В издательстве «Царское дело» вышла новая книга «Государевы лета. Сказания о русских царях».
В книге «Государевы лета» под одной обложкой собраны исторические повествования русского офицераэмигранта Петра Николаевича Шабельского-Борка (1893–1952), печатавшегося в русском зарубежье под псевдонимом Старый Кирибей, в которых воспеваются русские цари: Павел I, Николай I, Александр III, Николай II. Эти трогательные произведения, которые его друзья называли «лубками», пронизаны горячей любовью автора к самодержавным правителям Руси. Большинство этих повествований публикуется в России впервые. Тексты приводятся по изданиям Общества Святого Владимира в Сан-Пауло (Бразилия) и газеты «Наша страна» в Буэнос-Айресе (Аргентина).
Издание допущено к распространению Издательским Советом Русской Православной Церкви.
Книга издана с большим количеством иллюстраций, в твердом переплете (368 страниц), с тиснением фольгой на обложке.
Презентация книги и встреча с директором издательства «Царское дело» Сергеем Игоревичем Астаховым состоится на Троицкой православной выставке в СКК (пр. Ю.Гагарина д.8) 6 июня в 13 часов. Приобрести книгу можно будет на стенде издательства № 412.
Предлагаем читателям «Русской народной линии» послесловие Е.Карасевой к книге «Государевы лета».
Директор издательства «Царское дело» Сергей Игоревич Астахов
Загадки Старого Кирибея
Автор этой книги — человекзагадка. Чем не понравилась ему собственная фамилия? Почему он выбрал столь странный псевдоним? По какой причине защищал честь Царицы Александры Феодоровны, стреляя в Милюкова, но активно сотрудничал с Пуришкевичем, ненавидевшим и поносившим Государыню? Что заставило его служить у нацистов? И, наконец, почему свои беллетристические произведения он называл былями?
Вопросы, вопросы, вопросы. И чем больше стараешься найти ответы, тем больше недоумеваешь.
Вкратце жизненный путь дворянина Петра Николаевича Попова (а именно так он именовался по рождении) таков: Родился 5 мая 1893 года в Кисловодске. Первая мировая война застала его в Харькове, где он учился в университете. Оставив студенческую скамью, Попов отправился добровольцем на фронт и начал службу прапорщиком в Ингушском конном полку Кавказской туземной дивизии. Дважды или трижды был ранен (Имя прапорщика Попова Петра Николаевича значится в списках раненых, опубликованных в газете «Русское слово» № 8 от 12 (25) января 1916 года, когда он поступил во 2-й Двинский запасной полевой госпиталь, расположившийся в здании московского ресторана «Яр», и в журнале «Разведчик» № 1327 от 12 апреля 1916 года. А по данным главного специалиста Госархива республики Ингушетия Б.Д. Газикова, одно из ранений прапорщик Попов получил 15 июля 1916 года при взятии д. Езераны). Войну закончил корнетом.
В ноябре 1917 года Попов был арестован по делу «монархической организации В.М. Пуришкевича». «Нам первым выпало на долю в анархической России громко назваться монархистами», — не без гордости признавался он. Ревтрибунал приговорил его к девяти месяцам общественных работ, но в заключении он пробыл лишь четыре месяца.
Выйдя на свободу в мае 1918 года, Петр Николаевич предпринял попытку освободить Царскую Семью, но опоздал… Поверив слухам, будто убийство Царской Семьи было лишь инсценировано, а сама она спаслась, Попов решил разыскать ее. Расспрашивал о Государях в Самаре, в Петрограде, в
Москве, в Киеве… После того как «мать городов русских» была занята Петлюрой, эмигрировал в Германию.
В 1919–1920 годах проживал в Берлине и Мюнхене, зарабатывая на жизнь литературной работой. Редактировал монархический литературнополитический журнал «Луч света», принимал участие в издании газеты «Призыв», печатался в журнале русских монархистов «Двуглавый орел».
