Петр Порошенко как профессиональный интриган и враг Церкви на Светлой седмице затеял очередную атаку на каноническое Православие.
Хроника событий такова.
9 апреля, на второй день Пасхи, Порошенко побывал в Стамбуле, где помимо прочего встретился и с Варфоломеем. Идея, не исключено, возникла ситуационно: встретился с Эрдоганом, встречусь и с Варфоломеем, «чтоб второй раз не вставать». Сайт Порошенко осветил событие скупо, но комично: «Патриарх Варфоломей I поблагодарил Петра Порошенко за его миротворчество, в частности, за призыв к миру во время его Пасхального обращения. Президент Украины также отметил важность внедрения Единой Поместной Православной Церкви в Украине, к чему стремится украинский народ».
Какой народ? Известно - раскольники и самосвяты. Их мечта легализоваться, обойтись без покаяния за духовные преступления.
Администрация президента надавила на рычаги и к 17 апреля соответствующие документы, поощряющие Порошенко обратиться к Варфоломею, были подписаны «всеми без исключения» «епископами» УПЦ КП и УАПЦ.
18 апреля Порошенко попытался надавить на Предстоятеля канонической УПЦ (МП) Блаженнейшего митрополита Онуфрия. Результат оказался плачевным. Сайт Администрации Порошенко скупо обронил: «Президент Украины и Предстоятель Украинской Православной Церкви (МП) обменялись мнениями по активизации межконфессионального диалога в Украине».
19 апреля «партия войны» Верховной рады в едином порыве поддержала обращение Порошенко к Вселенскому Патриарху Варфоломею о предоставлении Томоса «об автокефалии Православной церкви на Украине».
Депутаты от Оппозиционного блока и группы «Возрождение» голосовали «против» или не голосовали вообще. «За» - вся «майданная элита»: Блок Петра Порошенко, Нарфронт Турчинова-Авакова-Яценюка, Радикалы Ляшко, Самопомощь Коломойского и Ко, они дали 268 голосов.
Обращение Порошенко, которое исходит от «украинской элиты», лживо по сути и льстиво по духу. То есть написано по сатанинским канонам.
Несколько пассажей. В Обращении говорится о Томосе - «долгожданный документ больше укрепит религиозную свободу на Украине и межконфессиональный мир, усилит права и свободы граждан». На самом деле это приведёт к религиозной войне и репрессиям против верующих. Можно оценить как образец лживой лести и такой ход: «Вся наша нация смотрит на Вас с благоговением и надеждой, потому что именно в Ваших силах - дарить нам единство, мир и согласие, в которых мы так нуждаемся и которых мы так долго были лишены». Тут всё образцово для этого жанра. И про «всю нацию», и про «в Ваших силах», и про «единство, мир и согласие». Варфоломей, который за активный экуменизм и интриги, мало у кого в чести на Афоне, как и на Украине и всей Руси, совсем не та фигура, на которую православные взирают «с благоговением и надеждой».
Это не первая акция украинской «элиты». Десять лет назад активничал Виктор Ющенко, просился в Константинопольский Патриархат. Два года назад, в 2016, Рада уже обращалась с подобной просьбой к Варфоломею. Принцип «вода камень точит», тут, несомненно, так же действует в реке. Шаг за шагом, год за годом (а при хунте можно считать год за пять) оказывается давление на УПЦ. В пресс-службе УПЦ говорят, что и на этот раз интрига врагов «закончится большим пшиком». Дай-то Бог! Многие полагают, что это просто-напросто пиар-акция Порошенко накануне президентских выборов в 2019 году. И желание его укрепить своё положение в националистической и «свидомой» среде, поднять свой ничтожный рейтинг понятно. Отсюда и вброс: «Это решение может быть принято к 1030-летию Крещения Руси». Тогда бы он до конца жизни гордился не только пресловутым безвизом, но и ПЦ ПП («Поместной церковью Петра Порошенко», устроив на Украине новый церковный раскол.
Народные депутаты от партии «Оппозиционный блок» направили своё обращение к Варфоломею I: «Мы с возмущением восприняли попытку со стороны нынешней власти и президента Украины в очередной раз вмешаться в дела Церкви, узурпировать право Церкви и православной общины на решение своей судьбы. Последняя инициатива власти по созданию единой поместной церкви накануне президентских выборов - это не забота о Церкви, а попытки решить свои политические задачи и политическое вмешательство в жизнь миллионов православных христиан в Украине, подталкивание к новой общественной напряженности...»
Для интригана Порошенки и его Ко теперь складывается вполне соблазнительно-прелестная ситуация, когда «весь мир» ополчился на Россию (в очередной сто пятисотый раз, заметим). Не исключено, что закулиса в этот момент найдёт подход к президенту Эрдогану и тот сочтёт идею приемлемой и ситуационно оправданной - показать Кремлю ещё одну козу. Мигнёт Фанару и тот, поразмыслив, паче чаяний хунты, выдаст томос.
