Власть надо любить. Причем, без всяких условий

Разговор с читателями

Моя заметка о православном отношении к власти, как я и ожидал, вызвала критические отклики у некоторой части читателей. Ответить всем нет времени и сил, поэтому решил сделать это в виде новой заметки, тем паче, что в некоторых ответах затронуты принципиальные вопросы, которые я упустил, чем вызвал некоторое недоумение.
 
Но прежде всего хотел бы поблагодарить тех читателей, которые не только поняли мою мысль, но и развили ее в своих глубоких дополнениях и ответах, прежде всего Василия В.В., Кирилла Д. и других. Благодарю Вас, друзья, Вы избавили меня от необходимости отвечать на некоторые выпады в наш адрес.
 
Начну с ироничной реплики М.Яблокова, которая, тем не менее, затрагивает серьезные и важные вопросы. Он написал: «Власть надо любить. Ну, да. Причем, за все! )))». Значок улыбки в конце, надо полагать, свидетельствует о том, что автор считает, что за все любить нельзя, а только за то, что нам нравится. Ему вторит еще один обделённый любовью власти читатель: «А уж власть-то нас как любит, как любит!..». Надо полагать, что и он предлагает любить власть только тогда, когда она его будет любить. Еще кто-то меланхолично заметил: «А нужная ли ваша любовь власти - отвечаю: ваша любовь власти вовсе не нужна, власти нужна ровным счётом только ваша покорность и страх перед ней». Но разве я вел речь о власти, речь ведь О НАШЕМ ОТНОШЕНИИ К ВЛАСТИ! Любить власть нужно не избирательно (тут люблю, а тут ненавижу), но БЕЗ ВСЯКИХ УСЛОВИЙ.

Слова Апостола Павла о том, что такое настоящая любовь, думаю, все и без меня знают, но не могу отказать себе в удовольствии их воспроизвести: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви,- то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор. 13: 1-8). Как я понимаю, Апостол говорил о всякой любви, а не только о любви к объекту заслуживающему нашу любовь или отвечающему на нашу любовь взаимностью.

Не могу пройти мимо реплики Координатора: «Власть ВВП не та "власть от Бога", чтобы его любить». И еще: «Любить власть возможно, если власть умеет каяться. А ей всегда есть за что». Насчет первого - обычная уловка ума. Эту «плохую» власть я полюбить не могу, а вот будущую «хорошую» власть любить буду. Увы, к любой власти можно предъявить массу претензий и отказать на этом основании в любви. 

А вот насчет того, что власть должна каяться и только тогда ее можно полюбить, - опасное заблуждение. Каяться власти, я так понимаю, предлагается перед народом. Напротив, власть не должна каяться перед народом, ибо тогда она перестанет быть властью. Ведь те, кто не способны власть любить должны ее бояться. А кающуюся власть никто бояться не будет. Святителю Филарету приписывают глубокую мысль: «У кого нет страха Божия, тому полезен страх человеческий!». 

Конечно, в идеале власть должна любить народ. Но это - идеальное состояние, и оно нечасто бывало в нашей истории: народ любит власть, а власть любит (заботится) о народе. Я всматриваюсь в нашу историю и не нахожу таких периодов в ней. Разве что в обросшие мифами старинные времена, типа краткосрочного правления святого царя Федора Иоанновича накануне смуты. Ну еще, может быть, сейчас, при Путине, мы имеем нечто близкое к идеалу (представляю, как возмутятся мои оппоненты, поэтому не буду тему развивать).

Возникло странное недоумение - о какой власти я веду речь? Вроде я чётко оговорился, что речь не о власти чиновников, не об аппарате подавления или о «кучке людей, распоряжающихся Россией». Речь о Верховной власти, о власти Правителя Третьего Рима, на котором всегда тяжелая Шапка Мономаха, т.е. ответственность за служение удерживающего. Одни с ней справлялись успешно, другие не очень. У одних наших правителей было много личных грехов и страстей, другие умели лучше управлять своими страстями и служить Отечеству. Но любить в идеале надо всех. Не обличать их недостатки, а сожалеть о слабостях и немощах наших правителей. Кроме временщиков и внешних управляющих, разумеется, но на них и Шапки Мономаха не было, по сути, т.е. они не служили Отечеству.

