В Киеве 13 ноября произошло/не произошло событие, которое, вероятно, будет иметь долгое эхо. Во-первых, не состоялась встреча архиереев УПЦ с президентом Петром Порошенко. Во-вторых, прошло заседание Собора епископов Украинской Православной Церкви. Принято историческое постановление, в частности, содержащее пункт о прекращении евхаристического общения с Константинопольским Патриархатом.
События развивались следующим образом. 8 ноября всем епархиальным и викарным архиереям УПЦ было направлено предписание с благословением Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия прибыть в обязательном порядке в Киево-Печерскую лавру 13 ноября для встречи с президентом П.А. Порошенко. Начало встречи - 14-00. Накануне, 12 ноября, выяснилось, что Порошенко желал провести встречу в Украинском доме (бывший музей Ленина на Крещатике). Но митрополит Онуфрий настоял на своём, и Порошенко «после долгих колебаний» согласился прибыть в Лавру. Но вскоре передумал. Судя по всему, счёл неудобным приезжать в Лавру, попросту испугался, как передают, «опасаясь упреков общественности в лояльности к УПЦ».
Как бы то ни было, инициатива провести встречу с архиереями исходила от Порошенко.
По данным осведомлённых источников, Порошенко во время встречи планировал добиться, «чтобы как можно большее количество епископов прямо в глаза митрополиту Онуфрию заявили о своей готовности уйти из УПЦ», так как Константинополь поставил жёсткое условие: «В объединительном соборе должны принять участие епископы УПЦ Московского Патриархата».
Объединительный собор по мысли архитекторов «церковной реформы» на Украине должен соединить в Единую православную украинскую церковь три ветви - анафематов «УПЦ КП», самосвятов «УАПЦ» и канонических епископов УПЦ. Со стороны эта затея архитекторов кажется безумной...
Заметим, что в так называемых УПЦ КП и УАПЦ были шокированы, недавно узнав, что известный на Фанаре архиепископ Иов (Геча) сообщил журналистам: «Мы не признали Филарета и Макария как предстоятелей Церквей, мы не сказали, что УПЦ КП или УАПЦ являются легитимными, потому что это было бы очень нелогично: это означало бы, что мы признали две параллельные церковные структуры параллельно еще с третьей канонической структурой, какой был бы Московский Патриархат... Все архиереи на Украине де-факто являются архиереями Вселенского престола, и теперь они должны ждать директивы о своем функционировании».
В среде жуликов такие приёмы называются «разводкой». Малетича («УАПЦ») и Денисенко («УПЦ КП») попросту развели, добившись от них подписи с просьбой о пресловутом томосе. Взамен им сунули липовую отмену анафемы и липовую же легитимизацию их беззаконной деятельности. И отбросили как шлак.
Малетич кочевряжиться не стал, написал Варфоломею, что сам ни на что не претендует и предлагает главой ЕПЦУ сделать кого-нибудь из Константинопольских архиереев, заокеанских украинцев - Иова (Гечу) или Данила (Зелинского), мол, на Украине-то авторитетных архиереев нет. Ещё бы! А Денисенко решил покочевряжиться. Свой отказ от патриаршества в новой церкви он решил конвертировать в ряд требований, ещё не понимая, что он уже никому не нужен. Филарет просит Варфоломея дать ему титул «почётного патриарха» и пост главы нового Синода. А патриархом сделать своего подручного, некоего «местоблюстителя патриаршего престола» Епифания...
Порошенко не рискнул приехать в Лавру, где его ждали 83 архиерея. Обычно ему не в тягость, плетя интриги, мотаться по свету - в Стамбул, в США и ЕС, чтобы поймать одобрительное слово или удостоиться похлопывания по плечу.
Вполне мог от своей резиденции пройти переулочками до Лавры минут за 20. И услышать вразумляющее слово. Вместо этого Порошенко стал суетливо названивать владыке Онуфрию, давить, чтобы «московские попы» приехали в Украинский дом.
Порошенко ещё не понял, что на Блаженнейшего давить нельзя. Ответом Порошенке было вдумчивое Заявление Собора епископов УПЦ: «...Обсудив состояние церковно-государственных отношений, публичные заявления руководителей государства, которые можно расценивать как направленные против Украинской Православной Церкви, приняв во внимание настроения и мысли церковного народа и духовенства, а также исходя из того, что церковные вопросы должны обсуждаться на церковной территории, Собор епископов Украинской Православной Церкви принял решение встретиться с Президентом. Но не в «Украинском доме», а на территории Киево-Печерской Лавры. Об этом решении Собора епископов было сразу доложено Президенту...»
Президент от встречи отказался.
В Украинский дом приехал один Александр Драбинко. Приехал и уехал.
Собор епископов УПЦ продолжил работу и принял Постановление, которое не может не радовать. В частности церковный народ радуют такие положения:
«Ррешения Священного Синода Константинопольского Патриархата от 11 октября 2018 года относительно украинского церковного вопроса являются недействительными и такими, которые не имеют никакой канонической силы. В частности, решение об установлении юрисдикции Константинопольского Патриархата на территории Украины является следствием спекулятивного трактования церковной истории. А решение о снятии анафемы и других церковных запретов с лидеров раскола и признание действительности псевдохиротоний, которые были совершены ими во время пребывания в расколе, является следствием искаженного толкования православных канонов.
