 
Выступает митрополит Кирилл
Выступает митрополит Кирилл 
 
Выступает И.Р.Мороков
Выступает И.Р.Мороков
 
Выступает Т.А.Алтушкина
Выступает Т.А.Алтушкина
 
Президиум конференции
Президиум конференции
 
Участники конференции 
Участники конференции
 
Участники конференции
Участники конференции
 
Участники конференции
Участники конференции 
 
Участники конференции 
Участники конференции 
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

4. РКШ, критический отзыв

РКШ - это много шума из ничего, иллюзия альтернативы. Подробнее здесь: http://2kumushki.ru/rksh_kriticheskiy_otzyv.php/

2Настя / 06.06.2018

3. Органы опеки разрешат матери посещать изъятых из-за побоев детей

Органы опеки готовят разрешение на посещение матерью детей, изъятых органами соцзащиты и полицией из приемной семьи в Москве. Об этом сообщила журналистам уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова. По ее данным, уже собрана "экстренная комиссия" по обсуждению этой ситуации<a href=http://www.kruizrock.ru/>.</a> Слышали? Да за такое вообще сажать надо!

MichaelReume / 16.01.2017

2. "Не женитесь на курсистках".

Кажется,главное в преподавании,чтобы то ни было, это воспитание. Если в человеке,нет культуры вообще,то откуда же взяться культуре профессиональной,включая математическую? Однако,воспитание в человеке, культуры вообще,положительно невозможно вне Православной Церкви. Исторический факт,ставший аксиомой. К слову сказать,Советская Власть, в определенный период, это прекрасно понимала и в основу воспитания, в школе,были положены идеи известного "гонителя,душителя и мракобеса"-Обер-Прокурора Священного Синода Победоносцева. Эти идеи весьма подробно изложены в эссе "Учитель и ученик". Мало того,Советская Власть издала,в 1923 году,полное собрание сочинений Победоносцева. Кто бы мог подумать,не так ли? И последнее. Советская Власть,ставила своей задачей, дать доступ,самый широкий доступ,самым широким слоям трудящихся, к тому культурному богатству,что копилось в России веками и создавалось, руками этих самых трудящихся,однако, после создания, неизбежно отчуждалось,становясь собственностью правящих классов. Доступ к культуре,но не "пролеткульту",деятели которого, одно время,даже предлагали разрушить железные дороги, как буржуазные и построить свои-"пролетарские". Впрочем,в конечном итоге,проблема образования и воспитания это проблема политическая,но она, обусловлена общественно-экономическим строем,поелику политика, в любой области, является концентрированным выражением экономики. Современного человека, воспитывает рынок,его невидимая рука,которой, образованный, культурный трудящийся, не нужен,мало того-враждебен,потому, всякая созидательная работа это работа для будущего. К слову сказать,современное общество,созидательную работу, знать не желает и Слава Богу,что в нем,этом самом обществе, не перевелись еще люди,что живут не одним днем и откуда только Веру берут,веру в то,что их труды,безусловно не пропадут даром? Чудо.

Писарь / 16.12.2016

1. Наконец-то!

Наконец-то! Нужно писать письма новому министру в поддержку программы, может, и сдвинется с мёртвой точки!

Анатолий Степанов:
Преемником Путина будет Политбюро
Путинская конституция, в отличие от ельцинской, станет конституцией реинтеграции постсоветского пространства
16.01.2020
«Замалчивать и искажать роль Сталина в победе — фальшиво»
По словам Анатолия Степанова, заговор молчания вокруг имени Сталина и его роли в Великой Победе - искажение правды о войне
16.01.2020
Все статьи автора
"Обсуждаем закон об образовании"
Невидимая война за души наших детей
Эксперты в студии радио «Радонеж» призвали относиться к культуре, как к стратегически важной сфере, связанной с национальной безопасностью
17.01.2020
Девятый вал накатывается на преподавателей высших учебных заведений
О сложной ситуации в сфере науки и образования
16.01.2020
Придать традиционному воспитанию мальчиков и девочек статус объекта национальной безопасности
Представители общественности и эксперты призывают защитить право детей на традиционные ценности и здоровую семью
14.01.2020
Эффективный контракт – «короткий поводок» для преподавателя
Вузам будет рекомендовано исключать практику суперсрочных трудовых договоров с профессорско-преподавательским составом
11.01.2020
Все статьи темы
"Обсуждаем Стратегию развития воспитания в Российской Федерации"
Все статьи темы