В первый день весны – 1 марта 2019 г. – под сводами Тихвинского храма г. Казани, являющегося главным духовным центром православного кряшенского народа, по благословению митрополита Казанского и Татарстанского Феофана (Ашуркова) состоялись скромные торжества, приуроченные к 150-летию начала богослужения на церковно-кряшенском языке. Полтора века назад – в 1869 г. – созданная стараниями выдающегося русского миссионера Н.И. Ильминского и его соратников из числа кряшен Казанская крещёно-татарская школа, по выражению известного историка, профессора Казанской духовной академии П.В. Знаменского, «в первый раз услышала полное богослужение на своём родном языке».
И сегодня, по прошествии полутора веков, в возрождённом стараниями современного духовного кряшенского подвижника – настоятеля Кряшенского прихода г. Казани протоиерея Павла Павлова – храме во имя Тихвинской иконы Божией Матери в честь этого памятного события было совершено торжественное соборное богослужение на церковно-кряшенском языке, в котором приняли участие представители кряшенского духовенства со всей Татарстанской митрополии.
С раннего утра храм наполнили прихожане, которые с особым почтением внимали словам молитв на родном языке и проповеди о. Павла. Ожидалось, что богослужение возглавит сам правящий архиерей, но он, к сожалению, в связи с отъездом не смог принять в нём личное участие.
К юбилейной дате, помимо прочего, были изготовлены памятные бронзовые медали, которые раздавались участникам торжеств. На их лицевой стороне помещены иконографическиеизображения трёх подвижников православной кряшенской миссии XVIII – XXвв. – святителя Иоасафа Белгородского (И.А. Горленко), святителя Макария (М.А. Невского) и «апостола кряшен» Н.И. Ильминского, а на оборотной – изображение Тихвинского храма с двуязычной надписью: «Казан Епархiясенен Кряшен Жыйыннары 150 жыл (1869 – 2019) Дöрöсденнетотоүчы Рус Чиркя-енен кочагында / Кряшенские Приходы Казанской Епархии 150 лет (1869 – 2019) в орбите Русской Православной Церкви».
По окончании богослужения здесь же – прямо в храме, под святыми образами, прошла научно-практическая конференция «Историческая роль и значение родного языка в возрождении и духовно-нравственном воспитании кряшен России», организаторами которой выступили Кряшенский приход г. Казани и сектор Кряшенской духовный миссии при миссионерском отделе Казанской епархии.
Основная заслуга в её подготовке принадлежит председателю Совета ветеранов кряшенского движения г. Казани А.В. Фокину и руководителю Кряшенской духовной миссии, настоятелю Никольской церкви с. Кряш-Серда Пестречинского района Татарстана священнику Димитрию Сизову. Однако, к сожалению, А.В. Фокин, намеченный председателем конференции, из-за болезни не смог принять в ней участия, посетив лишь богослужение. В связи с этим председательские функции исполнял сопредседатель конференции – доктор церковной истории, профессор, секретарь Учёного совета, заведующий кафедрой общей и церковной истории Казанской православной духовной семинарии (КазПДС), протоиерей Алексий Колчерин.
При этом весь президиум, по традиции, составили представители кряшенского духовенства во главе с кандидатом богословия, протоиереем Павлом Павловым, который перед началом конференции обратился к её участникам с приветственным словом. В нём он особо подчеркнул большую важность отмечаемого события, а также выразил сожаление в связи с тем, что митрополит Феофан не смог принять участие в торжествах.
Затем были заслушаны тринадцать докладов по целому ряду вопросов, связанных с настоящим и прошлым кряшенской миссии и всего кряшенского народа.
Первым тон конференции задал председательствующий на ней протоиерей Алексий Колчерин, выступивший с докладом на тему «Полтора столетия предстояния перед престолом Божиим: богослужебное наследие на церковно-кряшенском языке и кряшенское духовенство». Представив обстоятельный обзор деятельности кряшенской миссии на протяжении многих лет, он, в частности, коснулся и современных проблемных вопросов, указав в числе таковых острую нехватку в настоящее время в сельских приходах священников-кряшен, способных осуществлять богослужение на родном языке.