История Православной Церкви не знает случаев преодоления раскола путем его простой легализации. Приняв такие антиканонические решения, признав раскольников в сущем сане, Константинопольский Патриархат, согласно церковным правилам, сам стал на путь раскола.
В связи с этим, евхаристическое общение Украинской Православной Церкви с Константинопольским Патриархатом в настоящее время невозможно и прекращается.
- Украинская Православная Церковь принципиально придерживается канонического подхода к преодолению церковного разделения. В основе этого подхода лежит необходимость покаяния тех, кто возвращается из раскола...»
Иначе как историческим это Постановление назвать нельзя.
К вечеру 13 ноября РИА Новости распространило сообщение: «Варфоломей может предоставить томос митрополиту Онуфрию». Собственно названа та самая причина, по которой Порошенко и намеривался встретиться с архиереями УПЦ. Вероятно, он хотел бы сделать Онуфрию «деловое предложение». Источник «в церковных кругах, близких к Фанару», напоминает, что ни одна из Поместных церквей не признаёт решения Константинополя по Филарету: «Сейчас если и идёт речь о предоставлении автокефалии, то Онуфрию. Если дадут, то дадут митрополиту Онуфрию, и пусть делает, что считает нужным. Но Онуфрий её не просил, не хочет её, не добивался её».
Но будет ли Варфоломей действительно навязывать свой томос канонической церкви, которая томос о полном самоуправлении уже давно имеет, получив его от Патриарха Московского и всея Руси ещё в 1990 году? Вряд ли.
Теперь на заседании Собора УПЦ официально отказалась от политических игр в томос. Один из пунктов Постановления гласит: «Собор епископов отмечает, что процесс предоставления так называемого Томоса об автокефалии является искусственным, навязанным извне, не отражает внутренней церковной необходимости, не принесет реального церковного единства, углубит разделение и усилит конфликты среди народа Украины. При таких условиях участие епископата, духовенства и мирян Украинской Православной Церкви в этих процессах считаем невозможным».
Это резонно.
Дело в том, что верующие и слышать ничего не хотят о переходе в другую конфессию. Духовник автора этих заметок на проповеди как-то сказал: «В нашей Церкви я нашёл благодать Божию. Зачем мне искать другую церковь?» Никакие политические аргументы не перешибут этот довод.
Однако Порошенко признать своё фиаско ни в этом деле, ни в истории не спешит. Когда он позвонил Онуфрию днём 13 ноября, он был явно раздражён. Свидетель разговора передаёт: «Если глава УПЦ был спокоен, то президент явно отличался своей излишней эмоциональностью. Он настолько громко кричал в трубку, что его слова долетали до многих находившихся в зале архиереев. В частности было слышно, что президент в ультимативном тоне требовал от владыки Онуфрия пойти на попятную в процессе автокефалии. В ответ на комментарий главы УПЦ по этому поводу в трубке раздался раздраженный голос: "Какие каноны! Какие каноны!"»
Отказ ехать в Украинский дом в Администрации президента комментируют в своей безумной манере: «Таким образом, они показали, что идут дальше не с Украиной, а с Россией».
Пресс-секретарь Порошенко уверен, что это «по сценарию, вероятно, присланному из Москвы». Он утверждает, что процесс создания единой украинской церкви «поддерживает абсолютное большинство граждан нашего государства». И грозит: «Поэтому идти против воли собственного народа - это очевидно путь в никуда».
К слову сказать, рейтинг Порошенко несмотря на игры с томосом продолжает снижаться. А у него каждый процент на счету! Статистика гласит: «Самый низкий показатель популярности был у Порошенко в апреле, рухнул до 5%. Летом находился в рамках 7-8%, с осени снова начал валиться. В сентябре 6,8%, а в ноябре уже 6,3%». В первом туре гипотетических президентских выборов он победить не может, являясь лидером антирейтинга. Во втором туре, если таковой состоится, проигрывает любому конкуренту. Но вот кто-то Порошенке вбил в голову, что томос - это его реальный шанс стать дважды президентом. Не иначе как бес. И он продолжает гнуть свою линию.
К вечеру 13 ноября стало известно, что Порошенко в Украинском доме всё-таки встретился архиереями. Аж с тремя. Журналисты называют имена: Александр Драбинко, митрополит Винницкий Симеон и архиепископ Новокаховский и Генический Филарет (Зверев), замечают, внесённый в базу «Миротворца» как противник автокефалии.
Софроний Черкасский замечен в Украинском доме не был. На Соборе Софроний голосовал за все принимаемые решения, в том числе и за отказ ехать Украинский дом.
Епископы УПЦ понимают, что Порошенко, Варфоломей и закулиса, маячащая за ними, так просто не оступятся.
Поэтом последним пунктом Постановления является призыв к мужеству: «Собор епископов призывает всех чад Украинской Православной Церкви усилить молитвы, сохранять единство между собой и верность Святой Христовой Церкви и не бояться возможных испытаний, помня слова Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа: "Мужайтесь, ибо Я победил мир"».