Еще одна ироничная реплика подписана «котом леопольдом»: «Богу богово, кесарю кесарево. Бога любить, а кесарю платить подати. Еще заповедано любить ближнего как самого себя и любить врагов. Кесарь требует динарий, отдай ему динарий. Короче, заплати налоги и спи спокойно». Тут очевидный отсыл к евангельской истории. Не вполне корректный все-таки. Христос объясняет иудеям как нужно относиться к оккупационной и откровенно языческой власти. Считать нашу власть оккупационной и языческой могут люди, у которых какие-то проблемы с духовным зрением. Даже советскую власть нельзя было считать оккупационной и относить к ней этот евангельский пример. Даже ее надо было любить, что Церковь в принципе и делала, молясь о безбожных советских властях. 

И, наконец, хочу сделать некоторые пояснения, которые я упустил в прежней заметке.

Разумеется, нельзя говорить о любви к власти вне исторического контекста. Мне тут уже задавали лукавые вопросы, читатели, проявляющие заботу о «православных варшавянах и лондонянах». Конечно, надо подразумевать, как отметил выше, что речь идёт о любви к Верховной власти Правителя Третьего Рима. И это не распространяется на США, Францию или Англию. Ибо судьба мира от них не зависит, она зависит от России. Если серьёзно относиться к нашей базовой историософской формуле «Москва - Третий Рим, а четвертому не бывать». И верно было сказано на форуме, что по большому счету всех православных во всем мире должна волновать судьба России, если они понимают, что Россия сегодня - это и есть удерживающий. Это не исключает, что православные сербы, греки, болгары, арабы, французы, немцы, австралийцы, американцы и пр. должны быть патриотами своих стран, но все они при этом должны быть немножко русскими

Не все это пока понимают. Это не мудрено, ведь, к сожалению, это понимают и не все русские православные христиане. 

Поэтому я совершенно согласен с ответом киевлянину Юрию Кирилла Д. насчет правильного отношения к властям Украины. Это - власть временщиков. Да и не в Киеве, а в Москве решаются судьбы мира, хотя Киев был и будет навек Матерью городов русских.

На вопрос «смогу ли я положить свою душу за власть» - ответ может и должен быть только положительным. Наши предки умирали «за Веру, Царя и Отечество», а порою проще и короче - «умрём, братцы, за Царя». В советское время шли в атаку и умирали «за Родину, за Сталина». Всегда рядом с идеей Родины была в неразрывной связи Верховная власть. В феврале 1917-го генералы разделили понятия Отечество и Верховная власть и решили ради Отечества пожертвовать Верховной властью. Это привело к катастрофе, а хорошие в общем-то генералы никогда не смоют клейма предателей. Надеюсь, урок пошёл впрок, и сегодня, убеждён, если начнётся война - в атаку будем ходить «за Родину, за Путина».

Русская Православная Церковь веками выработала правильное любовное отношение к власти. Лекарством любви, которая «долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» Церковь исправляла власть. И результат всегда был потрясающим для нас. Не всегда результат появлялся быстро, приходилось Церкви быть «долготерпеливой», но результат всегда был. Мы просто должны внимательно всматриваться в нашу историю и учиться на её уроках.

Анатолий Степанов, главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания»
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

153. Ответ на 129., Полтораки:

Попасть пальцем в небо" описывает как раз этот случай )))

Уточню. Посылка: "Речь идет не о власти чиновников, а о Правителе Третьего Рима" Вывод: "Власть нужно любить без всяких условий". Результат: "православная каша" :)

Георгий / 29.03.2018

152. Ответ на 129., Полтораки:

Не хотелось бы спорить с Вами, товарищ... но из ложной посылки может следовать всё, что угодно. Даже... истина! "Попасть пальцем в небо" описывает как раз этот случай )))

