Бриллианты русской культуры

170 лет назад родился великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов

Новости Москвы 
0
573
Время на чтение 6 минут

170 лет назад, 3 мая (ст.ст.) 1848 года, в с. Лопьял Вятской губ. в семье потомственного священника родился Виктор Михайлович Васнецов - великий художник, график и выдающийся архитектор, автор знаменитых  полотен «Алёнушка», «Богатыри», «Витязь на распутье», «Снегурочка» и др.; росписей Владимирского собора в Киеве и архитектуры ряда зданий (Третьяковская галерея, Спасская церковь в с. Абрамцево, часовня над могилой А.С.Мамонтова и др.).

Вначале он пошёл по стопам отца: учился в вятском духовном училище, затем в духовной семинарии. Рано обнаружив художественные наклонности, учился у местного гимназического учителя рисования. По благословению отца напредпоследнем курсе оставил семинарию и уехал в Петербург. Перед поступлением в Академию художеств год учился в рисовальной школе у знаменитого И.Н.Крамского. Во время учёбы в Академии (1868 -73) познакомился с Суриковым, Репиным, Куинджи, Поленовым, с которыми на долгие годы сохранил дружеские отношения.

Начинал Виктор Михайлович творческую деятельность как художник-передвижник, но распространённый тогда среди передвижников бытовой жанр -  иногда с юмором, иногда с состраданием, а чаще с сатирой на «язвы общества» - пришёлся ему не по душе. В 1878 г. он переехал из Петербурга в более близкую ему по духу Москву. С этого события начинается новый этапего творчества, связанного отныне с русской национальной тематикой. Это не было случайностью, ибо в те годы поворот к русской истории, к русским культурным корням произошёл в сознании всей русской патриотической интеллигенции - как реакция на господствовавшее в высшем свете западничество. (Патриотическое умонастроение общества, кстати, чутко уловил молодой император Александр III, который во внешней и внутренней политике жёстко следовал национальным интересам России. Сам он был горячим поклонником русского искусства и собрал большую коллекцию произведений, которая стала основой всемирно знаменитого Русского музея.)

В Москве и были созданы все лучшие полотна Васнецова. Там он стал основоположником «русского (или «новорусского») стиля» внутри общеевропейского течения модерна. Там же, под крылом крупного предпринимателя, мецената и благороднейшей души человека Саввы Ивановича Мамонтова (1841 - 1918), нашлись и единомышленники («Мамонтовский кружок», 1873 - 1893): В.Д.Поленов, И.Е.Репин, М.В.Врубель, В.А.Серов, М.В.Нестеров, К.А.Коровин, младший брат Васнецова художник Аполлинарий (мастер исторической живописи), артисты и музыканты. Все они стали открывателями новых страниц в русской живописи, театрально-декорационном и декоративно-прикладном искусстве, архитектуре, опере и театральной режиссуре. Собирался кружок зимой в Москве, а летом - в имении Мамонтова в с. Абрамцево близ Сергиева Посада.

Русский мир оживал в новаторских театральных работах Васнецова, в его эскизах к постановке пьесы-сказки драматурга А.Н. Островского «Снегурочка» (1881-1882) и одноименной оперы композитора Н.А. Римского-Корсакова, поставленной в Московской частной русской опере С.И. Мамонтова (1885). Там же впервые проявился и архитектурный талант Васнецова. И в этой области он развивал принципы «русского стиля»: по его эскизам, стилизующим древнерусскую старину, в Абрамцево были возведены церковь Спаса Нерукотворного (1881-1882) и Избушка на курьих ножках (1883, не сохранилась), а в Москве - памятный крест на месте убийства великого князя Сергея Александровича в Кремле (1905, уничтожен при советской власти, воссоздан на территории московского Новоспасского монастыря) и фасад Третьяковской галереи (1903).

В 1885 г. Виктор Михайлович, уже признанный художник, был приглашён выполнять росписи киевского Владимирского собора (1885-1896). Эта работа стала вершиной его монументально-декоративного творчества.

Будучи убеждённым русским патриотом, Васнецов в период антигосударственной вакханалии 1905-1907гг. поддерживал «Союз Русского Народа», финансировал и оформлял монархические издания. После 1917-го остался в России, продолжал писать картины на народные былинные темы («Бой Добрыни Никитича», «Кощей Бессмертный») и портреты.

Умер Виктор Михайлович 23 июля 1926 года, похоронен в Москве на Введенском кладбище. Улицы Васнецова есть в Новосибирске, Красноярске, Уржуме. В переулке Васнецова в Москве в доме, где он прожил более 30 лет, существует его дом-музей, а в Кирове перед зданием Вятского художественного музея установлен памятник братьям Васнецовым «от благодарных земляков».

 

«Книжная лавочка», 1876. Третьяковская галерея.

