«В России можно насчитать 20 точек, где "концентрируется" вся жизнь страны (?!)», - сказал Кудрин в ходе дискуссии с нынешним мэром Москвы Сергеем Собяниным в рамках Общероссийского гражданского форума 25 ноября 2017 года, пишет РБК. «Это крупные города плюс более мелкие, но находящиеся довольно близко. Две-три агломерации нужно создать целенаправленно, есть несколько вариантов», рассказал Кудрин: «Томск — Новосибирск — Барнаул, Урал и Казань — Самара — Ульяновск…».
Вообще-то эта новость, что называется из разряда «дежа вю». Помнится еще г-н
Медведев Д.А., будучи соискателем президентского кресла, лет этак десять тому уже однажды «заикался» на тему создания 20-ти суперагломераций по всей стране. Тем более, любопытно, а как считают другие не менее уважаемые руководители и специалисты, да и вообще каковы общемировые тенденции территориального, пространственного планирования и градостроительного зонирования в целом?
Президент РФ В.В.
Путин в своем очередном послании 1 марта 2018 года относительно перспектив пространственного развития страны особо подчеркнул: «Активная, динамичная жизнь России, с её огромной территорией, не может сосредоточиться в нескольких мегаполисах. Крупные города должны распространять свою энергию, служить опорой для сбалансированного, гармоничного пространственного развития всей России. ... При этом мы поддержим и инициативы, которые позволят нашим малым городам, населённым пунктам сохранить самобытность, по-новому раскрыть свой уникальный потенциал».
Таким образом, мы вполне можем предположить, что основная проблема эффективного государственного управления состоит в том, что, не решив главного, не предъявив обществу стратегию позитивного социально-экономического развития государства в целом и тактику пространственного, территориального планирования страны, в частности, а по сути, делая вектор геополитического позиционирования страны в глобальной иерархии, что вкупе и составляет т.н. русскую идею, бессмысленно продуктивно заниматься производными, частными проблемами: денежно-кредитной политикой, налогово-бюджетной политикой, регулированием хозяйственной деятельности и т.д.
А между тем она, национальная, русская идея буквально лежит у нас всех под ногами и в прямом, и в переносном смысле… Ведь что такое Россия? Это 1730 млн га или 11,6 га на человека. Колоссальное достояние и самое большое мировое богатство. Божий дар, если хотите. Структура использования этого богатства следующая: 1% под землями промышленности и транспорта, 1,1% - земли населенных пунктов, т.е. 2,1% процента всей территории в той или иной степени урбанизированы. Остальные земли – лес (63%), сельхозугодья (23%), земли запаса или федеральные земли (9%) и все остальное земли иных категорий. Другими словами, более 90% территории – не урбанизированы, а в них пустующие сельские поселения числом более 13000, а также вымирающие населенные пункты с числом населения менее 10 человек (например, в Северо-Западном ФО до 50% таких населенных пунктов, а в Центральном порядка 40%). Вот что такое современная Россия?! Всего две, вдумайтесь, только две городские суперагломерации -
Москва и Санкт-Петербург - впитывают и обирают целые регионы, и невозможно представить, что было бы, когда по «медвежьим» планам «великого переселения народов» вместо нынешних 86 субъектов россияне должны были жить в 20 агломерациях, которые должны появиться возле крупных городов!!!
Вы не поверите, но в наиболее развитых т.н. демократических странах разработаны и уже давно успешно осуществляются государственные программы по расселению крупнейших мегаполисов в сельские районы. А впрочем, зачем далеко ходить? Здесь у нас под боком в братской, союзной нам Белоруссии за государственный счет (!) уже создано 1500 (!) современных агрогородков с полной инфраструктурой и возможностями для дальнейшего уже самостоятельного развития и совершенствования. Да и у нас 58% населения тоже хотят иметь собственный дом, на своей земле, но в то же время большинство населения «по-Брежневу» продолжает ютиться в архаичных многоэтажных муравейниках.
