Принципиальная несовместимость фигуры Вселенского Патриарха с Православием

Отклик на статью главного редактора «Русской народной линии» и краткий ответ Анатолия Степанова

Новости Москвы 
0
3873
Время на чтение 7 минут
Мне уже не раз приходилось цитировать слова великого Святого, святителя Григория Двоеслова: «Антихрист назовёт себя богом. О! Я говорю смело, что кто назовет себя епископом вселенским, тот предтеча антихриста». Эти слова были произнесены Святым ещё задолго до разделения Церквей на Западную и Восточную. Данное высказывание святителя Григория наповал разит папизм во всех его проявлениях и модификациях. Поэтому я никак не могу согласиться с суждением уважаемого главного редактора РНЛ Анатолия Дмитриевича Степанова, который высказал в своей недавней статье «Что делать, чтобы опасность украинской автокефалии не стала реальностью?» следующее: «К сожалению, Россия упустила в свое время исторический шанс утвердить статус Третьего Рима как царствующего града, что привело бы к утверждению Московского Патриарха в роли Вселенского. Этому помешал сначала конфликт Царя Алексея Михайловича и Патриарха Никона, а затем и ликвидация самого Патриаршества Петром Великим. В результате по сути царствующий град Москва (Санкт-Петербург) ради своих узко-политических интересов сохранил статус Константинопольского патриарха как Вселенского, каковым он был и во время существования Второго Рима». Когда я прочитал этот абзац из статьи (в целом – хорошей) Анатолия Степанова, то невольно перекрестился и произнёс: «Слава Богу, что Московский Патриарх не стал Вселенским!»

Надо заметить, что Анатолий Дмитриевич пишет о судьбоносном выборе нашей Церковью и нашим государством своего дальнейшего пути так, словно Господь Бог не принимал в этом выборе никакого участия. У него выходит так: нашли бы общий язык царь Алексей Михайлович и патриарх Никон, не упразднил бы Пётр I Патриаршество – и стал бы Московский Патриарх – Вселенским. Какая досада!.. Получается прямо-таки какой-то деизм (учение, согласно которому Бог, создав мир, самоустраняется и больше в жизни своего творения участия не принимает, то есть, согласно деизму – никакого Божьего Промысла не существует). Но мы-то, православные, – не деисты и хорошо понимаем, что ничего в этом мире не происходит без Воли Божией. И мне совершенно ясно, что Бог не позволил установиться в Москве (Санкт-Петербурге) Вселенскому Патриархату именно по причине, указанной святителем Григорием Двоесловом.

Неужели Анатолий Степанов полагает, что Московский Патриарх, приобретя статус Вселенского, не впал бы в соблазн получить безраздельную власть, подобно Варфоломею и другим Вселенским Патриархам? И разве патриарх Никон, впавший в соблазн папоцезаризма – не яркое тому доказательство? Этот соблазн патриарха Никона так напугал Петра I-го, что тот даже отменил Патриаршество. Можно сколько угодно спорить – прав или неправ оказался Пётр Алексеевич – но несомненно одно: причина такого радикального решения у первого российского императора была веская. Но это – с человеческой стороны. Конечно, такое грандиозное решение не смогло бы реализоваться – не будь на то Божьего Благоволения. Полагаю, что всем это очевидно. Когда же в России была свергнута Монархия, Господь тут же восстанавливает Патриаршество, которое оказалось необходимой духовно-нравственной компенсацией упразднённой законной Царской власти. И везде – как в случае отмены Патриаршества, так и в случае его восстановления – видится явное действие Божьего Промысла.