Весной 1922 года по приглашению Гессена в Берлин прибыл бывший лидер кадетов П.Н. Милюков, чтобы прочесть три доклада. Первый из них состоялся 28 марта 1922 года. В завершение выступления Милюков предложил присутствующим подавать ему записки с вопросами. В этот момент из второго ряда поднялись С.В. Таборицкий и П.Н. Шабельский и принялись стрелять. Милюков упал (позже он говорил корреспондентам, что бросился на пол, чтобы укрыться от выстрелов). Другой кадет, В.Д. Набоков, сидевший за столом президиума, напротив, вскочил, и смертельная пуля в сердце досталась именно ему. Милюков же нисколько не пострадал. Шабельский кричал, что он мстит за Царскую Семью. Берлинский суд присяжных приговорил стрелявших к 15 годам заключения, однако через пять лет, 1 марта 1927 года, оба они были амнистированы.
Петр Николаевич вернулся к литературным занятиям. Главной темой его сочинений оставалась монархическая идея как идеал обустройства общества и прежде всего России. Он много пишет о Государях, особенно о Николае II Александровиче и Павле Петровиче. Собирает богатый материал в виде книг, портретов, грамот, медалей, записок и сувениров Павловской эпохи. И хотя достаточных средств на приобретение подобных раритетов у Шабельского не было, вещи, по словам его друга В.Н. Зверева, «поступали сами собой», особенно к памятным датам. Петр Николаевич верил, что сам Павел Первый таким образом благодарит его.
После того как в 1935 году генерал-майор А.В. Туркул создал Русский национальный союз участников войны (РНСУВ), издававший газету «Сигнал», Шабельский-Борк стал его заместителем.
Гитлера, как и некоторые иные русские эмигранты, Попов-Шабельский воспринял как возможного спасителя России от богоборческого ига. В 1937 году он начал работать секретарем начальника Управления по делам русской эмиграции в Берлине генерала В.В. Бискупского. В его обязанности входила помощь десяткам тысяч русских беженцев, оказавшимся на территории III Рейха: обеспечение их работой, жильем и социальной поддержкой. Участвовал Шабельский также в создании нацистских групп из русских эмигрантов. Кроме того, он собирал пожертвования на сооружение и украшение православного храма в Берлине…
Разделял ли он взгляды нацистов? Думается, нет. Во всяком случае его непосредственный начальник и даже «начальникдруг», как называл его Шабельский в сказании «Павловский гобелен», Василий Викторович Бискупский говорил: «Как монархист, я не могу быть нацистом, потому что идея монархии и идея нацистского государства не совпадают. Но меня лично примиряет с нацизмом факт существования опасного общего врага — коммунизма… Рейх, конечно, рано или поздно поразит мировой коммунизм, и его поражение будет означать возникновение русской монархии».
Весной 1945 года Попов-Шабельский-Борк переезжает в Буэнос-Айрес. В Аргентине он продолжает литературную деятельность, печатается в монархических и православных изданиях, в том числе во «Владимирском вестнике» (СанПауло). Но со временем ранение в легкое, видимо, дает о себе знать: Петр Николаевич заболевает туберкулезом и 18 августа 1952 года, будучи в санатории Sta. Maria, оканчивает свой земной путь.
Итак, его настоящая фамилия — Попов. Петр Николаевич позаимствовал ее у Елизаветы Александровны Шабельской (1855–1917) — как и он сам, дворянки Харьковской губернии, бывшей замужем за врачом-психиатром Алексеем Николаевичем Борком. П.Н. Попов называл Елизавету Александровну своей крестной матерью, хотя вряд ли она могла быть его восприемницей от святой купели — в 1893 году, когда он родился, Елизавета Александровна уже десять лет как пребывала за границей: сначала играла на Венской сцене, затем перебралась в Берлин, где была представителем суворинской газеты «Новое время».
В области нравственной Шабельская-Борк тоже никак не могла послужить П.Н. Попову «крестной матерью» — в обществе было хорошо известно (и сама она этого не скрывала) ее пристрастие к морфию, винопитию и «трагедийной канители», как называла она свои любовные романы.