Это понятно :) Но в данном занимательном случае и посылка, и вывод - ложные :) А в результате все равно истина получается :)

Георгий / 29.03.2018

151. Re: Власть надо любить. Причем, без всяких условий

Христос объясняет иудеям как нужно относиться к оккупационной и откровенно языческой власти. Считать нашу власть оккупационной и языческой могут люди, у которых какие-то проблемы с духовным зрением. Даже советскую власть нельзя было считать оккупационной и относить к ней этот евангельский пример. Даже ее надо было любить

Хочется напомнить уважаемому главреду: "...христиане должны уклоняться от абсолютизации власти, от непризнания границ ее чисто земной, временной и преходящей ценности, обусловленной наличием в мире греха и необходимостью его сдерживания." "Церковь сохраняет лояльность государству, но выше требования лояльности стоит Божественная заповедь: совершать дело спасения людей в любых условиях и при любых обстоятельствах. Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении." Из "Основ социальной концепции Русской Православной Церкви".

Лебедевъ / 29.03.2018

150. Кого нам слушать, Вас или Бога?

Не могу принять позиции уважаемого главреда по двум причинам: 1. НИГДЕ в Священном Писании не говорится о том, что власть нужно ЛЮБИТЬ - ее нужно "чтить", ей нужно "повиноваться" и за нее молиться, ЛЮБИТЬ предписывается ТОЛЬКО БОГА. Не вижу необходимости добавлять к этому что-то еще, чем и занялся по непонятным причинам Анатолий Дмитриевич... 2. Действующая Социальная концепция РПЦ МП в разделе об отношении Церкви и власти также НИЧЕГО не говорит об обязательной , по мнению Анатолия Дмитриевича, ЛЮБВИ, а вот о возможном призыве к гражданскому неповиновению говорит... ВЫВОД: Кого нам больше слушать - Анатолия Дмитриевича или Бога? Ответ, полагаю, очевиден, неочевидна цель попытки улучшить Слово Божие, нарушающее, кстати, заповедь о несотворении кумира, в том числе и из власти...

Тимофей56 / 28.03.2018

149. Ответ на 138., Георгий Селин, иерей:

Законник некий приступил к Анатолию Дмитриевичу, искушая его и глаголя: Рцы нам, кая заповедь больше всех в законе? Анатолий Дмитриевич рече: первая – возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, вторая – возлюбиши искреннего твоего яко сам себе, и третья подобная им – возлюбиши власть твою, причём без всяких условий.

Ценю Ваш тонкий великопостный юмор отец Георгий. Только ведь в нашей истории и истории Византии, после того, как государство приняло Православие, так и было. Были конечно случаи обличения власти, но они исходили от мощных столпов Православия, да и те сочетали ее с любовью. Вот например, свт. Митрофан Воронежский мог и обличить Царя Петра Алексеевича, когда тот украшал дворец языческими статуями, но при этом поддерживал его реформы. Вообще отношения Священства и Царства не были простыми и у нас. Был и прямой бунт против Царя патриарха Никона, арх. Арсения Мацеевича, всего Синода в 1917. Но чаще всего все-таки Церковь исправляла власть любовью. Именно об этом мои заметки.

148. Ответ на 140., Юрий:

Ну, как Вам сказать? Их-то уж нет.А любить все равно нужно.И без всяких условий.

Ну, тут многие очень стараются.

Lucia / 27.03.2018

147. Василию на 139-й

Василий, да ты никак не успокоишься, голубчик. Даже простые для понимания слова о. Георгия до тебя не доходят. Ты чего добиваешься, упорствуя в своем словоблудии? Не пора ли тебе прекратить нести чушь, Василий?

М.Е. / 27.03.2018

146. Ответ на 135., Сергей Швецов:

При чем здесь Римский папа и католический архитектор? Какая разница, кто был архитектор? Какая разница, что там мутил папа? Как это при чем, дорогой ерусалимецъ? Если мы считаем, как утверждает Анатолий Дмитриевич, что Рим - это политический центр мира, как мы можем игнорировать, что брак - инициатива Первого Рима, что для перестройки Кремля московский государь заказывает мастера в первом Риме? Где политический центр мира, в таком случае?