Но позволю себе пофантазировать. Представьте себе, что Московский Патриарх, учитывая исключительное положение Третьего Рима, пожелал бы ещё и присовокупить себе титул Вселенского. Что для этого необходимо было бы сделать? – Для этого необходимо было бы получить согласие всех остальных православных Церквей – не так ли? Значит, потребовался бы созыв VIII-го Вселенского Собора – никак не меньше. Мы же знаем – каково было и есть отношение к VIII-му Вселенскому Собору большинства православных. Это большинство во все времена рассматривало и рассматривает VIII Вселенский Собор как «Собор нечестивый» (по святоотеческому выражению). И не вызывает никаких сомнений, что все более древние, чем Русская, Церкви от созыва такого Собора отказались бы. А само предложение созыва VIII-го Вселенского Собора со стороны российского императора и Московского Патриарха сочли бы еретическим, что повлекло бы за собой принципиальное изменение отношения к Русской Православной Церкви со стороны остальных Православных Церквей. А если бы Московский Патриарх стал, говоря современным языком, «самовыдвиженцем», то есть, получил бы титул Вселенского лишь от своей Церкви, то остальные Церкви сочли бы это узурпацией, со всеми вытекающими последствиями. Полагаю, что в те времена в Третьем Риме все это очень хорошо понимали. И какие-то «узкополитические интересы» Москвы, о которых говорит Анатолий Дмитриевич, здесь совершенно ни при чём. Провозгласить что-то – это одно дело, а вот удержать провозглашённое и приумножить его – совсем другое. Тут уместно вспомнить товарища Сталина, который в конце войны рассматривал возможность взятия Константинополя, но потом отказался от этого проекта, сказав (по одной из версий) примерно следующее: «Мы, конечно, сможем взять этот город, но вот удержать его в дальнейшем сумеем вряд ли: нам этого не позволят».

Возможно, я ошибаюсь, но мне кажется, что Анатолий Дмитриевич в цитируемом мною выше абзаце говорит не только о нашем прошлом, но и намекает на наше возможное будущее, то есть – на то, что могут сложиться такие обстоятельства, при которых (допустим, после низложения Варфоломея) для Московского Патриарха откроются перспективы стать ещё и Вселенским. В таком случае ещё раз предлагаю Анатолию Дмитриевичу перечитать слова святителя Григория Двоеслова о «вселенском епископе».

Фигура Вселенского Патриарха принципиально несовместима с Православием, и здесь совершенно неважно – о каком по счёту Риме идёт речь. Впрочем, я благодарен Анатолию Дмитриевичу за возможность обсудить интересную тему.

Священник Александр Шумский, публицист, член Союза писателей России

От редакции: Публикуемый выше текст моего доброго друга отца Александра Шумского является критическим откликом на мою статью «Что делать, чтобы опасность украинской автокефалии не стала реальностью?». Точнее это была не статья, а текстовая версия моего доклада на конференции «Православное учение о Церкви и вызовы современности», организованной Аналитическим Центром им. Василия Великого.

Я не хочу писать отдельную статью с возражениями против критики отца Александра, но ответить хотя бы кратко все-таки нужно, поэтому воспользуюсь своим правом главного редактора и сделаю это в послесловии к публикации текста статьи уважаемого оппонента. Думаю, для читателей будет даже удобнее такое сравнение двух позиций.

Собственно основных возражений у меня три. 

1. Отец Александр цитирует яркую фразу святителя Григория Двоеслова, но, боюсь, что понять её правильно невозможно вне контекста, в котором эта фраза был произнесена. Ведь не только патриарх Варфоломей называет себя Вселенским, но и все его предшественники на кафедре так себя именовали с тех пор, как утвердился этот титул. Более того, вся Православная Церковь называла Константинопольского патриарха Вселенским. Получается, если использовать слова святителя Григория вне контекста, все они были предтечами антихриста? Но это ведь абсурд. Не знаю, откуда взята эта фраза Святителя, но, думаю, она сказана по какому-то конкретному случаю или в каком-то определенном контексте.

