Сегодня своими пенсионными перспективами недовольны немцы и французы, аргентинцы и американцы. А процесс реформирования пенсионной системы в современном мире вполне можно сравнить с капитальным ремонтом: он не завершается, лишь приостанавливается на время, чтобы поостыл пыл возмущенных граждан.
В чем же причина коллапса, к которому движутся пенсионные системы всего мира?
Все существующие пенсионные системы условно делятся на накопительные и распределительные.
При распределительной пенсионной системе, оставшейся в наследство от
СССР и существующей в тех же США и Европейских странах, размеры Фонда, из которого выплачиваются пенсии, высчитывается следующим образом. Количество работающих (КР) умножается на средний размер страховых отчислений в данный фонд и составляющий (пусть будет цифра времен СССР) 36% СрЗП (средней зарплаты). Если разделить эту сумму на количество пенсионеров (КП) – получим средний размер пенсий (СрП):
СрП = (КР×0,36СрЗП)/КП
Приведенная формула отражает истинный смысл всех реформ распределительной пенсионной системы. Специалистам, отвечающим за функционирование пенсионной системы, необходимо увеличить числитель и уменьшить знаменатель. Первое возможно, если увеличить количество работающих или процент производимых ими в Фонд отчислений. Например, если увеличить пенсионный возраст, это приведет сразу и к увеличению числа работающих, и уменьшению числа пенсионеров.
Ниже приведен график зависимости размера пенсии в процентном отношении к средней зарплате в зависимости от соотношения количества работающих к неработающим.
График показывает, что размер пенсии при уменьшении соотношения работающих к неработающим уменьшается. И даже при росте зарплаты он будет падать в процентном к ней отношении. Если считать пенсию компенсацией утраченного заработка – компенсация будет становиться все меньше. Даже если производительность труда возрастет на порядок и один человек сможет производить в разы больше продукции. График показывает, что и в этом случае один работающий не сможет обеспечивать своим трудом привычный уровень льгот и социальных гарантий одному, двум или даже больше неработающим.
Именно это заставляет проводить пенсионные реформы: став пенсионером, человек теряет возможность покупать привычные материальные блага.
Население активно убеждают в том, что спасение следует искать в накопительной пенсионной системе. Как аксиома считается, что она не зависит от соотношения работающих к неработающим. Но исследуем накопительную пенсионную систему подобно математикам – от обратного.
Предположим, изобретен способ односторонней депортации человека (то есть обратно депортироваться он не может) на тысячи световых лет за считанные секунды. Побочный эффект депортации – невозможность после нее иметь детей. Тем не менее, 10 миллионов желающих примерно одного возраста решают покинуть Землю и направиться осваивать новую планету. На новом месте они тоже думают о своей старости. В качестве пенсионной системы выбирают накопительную, считая ее независящей от демографической ситуации. Все переселенцы работают и перечисляют деньги в Пенсионный фонд. Последний «крутит» деньги, вкладывая их в прибыльные производства и растет как на дрожжах. Через 40 лет все переселенцы одновременно выходят на пенсию и отправляются в Пенсионный фонд получать деньги. Но заводы стоят. Фабрики не работают. Хлеб никто не печет, колбасу не выпускает – все ведь на пенсии. Ну и что после этого с полученными деньгами (фантиками) делать? Впрочем, и получить их будет невозможно, поскольку работники Пенсионного фонда, бухгалтера, кассиры и так далее тоже будут на пенсии.
«Такое в реальной жизни невозможно», – скажут, наверное, многие: «Кто-то будет все же работать». Да, будет работать. Но этот математический прием нужен был для того, чтобы показать, что, во-первых, и накопительную пенсионную систему тоже нужно кому-то отрабатывать. И он показал это очень наглядно. (Можно привести пример попроще и более земной. В уже недалеком будущем планируется освоение Марса. На красную планету полетит группа мужчин и женщин с билетом в один конец. То есть на землю они не вернутся. Какой пенсионный фонд будет заботиться о них в старости?)
Как говорил по этому поводу К.Маркс в своем самом известном труде: «Накопление капитала есть увеличение пролетариата». (К.Маркс, Ф.Энгельс «Избранные сочинения», т. 7, стр. 574.
Москва, Политиздат 1987 г.) Альтернативы не существует.
Во-вторых, это демонстрация положения вещей при максимально неблагоприятной ситуации. Страна движется от благоприятной ситуации к неблагоприятной. Трудоспособная часть населения сокращается. В Европе, где накопительные пенсионные системы существуют уже давно, также приходится увеличивать пенсионный возраст, реформировать пенсионные системы.
