В лагере Филарета (на фото), «утратив анафему», не спешат почивать на лаврах, возмечтав о Лаврах. На своём сайте они объявили, что отныне полный официальный титул предстоятеля УПЦ КП будет звучать так: «Святейший и Блаженнейший (имя), архиепископ и митрополит Киева - матери городов Русских, Галицкий, патриарх всея Руси-Украины, Свято-Успенской Киево-Печерской и Почаевской Лавр Священноархимандрит».
Руки потянулись к древним Лаврам. Вспомнили, что и города - русские. Но при этом вновь «патриарх». Но отчего же? Ведь это явно идёт вразрез с линией Синода Константинопольского патриархата, который 11 октября постановил (тут важно каждое слово): «Принять прошения об апелляции от Филарета Денисенко, Макария Малетича и их последователей, которые оказались в схизме не из догматических причин, - в соответствии с каноническими прерогативами Константинопольского патриарха получать такие обращения от иерархов и других священнослужителей всех автокефальных Церквей. Таким образом, упомянутые выше лица были канонически восстановлены в своём епископском и священническом сане, также было восстановлено общение их верных с Церковью».
Так говорит Константинополь о «снятии анафемы» с Филарета. После чего произошёл разрыв евхаристического общения РПЦ с Константинопольским патриархатом. Но вернёмся к процитированному документу, принятому на Фанаре. Заметим, написано с недоговорённостью, что допускает интерпретации смысла сказанного и требует разъяснений.
Фраза «упомянутые выше лица были канонически восстановлены в своём ... сане», может быть истолкована так, что Денисенко и Малетич восстановлены в своём последнем каноничным сане. В этом случае Малетич восстанавливается в сане протоиерея. А Денисенко... нет, не в сане митрополита, а монаха.
Ибо не митрополитом он был на момент провозглашения анафемы в 1997 году, итоговый пункт отлучения от Церкви гласит: «Освященный Архиерейский Собор извещает Предстоятелей Поместных Православных Церквей о состоявшемся отлучении от Церкви через анафематствование бывшего монаха Филарета (Михаила Антоновича Денисенко)».
Как прореагировал на это сообщение Константинополь?
26 августа 1992 года патриарх Константинопольский Варфоломей в ответе на письмо Патриарха Алексия II по поводу низложения Филарета писал: «Наша Святая Великая Христова Церковь, признавая полноту исключительной по этому вопросу компетенции Вашей Святейшей Русской Церкви, принимает синодально решенное о вышесказанном». То есть принято было не единолично, а Синодом. И никаких возражений не было! Всё догматично.
Таким образом, до объявления анафемы - с 11 июня 1992 года, когда Архиерейский собор РПЦ постановил «извергнуть митрополита Филарета (Денисенко) из сущего сана, лишив его всех степеней священства и всех прав, связанных с пребыванием в клире», и до Собора 1997 года он был лишь монахом. Но с момента объявления ему анафемы он стал уже «бывшим монахом», то есть - по канонам Церкиви - лицом светским, М. Денисенко. Но он всё самочинно нарушил, успешно пользуясь политической ситуацией на Украине. Несложно заметить, заглянув в документы Соборов РПЦ, связанные с извержением его из сана и анафемой, что в них имеется перечень обоснований таких решений - ссылки на тексты Нового Завета, на постановления Вселенских Соборов, на Правила святых апостолов. Например, за «жестокое и высокомерное отношение к подведомственному духовенству, диктат и шантаж (Тит. 1, 7-8; святых апостолов правило 27-е), внесение своим поведением и личной жизнью соблазна в среду верующих (Мф. 18, 7; Первого Вселенского Собора правило 3-е, Пято-Шестого Вселенского Собора правило 5-е), клятвопреступление (святых апостолов правило 25-е), публичную клевету и хулу на Архиерейский Собор (Второго Вселенского Собора правило 6-е), совершение священнодействий, включая рукоположения в состоянии запрещения (святых апостолов правило 28-е), учинение раскола в Церкви (Двукратного Собора правило 15-е)». Всё догматически обосновано.
И это сразу разоблачает лукавство Константинопольского патриархата, объявившего 11 октября, что Денисенко «в схизме не из догматических причин». Заявлено голословно, без ссылки на догматы. Всё в секрете. Это и понятно. Деятели Константинопольского Синода решили быть в тренде - следовать примеру лидеров Запада.