2. Несомненно, в том, по какому пути пошла история России и Русской Церкви, мы должны видеть действие Промысла Божия. Однако нам не нужно впадать при этом в фатализм. Промысл Божий действует в условиях свободной воли и свободного выбора участников исторического процесса. К примеру, если бы патриарх Никон и царь Алексей Михайлович нашли в себе силы к примирению (а это был бы истинно христианский поступок с их стороны), а Петр Алексеевич не побоялся бы сохранить Патриаршество, введя только какие-то ограничения для политической активности Предстоятеля Русской Церкви, то история России пошла бы несколько иным путем. Но это бы не значило, что Промысл Божий перестал действовать. Промысл Божий все-таки действует не как фатум, но приводя ко благу даже дурные намерения людей. И кстати, отец Александр, думаю, ошибается насчет мотивации отмены Патриаршества царем Петром, его скорее беспокоило не воспоминание о Никоне (его царственный брат Федор, которого Петр любил, просил прощения у Патриарха за беззаконие, учиненное против него их отцом), но контакты своего сына Алексея с окружением Патриарха Адриана, где сложился очаг противодействия реформам Петра Алексеевича, и настойчивые просьбы главного претендента на Патриаршество митрополита Стефана (Яворского) помиловать Алексея. Так что на упрек в склонности к деизму я только могу ответить отцу Александру упреком в склонности к фатализму.

3. Что же касается необходимости созыва VIII Вселенского Собора для провозглашения патриарха Московского Вселенским и связанными с этим страхами, это совсем не очевидно. Вселенские Соборы собирались для решения вероучительных вопросов. Вопрос о передаче статуса Вселенский Предстоятелю нового царственного града Москвы не требовал обязательного созыва столь опасного по своим ассоциациям VIII Вселенского Собора. Он мог быть решен с участием нескольких древних патриархов, которые постоянно бывали в Москве во времена Алексея Михайловича. Приехали ведь они низлагать Никона в Москву. Конечно, они могли попытаться бойкотировать участие в совещании по передаче статуса Вселенский их Московскому собрату. Но тут можно было просто включить финансовые механизмы, как это часто делалось в истории не только русской, но и византийской. Думаю, проблема все-таки в ином - в том, что нашими предками не был изжит комплекс ученичества у греков. Мотивы такого изживания были у старообрядцев, но они носили неконструктивный характер, когда «вместе с водой из ванночки выплескивался и ребенок». Когда вместе с защитой старины и попыткой разговаривать с греками на равных происходил отказ от вселенского предназначения России, т.е., по сути, отказ от статуса Третьего Рима. 

Кстати, греки вполне согласились включить русскую кафедру в диптих древних Патриархатов вместо Римской без созыва собора. Если бы поднажали из Москвы, то согласились бы и со статусом первой по чести в диптихе. И тогда мы бы не имели тех проблем, которые имеем сейчас на Украине. Впрочем, история не знает сослагательного наклонения...

Анатолий Степанов, гл. редактор «Русской народной линии»
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

30. Ответ на 26., р.Б. Алексий:

Во-первых, не надо забывать, что Глава Церкви - Христос. А, во-вторых, - да, надо работать над созывом Всеправославного собора, на котором только и решаются проблемы Вселенского Православия. Других вариантов нет. Стереть Фанар с лица земли - это не вариант.
М.Яблоков / 05.11.2018, 16:56

29. Ответ на 24., М.Яблоков:

... 9-й и 17-й каноны Халкидонского Собора незыблемы и однозначно говорят о примате Константинопольского Патриарха. Но вот толкования различны. Иоанн Зонара (и прп. Никодим Святогорец вслед на ним) толкуют в том смысле, что Константинопольский Патриарха имеет судебную власть только над подчиненными ему епископами, а Алексей Аристин и Матфей Властарь в том смысле, что над всеми епископами, в т.ч. и других престолов. Вот в этой двойственности толкования канонов и заключается вся суть сегодняшнего конфликта между двумя Патриархиями! ...