Возможен такой вариант?
В этом случае закулиса будет искать для Украины «первого украинского патриарха». В среде УПЦ, разумеется, в первую очередь. Есть такие? Да. Они среди тех, к кому политтехнолог Порошенко, Олег Медведев, обращался на днях: «Пришло время для "автокефального крыла" УПЦ МП выходить из схронов, вынимать фигу из кармана, резать московскую пуповину и ставить автографы под обращением к Его Святейшеству Варфоломею».
Под обращением автографы они не поставили, но несколько оживились. Митрополит Александр (Драбинко) в очередной раз решил поклевать: «Влиять на украинское общество через церковные структуры для Кремля всегда было приоритетом. Именно в этом основная проблема. Мы можем сколько угодно говорить о том, что Церковь вне светского измерения и политических процессов, но одновременно именно эти факторы как в историческом контексте имели значительную роль, так и в настоящем имеют место».
Это он рассказывает одному из порошенковских ресурсов. Но при этом по-прежнему почему-то предпочитает «пуповину с Москвой» не резать, осторожничает: «Все зависит от реальных возможностей тех, кто начал этот процесс... На сегодня в Русской Православной Церкви были заявления на предмет того, что ее границы являются неделимыми. А значит, вопрос о предоставлении УПЦ канонической автокефалии фактически заблокирован».
Малочисленные комментаторы ресурса наготове: «С Россией не нужно договариваться, потому что нельзя договориться... Нам надо делать своё дело, не оглядываясь на Россию».
Соцсети обсуждают тему всесторонне - кто-то разумно, кто-то подло. Вот несколько главных установок.
Николай Спиридонов (политический консультант): «Что-то Петра Порошенко резко потянуло в церковные дела. Прямо как одного из его предшественников - Виктора Ющенко. Интересно, читал ли Порошенко 35-ю статью Конституции, согласно которой «церковь и религиозные организации в Украине отделены от государства»? По идее, должен был читать, так как согласно официальной биографии, Петр Алексеевич является кандидатом юридических наук».
Роман Цымбалюк (журналист, входит в пул В.Путина): «Давно пора. Это вопрос не веры в Бога. Есть русская, чешская, болгарская, румынская и другие церкви. Вопрос, почему у Украины, независимой страны, этого нет. Это же абсурд! И все притом, что московские попы благословляют орков на убийство граждан Украины и захват украинских территорий. Это же церковь оккупантов. Надев рясы на погоны, пытаются вернуть Украину в российское стойло».
По поводу того, что московско-киевский журналист считает «абсурдом», о принципе «в независимом государстве должна быть независимая церковь» в рамках темы высказался председатель ОВЦС Московского Патриархата митрополит Иларион (Алфеев): «Если бы мы действовали по этому принципу, тогда бы, например, Александрийскую церковь надо было бы поделить на 50 с лишним частей, поскольку она обнимает собой всю Африку, а в Африке более 50 государств, Антиохийскую церковь надо было бы поделить на несколько частей, Иерусалимскую - тоже на несколько, и так далее. Такие планы и такие идеи выгодны только врагам Церкви».
Русская Православная Церковь, в том числе и УПЦ, имеет прививку от подобных искушений. Можно вспомнить такое явление как «обновленчество» - обновленческий раскол 1920-1940 гг. Инициатива либеральных деятелей Русской Церкви по конъюнктурным соображениям была поддержана большевиками для разрушения Церкви изнутри. В 1925 году настал момент, когда власти и обновленцы, казалось, могли ликовать: в заточении умер Патриарх Тихон, который до того уже был ими «извержен из сана и лишён монашества», пресса и ГПУ работали на них, в расколе пребывали под 90 епископов... И ничего у них не вышло, кончилось пшиком. К этому опыту нужно вновь повнимательнее присмотреться. Не помогло «обновленцам» и то, что представители Константинопольского и Александрийского православных подворий в Москве признали канонический статус обновленцев как поместной Православной церкви в России. Многие обновленцы-раскольники - «священники» и «епископы» позже были репрессированы, в том числе замучены и убиты, как и те, кто остался верен Матери-Церкви. Но разница в том, что верные снискали мученический венец, а раскольники... Создатель канонического учения о единстве Церкви святитель Киприан Карфагенский (+ 258 год) писал: «Помните, что основатели и руководители раскола, нарушая единство Церкви, противодействуют Христу, и не только второй раз Его распинают, но раздирают Тело Христово, а это такой тяжкий грех, что и кровь мученическая не может загладить его».
Для «рядовых раскольников», кто полагает, что их вины нет, мол, они пошли следом за епископом, сказано сщмч. Игнатием Богоносцем (+ около 110 года): «Не обольщайтесь, братья мои! Кто следует за вводящим раскол, тот не наследует Царствия Божьего».
Олег Мономах, публицист