Говоря всерьез «без дураков» про новую, инновационную экономику – экономику 21-го века, основанную на небольших предприятиях и интеллектуальной собственности, про экономику, которую двигают вперед не «замыслы» госчиновников, а венчурные компании, тем более нет смысла создавать монстроподобные городские образования – или т.н. городские агломерации. Новые формы инновационной рыночной экономики вполне укладываются в небольшие городки, даже сельские образования. В развитых странах население напротив держится подальше от агломераций, и все больше людей стараются жить и работать в отдалении от крупных городов. Престижным считается жить в небольших поселках, чтобы не страдать от эффектов мегаполиса.
Следовательно, недавние глобальные устремления многочисленных энтузиастов (чиновников и депутатов) по созданию городских агломераций, по построению 20-ти супергородов и попыткой всех туда согнать делались либо по наивности из чисто популистских соображений, либо для отвлечения внимания населения от насущных проблем, но в любом случае от недостатка, мягко говоря, профессионализма.
Уже многим тогда уже было понятно, что задача будет не по силам, но еще можно заняться ее обсуждением, можно за государственный счет открывать бесконечные дискуссии, симпозиумы, конференции или затеять под эту марку очередную административную перестройку, что, собственно говоря, и происходило в некоторых субъектах, в т.ч. и в НСО. Словом вместо того, чтобы поднимать региональные экономики с колен и заниматься реальными, а не мнимыми проблемами подведомственных территорий, власти субъектов с 2008 года, т.е десять (?!) долгих лет занимались привычным административным творчеством и не менее привычным для них словоблудием.
Но, творчество – творчеством, а кушать очень хочется, к сожалению. Обладайте вы хоть всеми богатствами мира, если вам нечем питаться, вы полностью с потрохами зависете от других. Бизнес и торговля создают богатства и иллюзию стабильности для избранных, что мы сейчас, собственно говоря, и наблюдаем, но только сельское хозяйство обеспечивает истинную свободу и подлинную демократию для всех.
« … село для России – это не только производство продуктов питания. Это свой, традиционный уклад и образ жизни. Это богатство нашей культуры и самобытность многонационального народа нашей огромной страны», - из выступления Путина В.В. на Госсовете 21.04.2014.
C этим трудно не согласиться, но ситуация такова, что в маленьких моногородах, поселках городского типа и сельских поселениях большинства регионов сейчас нет ничего! И поэтому у руководителей субъектов есть простой выбор – или начинать развивать производство повсеместно, по всей территории, чтобы и в наших маленьких городах и поселках можно было жить, работать и размножаться, либо продолжить давно наметившуюся тенденцию, когда территории умирают, и все, кто могут бежать, побегут в большие города. А это, как ни посмотри, стратегия отказа от развития России и свертывание ее до масштаба двух десятков городов-миллионников.
Слов нет, это делать было проще и понятнее. Всего и нужно-то подстегнуть уже существующие негативные тенденции. Зачем развивать территории вне т.н. агломерационного списка?! Население там почти вымерло – пусть вымирает еще быстрее. Пусть те кто могут, еще быстрее убегают оттуда в крупные города, а мы для них построим «доступное и комфортное жилье» от 70000 руб. за квадрат, а заодно, чтобы не заскучали, подсадим на ипотечную иглу. Такая, с позволения сказать, «стратегия» пространственного планирования – «пусть люди уедут в несколько городов-миллионников» - рано или поздно привела бы нас в следующий этап – «пусть они уедут еще куда подальше»: в Австралию, Италию или куда угодно, ибо последние предлагают несравнимо более высокое качество жизни. Но остаётся неясным вопрос, надо ли региональным властям ускорять «опустынивание» своих и так теряющих население земель?!
Подобная «лукавая» политика была чревата распадом региональных систем расселения и утратой контроля за большей частью территории. А это, как вы понимаете, совсем не шуточные «замыслы»!
