170 лет назад, 3 мая (ст.ст.) 1848 года, в с. Лопьял Вятской губ. в семье потомственного священника родился Виктор Михайлович Васнецов - великий художник, график и выдающийся архитектор, автор знаменитых полотен «Алёнушка», «Богатыри», «Витязь на распутье», «Снегурочка» и др.; росписей Владимирского собора в Киеве и архитектуры ряда зданий (Третьяковская галерея, Спасская церковь в с. Абрамцево, часовня над могилой А.С.Мамонтова и др.).
Вначале он пошёл по стопам отца: учился в вятском духовном училище, затем в духовной семинарии. Рано обнаружив художественные наклонности, учился у местного гимназического учителя рисования. По благословению отца напредпоследнем курсе оставил семинарию и уехал в Петербург. Перед поступлением в Академию художеств год учился в рисовальной школе у знаменитого И.Н.Крамского. Во время учёбы в Академии (1868 -73) познакомился с Суриковым, Репиным, Куинджи, Поленовым, с которыми на долгие годы сохранил дружеские отношения.
Начинал Виктор Михайлович творческую деятельность как художник-передвижник, но распространённый тогда среди передвижников бытовой жанр - иногда с юмором, иногда с состраданием, а чаще с сатирой на «язвы общества» - пришёлся ему не по душе. В 1878 г. он переехал из Петербурга в более близкую ему по духу Москву. С этого события начинается новый этапего творчества, связанного отныне с русской национальной тематикой. Это не было случайностью, ибо в те годы поворот к русской истории, к русским культурным корням произошёл в сознании всей русской патриотической интеллигенции - как реакция на господствовавшее в высшем свете западничество. (Патриотическое умонастроение общества, кстати, чутко уловил молодой император Александр III, который во внешней и внутренней политике жёстко следовал национальным интересам России. Сам он был горячим поклонником русского искусства и собрал большую коллекцию произведений, которая стала основой всемирно знаменитого Русского музея.)
В Москве и были созданы все лучшие полотна Васнецова. Там он стал основоположником «русского (или «новорусского») стиля» внутри общеевропейского течения модерна. Там же, под крылом крупного предпринимателя, мецената и благороднейшей души человека Саввы Ивановича Мамонтова (1841 - 1918), нашлись и единомышленники («Мамонтовский кружок», 1873 - 1893): В.Д.Поленов, И.Е.Репин, М.В.Врубель, В.А.Серов, М.В.Нестеров, К.А.Коровин, младший брат Васнецова художник Аполлинарий (мастер исторической живописи), артисты и музыканты. Все они стали открывателями новых страниц в русской живописи, театрально-декорационном и декоративно-прикладном искусстве, архитектуре, опере и театральной режиссуре. Собирался кружок зимой в Москве, а летом - в имении Мамонтова в с. Абрамцево близ Сергиева Посада.
Русский мир оживал в новаторских театральных работах Васнецова, в его эскизах к постановке пьесы-сказки драматурга А.Н. Островского «Снегурочка» (1881-1882) и одноименной оперы композитора Н.А. Римского-Корсакова, поставленной в Московской частной русской опере С.И. Мамонтова (1885). Там же впервые проявился и архитектурный талант Васнецова. И в этой области он развивал принципы «русского стиля»: по его эскизам, стилизующим древнерусскую старину, в Абрамцево были возведены церковь Спаса Нерукотворного (1881-1882) и Избушка на курьих ножках (1883, не сохранилась), а в Москве - памятный крест на месте убийства великого князя Сергея Александровича в Кремле (1905, уничтожен при советской власти, воссоздан на территории московского Новоспасского монастыря) и фасад Третьяковской галереи (1903).
В 1885 г. Виктор Михайлович, уже признанный художник, был приглашён выполнять росписи киевского Владимирского собора (1885-1896). Эта работа стала вершиной его монументально-декоративного творчества.
Будучи убеждённым русским патриотом, Васнецов в период антигосударственной вакханалии 1905-1907гг. поддерживал «Союз Русского Народа», финансировал и оформлял монархические издания. После 1917-го остался в России, продолжал писать картины на народные былинные темы («Бой Добрыни Никитича», «Кощей Бессмертный») и портреты.
Умер Виктор Михайлович 23 июля 1926 года, похоронен в Москве на Введенском кладбище. Улицы Васнецова есть в Новосибирске, Красноярске, Уржуме. В переулке Васнецова в Москве в доме, где он прожил более 30 лет, существует его дом-музей, а в Кирове перед зданием Вятского художественного музея установлен памятник братьям Васнецовым «от благодарных земляков».