Следовательно, духовное родство Попова и Шабельской-Борк лежит скорее всего в сфере не религиозной и не нравственной, а идеологической. Вероятно, их близкое знакомство произошло на закате первой русской революции, ибо в начале той смуты Петр, тогда еще подросток, вряд ли был способен разбираться в политических нюансах, да и Шабельская-Борк вместе с супругом только еще начинали заявлять о себе как сторонники самодержавной, неограниченной монархии. Борк сделался сначала старшиной общества «Братство свободы и порядка», затем, в 1906 году, вступил в члены Русского Собрания (РС), а позднее перешел в ряды Союза Русского Народа (СРН), как и Елизавета Александровна, которая сотрудничала в «Русском знамени» (газете Главного Совета печатного органа СРН) и в ежедневной политической, общественной и церковной газете «Колокол», издававшейся видным правым деятелем В.М. Скворцовым. В «Русском знамени» в 1911 году в виде фельетонов был опубликован ее роман «Красные и черные», в котором автор попыталась вскрыть тайный смысл русской революции 1905 года, а в «Колоколе» — роман «Сатанисты ХХ века», посвященный обличению масонства и агрессивного иудаизма.
Будучи женщиной насколько прагматичной, настолько и решительной, Елизавета Александровна еще в 1909 году просила товарища министра внутренних дел и командира корпуса жандармов П.Г. Курлова подарить ей револьвер, мотивируя это тем, что «проклятые револьверы дороги», а «без оружия страшно нашему брату черносотенцу». Вскоре ей действительно были высланы револьвер системы «Смит и Вессон» и пять патронов. С «гидрой заговора» Елизавета Александровна готова была сражаться с оружием в руках.
Вероятно, именно эта решимость немолодой уже женщины сражаться с врагами Самодержца не только словом, но, если потребуется, и оружием, вдохновила юного Попова. Впрочем, неизвестно, насколько подробно мог он знать об этой стороне жизни своей «крестной» — вряд ли они имели возможность видеться часто, ведь жили они в разных местах. Шабельская-Борк — в Петербурге, а Попов — сначала в Малороссии, а затем на фронтах Первой мировой войны. Скорее всего, юноша был по большей части знаком с газетными публикациями Шабельской-Борк и изредка видел ее на собраниях Союза Русского Народа, членом которого Попов также являлся. В Петербург он попал лишь в марте 1917го. Возможно, именно тогда, перед отъездом в Новгородскую губернию, бездетная Елизавета Александровна, предчувствуя близкий конец (она скончалась 15 августа 1917 года, и краткий некролог, опубликованный в «Новом времени», подписали «убитые горем крестный сын и друзья»), попросила Попова взять ее фамилию, чтобы она имела продолжение? Или это было его собственное решение? Бог весть. Но во всяком случае год спустя, в конце июня 1918 года, когда юноша отправился в Екатеринбург, по документам он значился как комиссар флотилии Шабельский. С тех пор он так и представлялся — иногда с прибавкой Борк, иногда без прибавки…
Но прежде чем отправиться на Урал, Петр Попов попытался бороться с новоявленной властью в столице. С этой целью он вступил в тайную организацию В.М. Пуришкевича, яростно ненавидевшего как Временное правительство, так и сместивших его большевиков. Впрочем, еще раньше Пуришкевич был преисполнен ненависти к Царице Александре Феодоровне, которую считал «оставшейся немкой на Русском Престоле и чуждой стране и народу», писал, что она «распоряжается Россией, как своим будуаром», и мечтал «заточить в монастырь женщину, которая губит его [Царя] и Россию, являясь злым гением русского народа и династии Романовых».
Знал ли Попов-Шабельский об этой его ненависти? Не мог не знать. Что же тогда заставило его вступить в организацию к человеку, обагрившему руки «во имя спасения России» кровью сибирского крестьянина Распутина, который в воспаленном мозгу Пуришкевича делил спальню с Государыней и смещал министров? Нет ответа…
Офицерскоюнкерскую организацию Пуришкевич создал еще при Временном правительстве. Он убеждал ее членов в необходимости «ударить в тыл и уничтожать их [захватчиков власти] беспощадно: вешать и расстреливать публично в пример другим. Надо начать со Смольного института и потом пройти по всем казармам и заводам, расстреливая солдат и рабочих массами». Пуришкевич рассчитывал примкнуть к войску генерала Каледина, которого ожидал в Петрограде.