Если построить предыдущий график с учетом того, что 30% зарплаты добровольно вносятся в накопительную пенсионную систему (то есть реально средняя зарплата становится на 30% меньше, поскольку человек ее на себя не тратит), то станет ясно, что накопительная система уменьшает разрыв доходов работающих и неработающих.
Второе ее истинное предназначение – повышение производительности труда. Если вернуться к тем же 30% зарплаты, внесенным в накопительную пенсионную систему, то получается, что работники трудятся за 70% зарплаты, а 30% добровольно отдают пенсионным фондам, вкладывающим эти деньги не в социальную сферу, а в модернизацию средств производства, закупку нового оборудования и т.п. Страны Запада это прекрасно демонстрируют. Но и эта пенсионная система экономически несостоятельна и они ее тоже реформируют.
По труду – заработная плата, по детям – старость. Источником получения пенсии является рабочий. Но человек, как потенциальный пенсионер, экономически заинтересован не в рождении детей, чтобы не уменьшалось число работников (источников пенсионных отчислений), а в непрерывном стаже, размере зарплаты, размере отчислений в Пенсионный фонд и т.д. Более того, при существующей системе социальной защиты человек материально заинтересован вообще не иметь детей. Это гарантирует ему особые льготы, адресную помощь государства (как одинокому). Чем меньше детей – тем больше средств можно положить на свой счет в накопительный пенсионный фонд и так далее.
В то же время абсолютно все выплачиваемые пенсии (и накопительные, и распределительные) – это налог, собранный с работающих. При назначении и выплате пенсии необходимо сделать разделение на размер заработанной пенсии и процент выплачиваемой пенсии. Существующие модели начисления пенсий являются хорошим мотиватором к труду. Однако еще в большей мере, чем стаж, заработок или суммы отчислений, необходимо учитывать количество оставленных после себя трудоспособных детей.
Любая семья – и полная, и неполная, и в которой один из супругов или даже оба инвалиды – должна быть заинтересована в создании Х(икс)-детной семьи. (Х может быть любым научно обоснованным числом – 2,2 или 3,15, но для простоты объяснения пусть Х=3). Для этого заработанную и начисленную по существующему законодательству пенсию необходимо разделить на четыре части (в дальнейшем, возможно, на три). Одна четвертая – это та часть пенсии, которая выплачивается независимо ни от чего. За первого ребенка, начавшего работать и отчислять социальные налоги, добавлять примерно еще одну четвертую часть пенсии. Примерно, потому что работать дети могут по-разному. Воспитал тунеядца – нет и пенсии. Стал работать второй ребенок – прибавить еще примерно четверть заработанной пенсии, третий – оставшуюся четвертую часть. За воспитание ребенка без получения алиментов начислять несколько больший процент пенсии. Их неплательщику не выплачивать ничего. (Разумеется, пропорционально соответствующему времени воспитания или неполучения алиментов.) Военным и уходящим досрочно на пенсию платить дополнительную одну четвертую часть пенсии, даже если их дети еще не работают, но только до достижения общегражданского пенсионного возраста.
В этой системе тоже найдутся частные случаи, при которых проявятся ее недоработки. Но и они решаемы с помощью, прежде всего, страховой системы, и только у предлагаемой пенсионной системы есть будущее.
Один из основных вопросов, который при этом возникает – где взять дополнительные средства на существование в стране еще одной пенсионной системы. Но в том-то и дело, что они не нужны. Деньги как собирались, так и будут собираться и выплачиваться. Но постепенно в рамках одной и той же структуры за 25 или более лет (то есть без социального напряжения в обществе) произойдет переход от утопической к экономической пенсионной системе.
Многие критерии ценностей при этом будут пересмотрены. Например, некая девушка, чтобы стать великой артисткой или спортсменкой, из-за боязни потерять форму отказывается иметь детей. Или настолько пичкает себя «химией», что убивает в себе все женское. Возможно даже, ей это удалось (а скольким нет!) и народ рукоплещет ее таланту. Но наступает старость. У молодежи появляются другие кумиры. Девушка хотела стать знаменитой и добилась этого. Цену выбрала сама. К чему выбивать из общества слезу, рассказывая, как носили ее на руках молодую, а теперь, став старушкой, она осталась одна со своими проблемами. Рукоплескали ее успеху. Женщина грелась в лучах славы, не желая думать о будущем. Так кто в этом виноват?
По труду – заработная плата, по детям старость – именно этот принцип и означает социальную справедливость.
Юрий Валерьевич Козаченко, военный пенсионер
1. верно