Взявший вслед за ним слово протоиерей Павел Павлов в своём докладе на тему «Литургический язык богослужения» обратил особое внимание собравшихся на то, что часто происходит подмена понятий в отношении родного языка кряшен – за счёт навязывания им мнения о том, что на самом деле они говорят и должны говорить на татарском, а не на своём исконном – кряшенском языке.
Известно, что Н.И. Ильминский и его соратники-кряшены создавали использовавшийся ими (и используемый ныне) в богослужении церковно-кряшенский язык на основе разговорного языка кряшен, который отличался от собственно татарского, формировавшегося под сильным влиянием ислама и потому отличавшегося большим количеством «арабизмов» и «фарсизмов». Существование кряшенского языка до конца 1920-х – начала 1930-х гг. признавалось и властями – действовали школы с обучением на кряшенском языке и издавались учебники. Однако после директивного «вливания» кряшен в состав татарского народа все они вынуждены были усваивать «общетатарский» язык, и сегодня мало кто из кряшен владеет языком предков. Таким образом, практически единственным хранителем языковой кряшенской идентичности остаётся церковно-кряшенский язык, основанный к тому же на заметно отличающейся от татарского языка кириллической графике.
В связи с тем, что в настоящее время уже не существует школ с обучением на кряшенском языке и не издаётся литературы, протоиерей Павел Павлов призвал кряшен с особой бережностью относиться к родному языку, сохранившемуся в богослужебной практике, так как: «Кряшенский язык пропитан благодатью».
Выступивший после протоиерея Павла Павлова с обстоятельным докладом на тему «Православные приходские храмы как место (пространство) существования и развития кряшенского языка» кандидат архитектуры, профессор кафедры градостроительства Казанского государственного архитектурно-строительного университета Н.В. Мамаков подробно ознакомил собравшихся с архитектурными особенностями дореволюционных и нынешних кряшенских храмов, отметив, что: «Наша задача – чтобы пространство, в котором сегодня звучит кряшенский язык, было достойным, достойным наших предков».
Помимо прочего, он указал на сохранившиеся в Татарстане бывшие кряшенские храмы, которые требуют восстановления и реставрации, назвав среди них: храм Покрова Божией Матери в с. Янцевары, храм Покрова Пресвятой Богородицы в с. Налим, храм Вознесения Господня в с. Дигитли и храм Живоначальной Троицы в с. Верхний Багряж.
После Н.В. Мамакова слово взял доктор педагогических наук, профессор кафедры этнохудожественного музыкального творчества и образования Казанского государственного института культуры В.Д. Булгаков, озвучивший доклад на тему «Роль Степана Смоленского (1848 – 1909) в создании хорового пения на церковно-кряшенском языке». Выступивший с репликой в развитие его выступления известный популяризатор музыки – руководитель Певческой капеллы мальчиков им. Ф.И. Шаляпина В.П. Ульянов предложил от имени инициативной группы увековечить память выдающегося музыковеда, хорового дирижёра и педагога С.В. Смоленского размещением на здании в г. Казани, где он работал, памятной доской.
Следующий выступающий – кандидат исторических наук И.Е. Алексеев – в своём докладе под названием «“Такого счастия, такого постоянного внимания не удостаивалось ни одно учебное заведение… (Посещение в 1871 г. Императором Александром II Освободителем Казанской крещёно-татарской школы)» подчеркнул, что являвшаяся на протяжении многих лет главной «кузницей» кряшенских священнических кадров и интеллигенции Казанская крещёно-татарская школа (впоследствии – Казанская центральная крещёно-татарская школа) с момента своего создания пользовалась особым вниманием и покровительством представителей Царствующего Дома Романовых. Достаточно сказать, что в 1871 г. её посетил Император Александр II, и дважды – в 1869 и 1871 гг. – в бытность Наследником Цесаревичем – будущий Император Александр III. В память посещения школы Царём-Освободителем, в1877 г. у входа в домовую церковь Казанской крещёно-татарской школы была установлена мраморная доска с нанесёнными на неё золотом словами императора, обращёнными к родителям учащихся.
