Удивительно, но факт, что больше всех ультиматумов России предъявляла Англия, которая не только не имеет общих границ с нами, но ещё со времён Ивана Грозного в экономическом отношении выгодно торгует с Россией. С чего бы так ненавидеть русских? Наверное, точный ответ на это даёт их королева Виктория (1819-1901), 64 года просидевшая на троне Великобритании и страстно ненавидевшая Россию. За что? Только за то, по её выражению, «чтомы (англичане -В.К.) не можем действовать в мире так, как считаем нужным!». В этом все они англо-саксы и их потомки американцы.
140 лет назад окончилась Русско-турецкая война 1877 - 1878 гг., на которую Россию подтолкнули европейские государства, закончилась полной и безоговорочной победой Российской империи над Оттоманской Портой. Но усиление влияния России в этом регионе наносило вред Британской империи, что вызывало истерический визг в Лондоне. Королева Виктория пять раз угрожала отречением от престола, если премьер Б. Дизраэли не окажет давления на русских, которые пытались развить свой успех в войне с Турцией. Здесь прямого ультиматума русским не было, он был позже, о чем я расскажу ниже, а угроз хоть отбавляй. И здесь надо признать, что русский канцлер А.М.Горчаков и Император Александр II, не оценив обстановки, дрогнули и упустили из рук полную победу над турками. А ведь уже тогда мировая карта могла выглядеть по-другому.
Европа давила на Россию риторически, боясь её усиления, не готовая к войне с ней. И надо признать, это подействовало. Парадоксальная история повторяется всегда, когда Россия одерживает победы на полях сражений, она всякий раз терпит поражения на дипломатических поприщах.
Девятого января 1878 г. на совещании в Санкт-Петербурге генерал-адмирал Константин Николаевич предложил идти на Константинополь. Но его не поддержали Горчаков, который всегда оглядывался на Англию, и Милютин (военный министр). Они надавили на Александра II, и тот принял решение - на Константинополь наступать только в том случае, если Порта не примет русских условий мира.
Стратегический просчёт Горчакова и самого Александра II был в том, что они оценивали внешнеполитическую обстановку и силы по речам политиков (Дизраэли заявил, Андраши заметил и т.д.), не обращая внимания на реальное соотношение сил в Европе и на последствия тех или иных угроз Англии и Австро-Венгрии, и иных государств Европы.
Англия была бессильна вести войну с Россией без помощи сильных европейских армий (ныне это блок НАТО - В.К.). Из-за географического расположения России с учётом уже развитой системы железных дорог британский флот даже не мог осуществить блокаду не только всей России, но даже отдельных регионов.
Ещё с самого начала войны с Турцией в 1877 г. Россия подпала под влияние Англии, которая отстаивала свои интересы, используя других. 19 апреля 1877 г. министр иностранных дел Великобритании лорд Дерби отправил канцлеру А.М. Горчакову ноту, в которой прямо давил на Россию: «Начав действовать против Турции за свой собственный счёт и, прибегнув к оружию без предварительного совета со своими союзниками, русский император отделился от европейского соглашения, которое поддерживалось доселе, и в то же время отступил от правила,на которое сам торжественно изъявил согласие. Невозможно предвидеть все последствия такого поступка».А.Горчаков клюнул на эту словесную шелуху, а попросту блеф, и одним росчерком пера на много месяцев затянул войну, что стоило жизней многих русских солдат и лишало их плодов будущих побед в этой войне.А ведь надо было просто подумать и трезво оценить обстановку. В тот момент Англия не была так сильна, как казалось. Она боялась потерять своё влияние в Европе перед растущим германским могуществом, и всё это зависело от России. Тем не менее, А.Горчаков постоянно оглядывался на Лондон.