Политический центр сместился в ТРЕТИЙ Рим, а красивые невесты и искусные зодчии остались в ПЕРВОМ. А в чем проблема-то:)?

145. Re: Власть надо любить. Причем, без всяких условий

Смысл 2 заметок о власти А.Д. Степанова совершенно недостаточно для понимания темы. В этих заметках прослеживается какая-то определённая (прямо скажу - навязываемая) мысль без особых доказательств, без широкого обзора исторических фигур, без сравнительных анализов нескольких точек зрения. Материала совсем недостаточно для раскрытия и понимания. Комментарии № 110 и 112 (да и вообще Юрия и Дмитрия) сильно доказывают "что автор что-то не знает или что-то упустил из виду".

144. Ответ на 138., Георгий Селин, иерей:

Законник некий приступил к Анатолию Дмитриевичу, искушая его и глаголя: Рцы нам, кая заповедь больше всех в законе? Анатолий Дмитриевич рече: первая – возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, вторая – возлюбиши искреннего твоего яко сам себе, и третья подобная им – возлюбиши власть твою, причём без всяких условий.

О. Георгий, а под ближним ( искренним ) Вы кого подразумеваете? Здесь, в этом обсуждении, власть сравнивали с отцом. Отец, точно, - ближний. Власть для граждан управляемого ею государства " дальним " быть не может. А у христиан, в отличии от иудеев, дальних вообще нет. Так что двух традиционных заповедей любви для христиан вполне достаточно, чтобы любить свою власть или стремиться ее полюбить. Вводить для них новую третью заповедь не нужно. О необходимости любить свою власть напоминают неразумным гражданам, которые пренебрегают ветхозаветными и новозаветными заповедями любви. К сожалению, сейчас приходится напоминать об этом даже некоторым православным христианам. Но они, судя по обсуждению статьи, напоминание это яростно отвергают. Какую цель Вы преследовали, размещая здесь свой комментарий? Просто пошутили? Ехидненько как-то вышло. Да и используемый Вами в качестве шутки материал этого не заслуживает. ( Святое Писание как-никак ).

Анатолий Степанов:
Является ли неоосманизм Эрдогана угрозой для России?
К вопросу о превращении музея Айя-София в мечеть
29.07.2020
Доктор Боровских, Собчак и схимонах Сергий (Романов)
Удастся ли превратить Среднеуральский монастырь в «русский Эсфигмен»?
27.07.2020
Что же теперь делать с «екатеринбургскими останками»?
Для принятия решения не хватает «духовной экспертизы»
27.07.2020
Все статьи автора
"Президентские выборы в России в 2018 году"
«Политические итоги 2018 года. Список Щипкова»
Министерство образования и науки
08.01.2019
«Летопись 2018 года»
Краткий перечень наиболее важных событий года, изредка чередуемый с очень сжатыми комментариями
05.01.2019
«Так жить нельзя»
В уходящем году общество, поддержав на выборах национального лидера, в большей степени осознало, что необходимо менять Конституцию и восстанавливать суверенитет России
27.12.2018
Осталось немного: проявить политическую волю
Что можно и должно предпринять для выполнения Указа Президента о стратегических задачах развития государства
14.06.2018
Все статьи темы
Последние комментарии
Размышления по поводу «Размышлений»
Новый комментарий от Ладога
2020-08-04 20:58
Меняется повестка дня сергие-романовской фронды
Новый комментарий от Андрей А.
2020-08-04 20:25
Предвыборный ход или прозападный поворот Лукашенко?
Новый комментарий от Георгий
2020-08-04 17:41
Лукашенко открыто обвинил Путина во вранье
Новый комментарий от Андрей Козлов
2020-08-04 17:40
Лукашенко столкнулся с серьёзными угрозами
Новый комментарий от Kiram
2020-08-04 16:17
Древнее пророчество исполняется на наших глазах
Новый комментарий от kudesnik
2020-08-04 15:23