К тому же они совершенно не корректно (если не с целью затуманить всё дело) соединили в одном пункте Денисенко и самосвята Малетича - лидера УАПЦ. Сказать о последнем, что он пребывал в схизме (расколе) «не из догматических причин», абсолютная нелепость. Это как оправдать группу неких злобных клоунов, решивших поиграть в «церковь». Ибо речь идёт о самодеятельной группировке.
В УПЦ КП понимают, что им нельзя «патриаршеством» щеголять. Поэтому заявляют о «титуле Филарета»: «В отношениях с другими поместными православными церквами допустимой формой является "Блаженнейший архиепископ, митрополит Киевский и всей Руси-Украины».
Всюду беззаконие. При этом и Константинопольский патриархат, понимая, что действует незаконно, поручил одному из своих членов дать происходящему правдоподобное объяснение. И вот появилось интервью епископа Макария (Гриниезакиса) Христопольского, викария Таллинской митрополии (не признанной РПЦ), помощника Варфоломея. На вопрос журналиста: «Является ли решение этого вопроса (о снятии анафемы) окончательным, или оно будет пересматриваться в будущем?» - он отвечает: «Действительно, на последнем заседании Священного Синода Вселенского Патриархата были изучены вопросы апелляций «эклита» (право верховного церковного суда заслушивать дела, по которым подана апелляция) Филарета Денисенко и Макария Малетича и относящихся к ним епископов и духовенства. После тщательного изучения этих требований (как именно изучались «требования» - упорно не разглашается. - О.М.) было решено возвратить обоих истцов, а также относящихся к ним епископов, священнослужителей и мирян в каноническое поле. Это означает, что отныне Филарет и Макарий являются каноничными иерархами Церкви и имеют каноничный архиерейский сан. То же самое, конечно, относится и к их другим епископам, духовенству и мирянам, которые воспринимали от них священные таинства». Поразительно, он даёт ссылку на правомочность принятия таких решений, ссылаясь на два Правила IV Вселенского Халкидонского Собора 451 года, одно из которых гласит о неизменности границ приходов, находящихся под властью епископа «в продолжении тридцати лет, безспорно». Бесспорно территория нынешней Украины была канонической территорией Московского патриархате более 300 лет, не тридцати. Никто не оспаривал. И вот надумали оспорить: «Священный синод Константинопольского патриархата также признал утратившим силу своё решение 1686 года о передаче Киевской митрополии Московскому патриархату».
Не менее поразительно, что Таллиннский владыка, произнеся слово «отныне», подтверждает, что все таинства, которые совершали Денисенко и Малетич (крещения, венчания, отпевания и др.) в период нахождения их в расколе недействительны.
А ведь об этом простые «филаретовцы» и самосвяты рано или поздно узнают. Происходит не уврачевание раскола, не излечение язв, а сокрытие их под слоем румян!
Церковный публицист Sergey Hudiev в ФБ остроумно замечает, сравнивая ценность слов с ценностью валюты: «...Вся власть Патриарха Константинопольского держится на том, что его словам доверяют как обладающим неизменным значением, исходящим из традиции, которую он представляет... <но> когда он сначала, например, признает митр. Онуфрия каноничным главой украинской Церкви, а Филарета - раскольником, а потом - щелк! - и наоборот, это уничтожает серьезность и ценность его слова... Если можно отозвать документ 300-летней давности, то тогда какое значение вообще могут иметь подписи под документами? Если человек до такой степени хозяин своего слова - захотел дал, захотел взял - то какая ценность за этим словом может оставаться? Может дать томос, может в любой момент отозвать, политика дело непредсказуемое, тогда в чем ценность этого томоса?.. Пытаться доказать, что по канонам он со своим словом может так поступать - ну, можно пытаться, только какой в этом смысл? Ну, власти США могут превратить свои зелёные доллары в резаную бумагу. Только кто после этого будет брать их розовые? Патр.Варфоломей может отзывать свои прошлые слова назад - только в какую цену тогда идут его будущие?»
Слова Варфоломея действительно обесценились. Люди воцерковлённые с одобрением услышали слова Патриарха Кирилла, который прокомментировал интриганские инициативы Варфоломея: «Константинопольский патриархат отождествил себя с раскольниками. Неканонически, нарушая все правила, он вторгся в нашу юрисдикцию, простил раскольников. Значит, отождествив себя с раскольниками, он сам стал раскольником».