Когда раньше наши единоверные русские князья сталкивались в междоусобицах, они говорили - пусть Бог нас рассудит! А кто рассудит двух первых по чести епископов? Один из которых своей готовностью пересмотреть решение 300-летней давности и намеками на пересмотр ещё более давних решений ставит под вопрос само существование духовного фундамента Третьего Рима, а другой заявляет о безблагодатности своего конкурента ?
р.Б. Алексий / 05.11.2018, 15:24

28. Ответ на 27., р.Б. Алексий:

И что в нем Константинопольского? Вот и я спрашиваю то же - что? если епископ Стамбула пользуясь каноническим титулом Вселенского Патриарха ведёт антиканоническую подрывную деятельность.

следует пересмотреть его стамбульство.
Lucia / 05.11.2018, 14:11

27. Ответ на 25., Lucia:

И что в нем Константинопольского?

Вот и я спрашиваю то же - что? если епископ Стамбула пользуясь каноническим титулом Вселенского Патриарха ведёт антиканоническую подрывную деятельность.
р.Б. Алексий / 05.11.2018, 14:00

26. Ответ на 24., М.Яблоков:

Алексий, вы т.о. призываете к революции в Церкви - к упразднению примата как такого

Почему революцию? В русской поместной Церкви весь синодальный период такой первый по чести епископ был заменен собором епископов - Синодом. Чем не проявление соборности? Я не понимаю суть претензий, предьявляемых Петру I за отмену патриаршества. Михаил, Вы же сами видите, что "... в данный момент он (Константинопольский патриарх) явно злоупотребляет приматом в ущерб соборности.

И как обуздать эти " злоупотребления" Стамбульского патриарха, формально до сих пор считающегося Вселенским? Через собор созываемый по его инициативе ? "Сепаратными" переговорами с другими патриархами, народной дипломатией? Как отвлекающие маневры, способные затянуть время - может быть.
р.Б. Алексий / 05.11.2018, 13:51

25. Ответ на 23., р.Б. Алексий:

конструктивна деятельность современного Константинопольского патриархата

она деструктивна. И что в нем Константинопольского?
Lucia / 05.11.2018, 12:31

24. Ответ на 23., р.Б. Алексий:

Алексий, вы т.о. призываете к революции в Церкви - к упразднению примата как такого. Однако не все так просто. 9-й и 17-й каноны Халкидонского Собора незыблемы и однозначно говорят о примате Константинопольского Патриарха. Но вот толкования различны. Иоанн Зонара (и прп. Никодим Святогорец вслед на ним) толкуют в том смысле, что Константинопольский Патриарха имеет судебную власть только над подчиненными ему епископами, а Алексей Аристин и Матфей Властарь в том смысле, что над всеми епископами, в т.ч. и других престолов. Вот в этой двойственности толкования канонов и заключается вся суть сегодняшнего конфликта между двумя Патриархиями! Вселенский Патриарх обладает приматом. Например, созывает Вселенский Собор в отсутствие Императора. Однако в данный момент он явно злоупотребляет приматом в ущерб соборности.
М.Яблоков / 05.11.2018, 11:58

23. Ответ на 22., М.Яблоков:

Примат по чести необходим. А зачем, для чего? А еще - как сейчас определить кто имеет право на первенство по чести среди предстоятелей поместных православных Церквей? По какому принципу? Или это первенство навечно закреплено за бывшим Константинополем? Но так считали и считают о себе епископы Рима. Они это первенство возвели в догмат. Примат первого по чести бывшего когда-то православным епископа Рима, ни за что не желавшим отказаться от такой чести, закончился для него отпадением от православия.По моему мнению о. Александр (Шумский) во многом прав.Почему необходим примат чести? Потому что у Бога и в Его Церкви все иерархично. А менять ничего не надо, нам еще революции в Церкви не хватало! Все должно быть строго в традиции.