Всякий раз как вырисовывался успех русских в той войне с Портой, в Лондоне начиналась истерия. Так в конце декабря 1877 г - начале января 1988 гг. британский кабинет чуть ли не круглосуточно осуждал ситуацию на Балканах. Королева Виктория давила на премьера Б. Дизраэли, она грозилась отречься от престола, «предпочитая сложить с себя корону, чем терпеть оскорбительное поведение русских». Она говорила Дизраэли: «О, если бы королева была мужчиной, она бы пошла в армию и показала этим негодным русским, которым никогда и ни в чём нельзя верить на слово». И премьер Дизраэли старался во всю, угрожая русским всяческими карами, если они не сделают так, как нужно англичанам.
А между тем, как отмечал английский историк и писатель Кристофер Хибберт: « ...войны Дизраэли не хотел, а военную риторику использовал в качестве фактора политического давления на противников как внутри страны, так и за её пределами. Словом, он предпочитал угрожать войной, а не вести её, и очень надеялся, что это будет вполне достаточно для реализации своих внешнеполитических целей».
Решение Александра II занять Константинополь вызвало панику в британском кабинете 30 января 1878 года, но дальше угроз дело не пошло. Но эти угрозы сработали. А ведь в январе 1878 г. русские войска могли без проблем занять берега Босфора севернее Стамбула. Тогда бы можно было потребовать от турок многого. И тут, как говорили ещё во времена Ивана Грозного, - «Англичанка гадит!». Но больше подвела русская дипломатия во главе с канцлером А. Горчаковым. Итоги войны не были полностью достигнуты. Россия вернула потерянные территории и восстановила право на Черноморский флот, однако не достигла желаемого доминирования на Балканском полуострове. Для Османской империи, которая была полностью разгромлена, при попустительстве европейских стран, особенно Англии, сохранялись условия для реванша. Этим она воспользовалась в первой мировой войне. Опять парадокс истории - Турция выступила не на стороне Антанты, куда входила Англия, а на стороне Тройственного Союза.
Как такового ультиматума Александру II от королевы Англии в те годы не было, были только угрозы. А вот Император Александр III получил от неё через десять лет, после описанных выше событий, ультиматум по другому поводу, на который ответил достойным образом.
Уже в царствование Александра II, в 1888 г. на границе России с Афганистаном, который был под влиянием англичан, разъезд казаков под командованием есаула перехватил шайку контрабандистов. Среди них как бы случайно оказались переодетые два офицера-англичанина. Явно шпионы. В Средней Азии тогда шло постоянное соперничество Англии с Россией. За нарушение границы, вооружённое сопротивление и контрабанду по тем временам был расстрел на месте. С контрабандистами так и поступили. А что делать с англичанами? Было понятно, что это шпионы, но цивилизованные люди, при том офицеры. Есаул долго ломал голову над этим, а потом решил - по старому казацкому обычаю спустить с них штаны и, дав плетей, отпустить восвояси. Англичанам бы промолчать, а они подняли шум на весь мир, как «эти русские варвары издевались над офицерами - географами». Пошли жалобы, рапорта и прочее. Этот позорный факт стал достоянием английского МИДа и самой королевы Великобритании Виктории, которая послала ультиматум русскому Императору - Строго наказать есаула и принести извинения британской короне!
На это Император Александр III приказал: «Извинений никому не приносить! А есаулу отправить депешу следующего содержания: "Поздравляю полковником! Если бы повесил этих англичан, стал бы генералом. Александр".Текст депеши опубликовать в газетах».
В Лондоне об этом ответе узнали, но молча проглотили. Ведь всем было известно, что Александр III человек неимоверной силы, верный себе и государству. Потом, в Европе знали не только о силе России, но и достоинстве её Императора. Всем известен был случай с французским послом, который своим сообщением хотел отвлечь Александра III от рыбалки, на что получил ответ: «Когда русский Император удит рыбу, Европа может и подождать!».
В свете нынешнего состояния дел и международной травли России очень важно, какой путь выберет руководство страны, исходя из исторических событий 130-140-летней давности. Конечно, сегодня расклад сил в мире иной, но в чём-то схожий.
Вадим Кулинченко, капитан 1 ранга в отставке, публицист
2. Re: Лондонский ультиматум
1. Увы.