В данной связи И.Е. Алексеев предложил восстановить историческую справедливость и возвратить восстановленную памятную доску на сохранившееся здание бывшей школы, а также вернуться к ранее поднимавшемуся вопросу о сооружении рядом с ним памятника соратнику Н.И. Ильминского – первому кряшенскому священнику В.Т. Тимофееву (1836 – 1895) или установке на фасаде здания памятной доски в его честь.
Выступившая с разъяснениями по этому поводу руководитель Исполкома, заместитель председателя Правления «Общественной организации кряшен Республики Татарстан» Л.Д. Белоусова отметила, что кряшенской общественностью была проведена большая работа в направлении реализации проекта установки памятной доски, но реальных подвижек до сих пор не наблюдается из-за категоричной позиции нынешнего собственника здания, отказывающегося идти навстречу требованиям кряшен. В этой связи была выражена надежда на содействие в решении вопроса со стороны церкви.
Помимо вышеозначенных, участники конференции с большим вниманием заслушали следующие доклады: благочинного Алексеевского благочиния Чистопольской епархии, настоятеля Воскресенского собора с. Алексеевское Алексеевского района Татарстана и кряшенского прихода г. Чистополя протоиерея Павла Чурашова – на тему «Святитель Макарий (Невский; 1835 – 1926)», священника Димитрия Сизова – «Письма алтайского миссионера святителя Макария (Невского) к священнику Василию Тимофееву (1836 – 1895)», ветерана кряшенской журналистики В.П. Максимовой – «Н.И. Ильминский äмсвященникъ В.Т. Тимофеев ларнынкряшеннярнеагартугыларызур роле берауылмисалында» (на кряшенском языке), настоятеля Крестовоздвиженского храма пос. Васильево Зеленодольского района Татарстана протоиерея Олега Батаева – «Современная переводческая деятельность», кандидата исторических наук, научного сотрудника отдела этнографии Центральной Азии Музея антропологии и этнографии РАН (Кунсткамера), доцента Департамента истории НИУ «Высшая школа экономики» (г. Санкт-Петербург) С.Ю. Белоруссовой – «Язык нагайбаков: миф или реальность?», переводчицы М.Н. Матвеевой – о переводах богослужебных книг на церковно-кряшенский язык (на кряшенском языке), настоятеля Покровской церкви с. Тюлячи Тюлячинского района Татарстана, студента магистратуры КазПДС, священника Алексия Павлова – «Опыт введения кряшенских богослужебных текстов на русскоязычном приходе» и студента3-го курса бакалавриата КазПДС П.Г. Семёнова – «Жизненный путь репрессированного кряшенского священника Иоанна Касимова (1888 – 1943)».
Таким образом, участники конференции затронули широкий круг вопросов, касающихся функционирования и перспектив развития родного языка, организации богослужения, издательской деятельности и хорового пения на церковно-кряшенском языке, истории кряшенского народа и судеб представителей кряшенского духовенства, возрождения и строительства кряшенских храмов, и т.д.
По причине отсутствия докладчиков, не прозвучали запланированные доклады: кандидата исторических наук А.В. Фокина – «Кряшенский письменный язык: история создания, развития и функционирования», доктора психологических наук, доцента, члена-корреспондента Российской академии естествознания, профессора кафедры психологии развития и образования Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского (г. Калуга) М.Р. Арпентьевой – «Система инородческого образования Н.И. Ильминского» и эксперта Института национальной стратегии Р.Р. Сулейманова – «Кряшенский язык: современные дискуссии вокруг его существования».Предполагается при этом, что все заявленные и сделанные на конференции доклады будут впоследствии изданы в виде отдельного сборника.
После состоявшейся дискуссии председатель конференции протоиерей Алексий Колчерин зачитал проект резолюции, содержащий обобщённые итоги её работы, а также ряд предложений, связанных с увековечением памяти выдающегося хорового дирижёра и педагога С.В. Смоленского, известного просветителя, первого кряшенского священника В.Т. Тимофеева и посещения в 1871 г. Казанской крещёно-татарской школы Императором Александром II Освободителем.
В конце конференции с заключительным словом к её участникам обратился протоиерей Павел Павлов.
Лада Алексеева, студентка Казанского (Приволжского) федерального университета (Институт филологии и межкультурных коммуникаций)
Фоторепортаж И.Е. Алексеева