Однако вышло иначе. 3 ноября 1917 года красногвардейцы задержали 17летнего юнкера Евгения Зелинского, который пытался выкрасть для организации Пуришкевича бланки штаба Петроградского военного округа. В Следственной комиссии его допросили, и на основании показаний Зелинского было возбуждено дело против Пуришкевича и его единомышленников. Всего к суду революционного трибунала было привлечено 14 человек. П.Н. Попову вменялось не только соучастие в заговоре монархической организации, но и дезертирство — «как самовольно оставившему действующую армию и скрывающемуся». «Действующей армии я не покидал, — объяснял впоследствии корнет, — ушел из бездействующей…»
На суде, происходившем с 28 декабря 1917го по 3 января 1918 года, обвиняемые утверждали, что никакого заговора они не затевали, а собирались лишь «для бесед на политические темы». Сам Пуришкевич, называвший себя «убежденнейшим монархистом», оправдывал свержение Самодержавия, утверждая, что это «оскорбленный, изуверившийся в царской власти народ заставил ее [самодержавную власть] уйти» и называл Царицу женщиной, имени которой он спокойно слышать не может.
Неужели только тогда, выслушав бурную трехчасовую речь Пуришкевича в суде, Попов-Шабельский усомнился в его «правизне», да и в правоте тоже?
Суд над организацией Пуришкевича был, по сути, первым политическим процессом в большевистской России. Просуществовав у власти всего лишь месяц, красные комиссары еще не вполне усвоили директивы своего вождя — «расстреливать как можно больше…» Поэтому приговор был вынесен на удивление мягкий. Кроме того, в связи с амнистией, объявленной большевиками в 1918 году в честь дня международной пролетарской солидарности, все узники оказались на свободе.
Еще одна загадка: в 1921 году Попов-Шабельский-Борк все еще верил, что Царская Семья спасена. Это тем более удивительно, что он лично находился в Екатеринбурге в те черные для России июльские дни. Ехал он на Урал в составе группы офицеров под начальством генерала Дмитрия Ивановича Аничкова — также прежде входившего в организацию Пуришкевича. Добирались небольшими группами, однако в Перми почти все были арестованы, и в Екатеринбург Шабельский прибыл один — как раз накануне злодейского убиения Августейших узников, 16 июля.
Когда именно Попов-Шабельский-Борк убедился в трагической кончине Царской Семьи? Вероятно, вскоре после встречи 4 июня 1921 года с судебным следователем по особо важным делам Н.А. Соколовым, расследовавшим убийство последнего Самодержца. Во всяком случае год спустя, когда он стрелял в Милюкова, Шабельский велегласно объяснял свой поступок местью за Августейшую Семью…
За границей Шабельский-Борк начал пробовать себя на литературном поприще и вскоре, оставив фамилию Шабельский-Борк для жизни, придумал себе для журнально-газетных публикаций новый псевдоним — Старый Кирибей, иногда — Кирибеевич, соединив в своем новом имени два корня: «кир» — царь и «бей» — глава родового ополчения в общеплеменном войске. Попросту говоря, Царский опричник.
Друзьям и единомышленникаммонархистам, делившим вместе с Шабельским-Борком участь эмигрантов, пришлось по душе творчество их «милого корнета». Они даже придумали название жанру, в котором тот работал, — лубки. У Старого Кирибея «очень своеобразный стиль высокохудожественного лубка, опирающегося на огромную историческую эрудицию автора», — писал И.Л. Солоневич («Наша Страна» № 45 за 1950 год). «В своих коротких рассказах, которым почивший любил придавать форму художественного лубка, Петр Николаевич порой возвышался до подлинного пафоса, и лубки “Старого Кирибея” нередко вызывали благодатнопросветленную слезу на глазах взволнованных читателей», — вторил ему В.Н. Зверев («Наша Страна», 4 октября 1952 года, № 142).