Это одна из его картин «бытового» жанра, которыйисповедовали художники-передвижники. Относится к раннему периоду творчества художника. Написана она в типичной («натуральной») манере того времени, с прорисовкой деталей по всему полотну. В этом же жанре В.М.Васнецов написал и ряд других известных картин: «С квартиры на квартиру» (1876), «Военная телеграмма» (1878), «Преферанс» (1879).

 

«После побоища Игоря Святославича с половцами», 1880. Третьяковская галерея.

Фактически с этой картины начинается новый, глубоко национальныйпериод творчества Васнецова, посвящённого русскому величественному эпосу, героям русских народных сказок, которым автор придавал былинный размах, - период, продолжавшийся до конца его жизни. Именно здесь во всём блеске проявился неповторимый художественный дар живописца. В этом жанре написаны все его знаменитые картины.

 

«Витязь на распутье», 1882. Русский музей. Отличительной особенностью былинно-сказочных полотен В.М.Васнецова является графически чёткая прорисовка линий главных деталей, уходящая своими корнями в древнерусскую иконопись.

Критик В.В.Стасов о полотнах Васнецова писал: «Гусляры», «Три витязя» Васнецова, даже его «Богатырь на распутье» (молодого времени художника) и его изумительные по народному духу и вместе по творческой фантазии декорации и костюмы для постановки оперы «Снегурочки» Римского-Корсакова на сцене у Саввы Ивановича Мамонтова - всё это настоящая русская, оригинальная, самостоятельная, ни откуда не заимствованная, историческая национальная живопись. Эти, покуда еще немногочисленные, но крупные и превосходные образчики, заставляют ожидать в нашем будущем многих столько же важных и драгоценных продолжателей этого дела».

 

«Иван-царевич на Сером Волке», 1889. Третьяковская галерея.

 

«Царь Иван Васильевич Грозный», 1897. Третьяковская галерея.

В отличие от картины И.Е.Репина «Иван Грозный и сын его Иван», где герой выглядит жалким полупомешанным стариком, Иван IV Васнецова - сильный и действительно грозный властитель. Взгляд его тяжёл, суров, но болезненной жестокости в нём нет; это образ умного царя, твёрдого государственного деятеля. В правой его руке - чётки, символ глубокой веры. Интуитивно художник придал Ивану Васильевичу черты лица, близкие реальному портрету (по скульптурной реконструкции гениального антрополога ХХ века М.М.Герасимова).

 

«Богоматерь с младенцем», 1885 - 1893. Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве.

Художественный критик С.К. Маковский писал об иконописи Виктора Михайловича: «Вас­нецов, соединив народный сказочный элемент с древними формами, вдохнул в византийское искусство новую жизнь. Наш народ - сказочник по натуре; он проникнут суеверием преданий и легенд, стремлением к чудесному. Глядя на образа Васнецова, понимаешь связь между русской сказкой и русской верой».

 

«Единородный сын Слово Божие», 1885 - 86. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. Третьяковская галерея.

 

«Христос Вседержитель», 1885 - 86. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. Третьяковская галерея.

 

Третьяковская галерея, 1900 - 1903. Проект архитектора В.Н.Башкирова по рисункам В.М.Васнецова.

 

Церковь Спаса Нерукотворного в Абрамцево, 1881.

Один из первых образцов новорусского стиля в архитектуре. Это была попытка преодолеть узкие рамки стиля модерн, принесённого с Запада, и найти свой новый стиль, обладающий национальными чертами. Обращение к мотивам национального зодчества тесно связано с возросшим в последней четверти XIX в. интересом к формам русского народного творчества. В создании новорусского стиля большую роль сыграло оживление русской художественной промышленности, обязанное усилиям С.И. Мамонтова, К.А. Коровина, В.М. Васнецова, Е.Д. Поленовой и др. «Возрождение русского стиля применительно к требованиям жизни и в связи с усовершенствованиями, которые достигнуты современной техникой», было основной задачей этого течения. Продолжателями новорусского стиля стали знаменитые впоследствии архитекторы Ф.О.Шехтель, И.П.Ропет (Петров), А.В.Щусев.

Валерий Габрусенко, публицист, кандидат технических наук, доцент, член-корр. Петровской академии наук и искусств

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валерий Васильевич Габрусенко
Все статьи Валерий Васильевич Габрусенко
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
ВРНС – инструмент единения русского народа
Новый комментарий от Игорь Ал
27.11.2024 21:37
Какое «собирание народов», если под угрозой существование России?!
Новый комментарий от Константин В.
27.11.2024 21:30
Предсказание Сталина
Новый комментарий от Русский Иван
27.11.2024 21:29
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от Русский Иван
27.11.2024 20:55
Церковь всегда одна
Новый комментарий от Алекс
27.11.2024 16:58
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
27.11.2024 16:52
Мученик за веру Христову!
Новый комментарий от Владимир Николаев
27.11.2024 16:20