Это понятно. Но я не об иерархичности вообще, а конкретно немного о другом - о том насколько титул Вселенского патриарха Константинопольского епископа соответвует реальному положению дел в настоящее время и насколько конструктивна деятельность современного Константинопольского патриархата как Вселенского, чтобы ему так именоваться? Я не говорю даже же о личном достоинстве и обвинениях в масонстве и подрывной деятельности последних Константинопольских патриархов. А если говорить о традициях, то по византийской традиции Константинопольский патриарх с другими древними патрирхами был определённым образом зависим от византийских Императорови и их иерархичность связана была с их встроенностью в систему церковной государственных отношений Византийской Империи и напрямую из этого и следовала. От кого сейчас зависим в своей,мягко говоря, неоднозначной деятельности епископ бывшего Константинополя? Вопрос сводится к тому, что в отсутствие мировой православной Империи титул Вселенского патриарха служит скорее соблазном и разрушительному проявлению восточного папизма.
р.Б. Алексий / 05.11.2018, 11:10

22. Ответ на 21., р.Б. Алексий:

Примат по чести необходим. А зачем, для чего? А еще - как сейчас определить кто имеет право на первенство по чести среди предстоятелей поместных православных Церквей? По какому принципу? Или это первенство навечно закреплено за бывшим Константинополем? Но так считали и считают о себе епископы Рима. Они это первенство возвели в догмат. Примат первого по чести бывшего когда-то православным епископа Рима, ни за что не желавшим отказаться от такой чести, закончился для него отпадением от православия.По моему мнению о. Александр (Шумский) во многом прав.

Почему необходим примат чести? Потому что у Бога и в Его Церкви все иерархично. А менять ничего не надо, нам еще революции в Церкви не хватало! Все должно быть строго в традиции.
М.Яблоков / 03.11.2018, 08:32

21. Ответ на 2., М.Яблоков:

Примат по чести необходим.

А зачем, для чего? А еще - как сейчас определить кто имеет право на первенство по чести среди предстоятелей поместных православных Церквей? По какому принципу? Или это первенство навечно закреплено за бывшим Константинополем? Но так считали и считают о себе епископы Рима. Они это первенство возвели в догмат. Примат первого по чести бывшего когда-то православным епископа Рима, ни за что не желавшим отказаться от такой чести, закончился для него отпадением от православия. По моему мнению о. Александр (Шумский) во многом прав.
р.Б. Алексий / 01.11.2018, 16:10
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анатолий Дмитриевич Степанов
«Русские мыслители о судьбе и предназначении России»
Научно-практическая конференция. Часть 3
21.11.2024
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Полемика Анатолия Степанова и Романа Илющенко
18.11.2024
«Русские мыслители о судьбе и предназначении России»
Научно-практическая конференция. Часть 1
18.11.2024
Негостеприимная третья столица России
По отношению к русским общественникам власти Татарстана до сих пор сохраняют тоталитарные нормы
16.11.2024
Негостеприимная третья столица России
В отношении власти Татарстана к русским общественникам до сих пор сохраняются тоталитарные нормы
15.11.2024
Все статьи Анатолий Дмитриевич Степанов
Священник Александр Шумский
Смердящее дуновение с троцкистских курга<ня>нов
О клеветнической статье В.Павленко, посвящённой супругам Чавчавадзе
25.03.2020
«Адский» водитель
Задуматься бы некоторым нашим патриотическим писателям – что и кого они формируют своими «всепропальческими» и «путиносливческими» статьями
22.01.2019
Юбилей Солженицына превратился в бенефис Сталина!
Время, когда Александр Исаевич был «притчей на устах у всех», давно миновало, и все попытки вернуть солженицынскую «притчу» на народные «уста» полностью провалились
29.12.2018
Все статьи Священник Александр Шумский
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:57
Дьявольская война против России
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:16
Наша идеология – Русская Мечта о великой гармонии
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:11
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 17:07
Фиктивная ликвидация
Новый комментарий от Ленчик
21.11.2024 16:37
Гарри Поттер и дух растления
Новый комментарий от Константин В.
21.11.2024 15:49