В настоящий период, период т.н. социально-экономической стабилизации и накопления стратегических резервов для модернизационного прорыва, наиболее оптимальным, по-видимому, является аналитическая работа по актуализации перспектив развития и подготовка условий и предпосылок для полноценного участия Западно-Сибирской полицентрической конурбации (Новосибирская, Омская, Томская, Кемеровская область и Алтайский край) в глобальной конкуренции и межрегиональном соревновании, с целью реализации комплексного плана развития этих территорий, в том числе на базе разработанной и утвержденной Федеральным Правительством и правительством НСО Схемы территориального планирования Новосибирской области до 2030 года (СТП НСО, 2009 г.):
1) развитие, усиление связей Новосибирской области и центра – г. Новосибирска с центрами соседних субъектов Российской Федерации в рамках Западно-Сибирской конурбации, в границах Сибирского федерального округа, с западными районами России и Дальним Востоком, с северными районами Казахстана и его столицей, с Монголией и Китаем;
2) создание второго после Новосибирска базового центра межселенного обслуживания, способного осуществлять необходимый комплекс услуг для западной части области (к расчетному сроку - 2025 году), эту роль практически сможет осуществлять новый город, образуемый расположенными рядом Барабинском и Куйбышевым, с проведением системы мер по его формированию и выделению обслуживаемого им планировочного района;
3) выделение планировочных районов с центрами в Новосибирске и в образуемом при слиянии Барабинска и Куйбышева городе, способными осуществлять полный комплекс услуг межрайонного центра для тяготеющих к ним муниципальных районов и городских округов;
4) выделение подрайонов в периферийных частях планировочных районов, с центрами, способными осуществлять большую часть комплекса основных услуг межрайонного центра для своего и тяготеющих к нему муниципальных районов;
5) создание социальной и производственной инфраструктур в выделенных центрах и подцентрах для осуществления ими возложенных на них функций и организация межселенной транспортно-инженерной инфраструктуры для осуществления связей населенных пунктов с центрами муниципальных районов, подцентрами и базовыми центрами межселенного обслуживания;
«… для Новосибирской области важнее решить проблемы Барабинска, Тогучина, Татарска, Куйбышева ... Соответственно необходимости в концентрации производственных сил вокруг крупных городов я не вижу», - из выступления Губернатора Красноярского края В.А Толоконского на Всероссийской конференции «Развитие городских агломераций России: проблемы и перспективы» май 2015 г. Это с одной стороны.
А с другой: «Все предпосылки для создания конурбации на территории Сибири имеются», заявил генеральный директор Российского института градостроительства и инвестиционного развития «Гипрогор» Михаил Грудинин «создание такого объединения на базе четырех сибирских регионов принесет ощутимый экономический эффект. Концентрируя Омск, Томск, Новосибирск, Кемерово, Новокузнецк мы получаем свыше 5 миллионов человек, так называемый сибирский Санкт-Петербург. Такой концентрации в Сибири и на Дальнем Востоке у нас больше нигде нет, и не будет».
Таким образом, сейчас упор стоит сделать на внутренней перестройке уже существующих территориальных образований, подготовке их к функционированию в условиях довольно длительной стагнации. И здесь сохранению и использованию «прихватизированных» особо ценных пригородных сельскохозяйственных угодий по их прямому назначению должен быть отдан несомненный приоритет.
«Нужно ввести в оборот миллионы гектаров пашни, которые сейчас простаивают, находятся в руках крупных землевладельцев…» - из ежегодного послания Путина В.В. Федеральному Собранию РФ. 03.12.2015. Но и в ежегодном послании 2018 года Путин продолжил сельскую тему «Особое внимание будем уделять социальному, инфраструктурному развитию сельских территорий. Российский агропромышленный комплекс уже стал глобально конкурентной отраслью».
На этом фоне более чем странными представляются кулуарные разговоры, под все нарастающий «агломерационный шумок», о предстоящем «неизбежном» расширении границ и так уже непомерно растянутого города с необоснованно низкой для современного мегаполиса плотностью застройки (например: Новосибирск – 30 чел/га; Стокгольм – 112 чел/га; Копенгаген – 66 чел/га) и неразвитой до необходимого уровня транспортной и инженерной инфраструктурой. Этот повышенный интерес к территориальной экспансии, как представляется, связан с весьма заманчивой перспективой коммерческой застройки престижных пригородных земель, а не с решением действительных насущных городских проблем.