«Книжная лавочка», 1876. Третьяковская галерея.
Это одна из его картин «бытового» жанра, которыйисповедовали художники-передвижники. Относится к раннему периоду творчества художника. Написана она в типичной («натуральной») манере того времени, с прорисовкой деталей по всему полотну. В этом же жанре В.М.Васнецов написал и ряд других известных картин: «С квартиры на квартиру» (1876), «Военная телеграмма» (1878), «Преферанс» (1879).
«После побоища Игоря Святославича с половцами», 1880. Третьяковская галерея.
Фактически с этой картины начинается новый, глубоко национальныйпериод творчества Васнецова, посвящённого русскому величественному эпосу, героям русских народных сказок, которым автор придавал былинный размах, - период, продолжавшийся до конца его жизни. Именно здесь во всём блеске проявился неповторимый художественный дар живописца. В этом жанре написаны все его знаменитые картины.
«Витязь на распутье», 1882. Русский музей. Отличительной особенностью былинно-сказочных полотен В.М.Васнецова является графически чёткая прорисовка линий главных деталей, уходящая своими корнями в древнерусскую иконопись.
Критик В.В.Стасов о полотнах Васнецова писал: «Гусляры», «Три витязя» Васнецова, даже его «Богатырь на распутье» (молодого времени художника) и его изумительные по народному духу и вместе по творческой фантазии декорации и костюмы для постановки оперы «Снегурочки» Римского-Корсакова на сцене у Саввы Ивановича Мамонтова - всё это настоящая русская, оригинальная, самостоятельная, ни откуда не заимствованная, историческая национальная живопись. Эти, покуда еще немногочисленные, но крупные и превосходные образчики, заставляют ожидать в нашем будущем многих столько же важных и драгоценных продолжателей этого дела».
«Иван-царевич на Сером Волке», 1889. Третьяковская галерея.
«Царь Иван Васильевич Грозный», 1897. Третьяковская галерея.
В отличие от картины И.Е.Репина «Иван Грозный и сын его Иван», где герой выглядит жалким полупомешанным стариком, Иван IV Васнецова - сильный и действительно грозный властитель. Взгляд его тяжёл, суров, но болезненной жестокости в нём нет; это образ умного царя, твёрдого государственного деятеля. В правой его руке - чётки, символ глубокой веры. Интуитивно художник придал Ивану Васильевичу черты лица, близкие реальному портрету (по скульптурной реконструкции гениального антрополога ХХ века М.М.Герасимова).
«Богоматерь с младенцем», 1885 - 1893. Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве.
Художественный критик С.К. Маковский писал об иконописи Виктора Михайловича: «Васнецов, соединив народный сказочный элемент с древними формами, вдохнул в византийское искусство новую жизнь. Наш народ - сказочник по натуре; он проникнут суеверием преданий и легенд, стремлением к чудесному. Глядя на образа Васнецова, понимаешь связь между русской сказкой и русской верой».
«Единородный сын Слово Божие», 1885 - 86. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. Третьяковская галерея.
«Христос Вседержитель», 1885 - 86. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. Третьяковская галерея.
Третьяковская галерея, 1900 - 1903. Проект архитектора В.Н.Башкирова по рисункам В.М.Васнецова.
Церковь Спаса Нерукотворного в Абрамцево, 1881.
Один из первых образцов новорусского стиля в архитектуре. Это была попытка преодолеть узкие рамки стиля модерн, принесённого с Запада, и найти свой новый стиль, обладающий национальными чертами. Обращение к мотивам национального зодчества тесно связано с возросшим в последней четверти XIX в. интересом к формам русского народного творчества. В создании новорусского стиля большую роль сыграло оживление русской художественной промышленности, обязанное усилиям С.И. Мамонтова, К.А. Коровина, В.М. Васнецова, Е.Д. Поленовой и др. «Возрождение русского стиля применительно к требованиям жизни и в связи с усовершенствованиями, которые достигнуты современной техникой», было основной задачей этого течения. Продолжателями новорусского стиля стали знаменитые впоследствии архитекторы Ф.О.Шехтель, И.П.Ропет (Петров), А.В.Щусев.
Валерий Габрусенко, публицист, кандидат технических наук, доцент, член-корр. Петровской академии наук и искусств