Что же такое лубок? Лубки — это картинки, предназначенные для массового распространения, для которых характерен гротеск и некоторая наивность. В лубках художники намеренно деформировали изображения, выделяя главное наиболее крупным планом — как в детских рисунках. В период первой мировой войны лубок активно использовали для возгревания патриотизма. Например, генерал Е.В. Богданович (член Совета министра внутренних дел, староста Исаакиевского собора) наладил выпуск брошюр в серии «Кафедра Исаакиевского собора». И хотя сюжеты картин с изображением исторических событий, выполненных по заказу Богдановича, нередко были далеки от исторических реалий, но таковыми они создавались намеренно — в целях укрепления верноподданнического духа и патриотизма.
Итак, лубок — пожалуй, наиболее точное определение жанра произведений Шабельского-Борка. В них писатель намеренно деформировал события, стремясь донести до читателя главную мысль: самодержавие — единственно благословенная Богом власть, а самодержавный Царь — единственно благословенный и непререкаемый вождь на земле. Все остальное происходит по попущению Божиему. И все остальное (действующие лица, их поступки, были они в действительности или не были) — неважно. Именно поэтому, отталкиваясь от реалий, писатель по собственному произволению создавал для своих персонажей ситуации, которые в действительности не имели места, и приводил к Царям героев, которые либо вовсе не существовали, либо не делали того, что вкладывало в них творческое вдохновение автора…
Возьмем, к примеру, «Сказание о затворнике Агапее». Нам не удалось выяснить, подвизался ли в действительности в Сарове такой затворник — Агапий (именно так правильно звучит это имя). Однако достоверно известно, что Император Николай Александрович ехал в Саров из Арзамаса совершенно иной дорогой, нежели это описывает Старый Кирибей. Первый привал на шестичасовом пути в монастырь Августейшие паломники совершили у села Глухово, где пили чай в специально приготовленной для этого палатке, и еще раз делали остановку ради их торжественной встречи на границе Нижегородской и Тамбовской губерний. Не было никакой остановки в Княжевке — якобы «последнем перегоне до Сарова», куда рассказчик (а рассказчиком в повествовании Шабельского предстает Василий Николаевич Зверев — арзамасский землевладелец, член IV Государственной Думы, член Союза Русского Народа, член Филаретовского общества народного образования) «имел счастье доставить Царскую Фамилию на моих тройках». И ехали члены Дома Романовых в Саров не на тройках, а на четверках, как это известно из официальных источников и хорошо видно на снимках 1903 года. А, следовательно, если не было остановки в Княжевке–Княгинине-Княжихе, значит, не мог там Агапей-Агапий видеть Государя и читать акафист ему.
Переместить описанные Старым Кирибеем события в Глухово или, скажем, в Балыково, к границе двух губерний, тоже не представляется возможным — прославление преподобного Серафима получило слишком подробное освещение и на страницах дневников Августейших паломников, и в официальной печати, и нигде в этих документальных повествованиях нет даже намеков на встречу Государя с неким саровским отшельником.
Но для творчества Попова-Шабельского-Борка это было неважно. В стремлении воспеть идеал самодержавной монархии для него был гораздо «дороже нас возвышающий обман», подобно пушкинскому Герою. И это вполне допустимо. В художественной литературе творческий полет мысли является необходимой составляющей. Более того — именно богатство или скудость фантазии писателя определяет художественную ценность произведения. Лубки Старого Кирибея, как верно заметил его соратник по перу эмигрантмонархист В.Н. Зверев, действительно способны вызвать светлые слезы умиления. Важно только помнить, что в ярких образах своих персонажей Попов-Шабельский-Борк воссоздавал не реальные исторические события, а воспевал тот идеал, ради которого он жил, воевал, писал, даже совершал ошибки, но в который он безгранично верил и которому служил: Самодержавная власть — Богом благословенная власть на земле, и русские государи — самые верные, самые благодатные носители этой власти.