«Каков замысел? В центре агломерации - крупнейший город с огромным человеческим, промышленным, технологическим, образовательным и научным потенциалом. Но уже сегодня он не может развиваться в полной мере, так как не имеет земельного ресурса. Поэтому главным ресурсом может выступить приближенная к Новосибирску территория», – с неподдельным оптимизмом распространялся в свое время, слава Богу, теперь уже бывший Губернатор НСО В.Ф. Городецкий.
Сказано – сделано, и «пошла писать губерния», и уже прорабатываются планы по «наложению рук» на особо ценные городские и пригородные земли, разумеется, под вполне благовидным предлогом «создания и дальнейшего совершенствования» т.н. «новосибирской городской агломерации». Так на сессии Законодательного собрания Новосибирской области 17 декабря 2015 с «легкой руки» Городецкого В.Ф принят во втором чтении законопроект о перераспределении полномочий в сфере землепользования и передача их от муниципальных образований к областному правительству (?!). Таким образом, 52 (?!) сельских поселения, включенных в т.н. Новосибирскую агломерацию, а это все больше пригородные сельскохозяйственные территории (?!), должны быть отныне лишены права распоряжаться своими землями аж, на 30 лет!!! Однако!
Но при ближайшем рассмотрении здесь прослеживается, скажем мягко, не вполне государственный подход, поскольку, в соответствии с Градостроительным Кодексом Российской Федерации, ст.8/1, - за органом государственной власти субъекта РФ законодательно закреплена функция государственного контроля и надзора за соблюдением градостроительного законодательства подведомственными муниципальными образованиями, в т.ч, и за соблюдением процедуры при подготовке и утверждении градостроительных земельных планов, т.е. за землепользованием. Что же тогда получается?
В случае практической реализации столь глубокого «замысла» функции контроля и функции распределения земельными ресурсами подведомственных муниципальных образований плавно попадают в одни, пускай и в очень умелые и ловкие руки. Мечта поэта «два в одном». Ну а как же тогда основополагающий принцип демократии, т.н. принцип разделения властей?! Но, видимо, по мнению гаранта законности и правопорядка на вверенной территории, еще не время! И все бы ничего, но и здесь, к сожалению, потенциально просматривается, увы … она родимая, наша непобедимая и легендарная, т.н. коррупционная составляющая!
По большому счету, в условиях уже наступившего импортозамещающего этапа развития отечественной экономики единственное средство сохранить стабильность крупных городов – это сельское хозяйство. Поэтому не агломерационное опустошение, а заселение и «новое» освоение земли русской, земли сибирской, вот сверхзадача государственной и региональной территориальной политики. Проектирование же т.н. городских агломераций – это блокирование нашего человека в «черте оседлости» в угоду народу, но только уже другому, не русскому. По сути, такой агломерационный сценарий пространственного планирования территорий в долгосрочной перспективе привел бы народ к ограничению его естественной, природной пассионарности через принудительное сокращение его жизненного пространства, что является прямой угрозой самому существованию т.н. русского мира. Сценарий предстоящей драмы очевиден и прост: в геополитике – глобализация; в экономике – монополизация; в градостроительстве - агломеризация. И все это звенья одной цепи, сковывающей до сих пор наш, суверенный путь развития.
Но и мы, как говорится, «не лыком шиты» и у нас на этот вызов свой сюжет имеется – это многополярность в пространственном, территориальном планировании и социально-экономическом развитии, как альтернатива сплошной агломеризации.
Отсюда цель современной территориальной и градостроительной политики - не освоение новых пространств и безумное, глобальное агломерирование, а реабилитация сельскохозяйственных и промышленных зон, конверсия обширных городских деградирующих районов, т.е. полномасштабная реконструкция и реновация.
Евгений Иванович Загороднов, профессор Новосибирского Государственного Архитектурно-Строительного Университета, член общественного экспертного совета по вопросам градостроительства при мэре г.Новосибирска
1. Господи, спаси русское село!