В четверг, 6 декабря, председатель Правительства ответил на вопросы телеведущих Петра Толстого («Первый канал»), Сергея Брилёва («Россия 1»), Ирады Зейналовой (НТВ), Ильи Доронова (РБК) и Ириты Мининой («Томское время»), сообщает пресс-служба Правительства России.
Очередной «Разговор с Дмитрием Медведевым» проанализировал в интервью «Русской народной линии» экономист, доктор экономических наук, профессор Олег Сергеевич Сухарев:
Мы наблюдали выступление растерявшегося чиновника, стремящегося продемонстрировать свою работу и, конечно, оптимистично представить, что всё не плохо и, может, даже очень хорошо! Однако у него звучали часто противоречивые позиции. Так, заявляя о бурном экономическом развитии, затем утверждал, что темп роста составляет 1,7%, в то время как Президент говорил о 1,5%?
И тут же Дмитрий Медведев сетует, что рост маленький и призывает работать над ускорением темпа экономического роста. Выступление премьера соткано из подобных логических противоречий. Отметим, что значительная часть позитивных ответов, в которых он определяет успехи, весьма натянуты. Это относится, например, к сельскому хозяйству. Действительно, санкции Запада нам помогли, ограничив импорт, но сельское хозяйство в то же время сильно зависит от импорта семян и селекционного поголовья. В стране нет достаточного «молочного» стада, поэтому недостаточно производится молока - молочное животноводство в России требуется развивать, а пока молочные жиры заменяют растительными - пальмовым маслом. Население употребляет недоброкачественные товары. Сельское хозяйство привязано к импортной ресурсной базе. Многие виды семян приобретаются за рубежом. Есть проблемы обеспечения села техникой, агротехнологиями, кадрами. Об этом премьер не сказал.
Поэтому, на мой взгляд, успех в сельском хозяйстве можно трактовать как противоречивый. Также обстоит дело и в оборонном секторе - мы добились определенных успехов в разработках, но одновременно фундаментальная наука и военно-технические разработки испытывают серьезные трудности, несмотря на создание лазерного комплекса «Пересвет» и гиперзвука. Но основа данных разработок все-таки была заложены в советский период. Сегодня удалось их развить и реализовать с учётом современных разработок по отдельных направлениям. При этом отставание колоссальное по многим технологическим направлениям, включая уже и космос.
Подавление инфляции до 3,5-5% - весьма противоречивый успех, так как монополизированная экономическая структура не будет расти при таком подавлении динамики цен. К тому же продовольственная инфляция много выше и по отдельным товарам составляет существенно выше 5%. Поэтому не так уж и велики успехи в борьбе с инфляцией.
Таким образом, положительные моменты при пристальном рассмотрении таковыми не являются, а что же с вопросами, которые премьер просто-напросто завалил? Обозначим некоторые моменты.
Во-первых, он оправдывал пенсионную реформу, выражая сожаление и говоря о ней как о вынужденной мере. Кто и почему вынуждал?! Кто страдал при принятии решения? Богатых вообще не интересуют пенсии. Пенсии повысят бедным за счет бедных! В статье «Сумеем ли снизить бедность?», опубликованной на «Русской народной линии», я отмечал, что улучшение жизни бедных происходит за счет бедных, но не за счёт эффективности экономики. Да и можно ли считать это улучшением, большой вопрос (видимо, с отрицательным ответом).
Во-вторых, вопросы здравоохранения и образования также относятся к провальным темам, на которые премьер не дал прямых ответов на прямые вопросы. Представительница Томска Ирита Минина задавала вопрос Дмитрию Медведеву, почему так долго нельзя попасть к врачам? Почему нацпроекты науки и здравоохранения не коррелированны, наука и медицинские разработки никак не связаны? Но не было ответа от премьера. Он начал говорить о роли врачей, сложности профессии и дефицитных кадрах. Но причина ведь дефицитности кроется в том, что нет планирования подготовки медиков в государственной системе здравоохранения, в государственных медицинских вузах. Кто мешает планировать наборы и формировать набор кадров по специальностям?! Планирование структуры кадров экономики является сугубо прерогативой правительства, объектом его заботы и решений. Дмитрию Медведеву указали на провал в этой сфере. И был ответ: мы будем подходить к этому решению. Но уже 18 лет так заверяют, а решений всё нет и нет. Момент, что к врачам нельзя попасть бесплатно в течение месяца и более, остался без ответа, как и то указание, что врачи с удовольствием переходят в частные клиники и, по сути, медицина стала платной вся! Правда так журналистка из Томска не ставила вопрос, но он напрашивался из её речи. Она робко спросила, что может запретить такие переходы или что-то делать? Однако для премьера этот аспект оказался просто вибрацией воздуха. Зато про рынок, про либеральные отношения он указал смело, безапелляционно, как и про «вмешательство государства». Видимо, «невдомёк» сильным мира сего, что государство должно управлять, а не вмешиваться, должно организовать работу всех подсистем общества, а не вмешиваться!
В-третьих, есть еще одна провальная тема, связанная с повышением производительности, модернизацией экономики, технологическим переоснащением. Нет ответов от председателя правительства. Он заверял собеседников, что денег хватит. Но как такое может быть? Мы имеем профицит бюджета, увеличивая социальную нагрузку на бедных - увеличивая пенсионный возраст, НДС, вводя экспериментальный 4% налог для самозанятых, но понятно, с каким прицелом. Эксперимент проводится в Москве, Московской области, Калуге, Татарстане. А почему эксперимент не провести в Адыгее, Чукотке, Дагестане и Туве? Фактически пытаются подогнать эксперимент под то, чтобы принять это решение - и выбор регионов это наглядно подтверждает. Профицит бюджета планируется на последующие три года, от 0,5 до 1,1 триллиона рублей. Притом что из Фонда национального благосостояния в 2020 году будет выведено более 7 триллионов рублей.
Из экономики выводятся средства. Председатель правительства не говорит о распределении профицита, кто и как его получит. Я искренне надеюсь, что профицит будет распределен по социальным программам и направлен в пользу бедных. Кстати, он провалил ответ на вопрос о бедности, вновь свел всё к адресной помощи, что нужно помогать. Но как правительство помогает? Какие затраты идут на осуществление социальной помощи? Как производится учет бедных. В то время как на прогрессивную шкалу налогообложения введено табу. По данным экспертов, от увеличения прогрессивного налога от 20 до 30% для богатых слоев населения бюджет получит от 3 до 5 триллионов в год.
Простите, но национальные проекты на три года охватываются сопоставимой величиной в 5 триллионов 690 миллиардов. Без прогрессивной шкалы налогообложения борьба с бедностью - просто блеф.
Конечно, можно ещё анализировать ответы премьера в том же ракурсе, что я предпринял здесь, но зачем? Даже центральные каналы в день интервью освещали подробно Украину, Трампа - Америку и т.д. и т.п. Выходит, выступление премьера менее интересно!
Выступил премьер страны - а на телевидении в этот день по этому поводу только беглые обзоры и практически ТИШИНА!
На мой взгляд, выступление Дмитрия Медведева - это ответы растерянного чиновника, который стремится показать себя самоуверенным и всё решающим. Для России подобное поведение правительства - это плохая модель. Ответы премьера не лезут ни в какие ворота и расходятся с действительностью и реальными цифрами. Заметно отсутствие целеполагания и необходимого подхода в виде «аналитического управления» в стране.
1. Re: Противоречивые ответы растерявшегося чиновника