Пожарный багор и поганая метла

Несколько слов в защиту протоиерея Владимира Головина от Александра Дворкина

Проблемы церковной жизни 
0
2969
Время на чтение 5 минут
Свою позицию по происходящему сейчас вокруг о.Владимира Головина я уже высказал. И добавлять, казалось бы, особенно нечего… Но статья известного сектоборца Александра Дворкина заставила меня вновь обратиться к этой теме…

Во всем прав Дворкин. Выходят проповеди о.Владимира порой за рамки догм, и прямые противоречия им дедуцировать можно из его слов и под ересь подвести. А то и кощунственно многое звучит, особенно если проповедь о.Владимира на кусочки разодрать, слова отдельные курсивом да жирным выделить. Не поспоришь. Только вот почему тысячи людей к о.Владимиру едут, проповеди его слушают и через то к православию приходят и по-христиански жить начинают? А многие ли к тому пришли после штудирования догматического богословия? А коли пришли, так точно ли - к тому?

Когда душа болит и помощи Божией ищет, книга по догматическому богословию не поможет, а проповеди отца Владимира – очень даже могут.

Врага рода человеческого лукавым называют. Значит, где есть лукавство, Христа не будет. Так вот, в чем угодно обвиняйте отца Владимира, но лукавства в нем нет. Он искренен во всем. По-детски искренен. И с детской искренностью и непосредственностью рассказывает о своем пути и о своей вере, говорит о том, что сам прошел, и так, как ему самому все открывалось. Его проповеди – честная история его собственного пути. Не книжного, человеческого. Простого, а потому понятного всем. Он щедро делится своей, открывшейся ему и овладевшей им радостью Богопознания и Богообщения. И каждый, слушающий о. Владимира с открытым сердцем, заражается ею. От сердца к сердцу вера идет. Вера ведь как огонь, а огонь только от огня разгореться может. Ото льда не разгорится. Но огонь это - освещающий, согревающий, а не сжигающий и испепеляющий все вокруг. Вот для того очаг вокруг огня необходим, чтобы по дому пламя не гуляло, чтобы грело и светило, а не сжигало все вокруг без разбора. И лед порой нужен, чтобы пламенем тем не перегреться.

История для размышления. В далекую бедную епархию был назначен новый архиерей. Владыка – человек активный и неравнодушный, объезжает приходы. И добирается он, наконец, до совсем уж отдаленного села, где из прихожан только бабушки, разбавленные немногими еле живыми дедочками… Но такая благость и мир на том приходе! Такие забота друг о друге и взаимопомощь! И такая любовь к совсем незамысловатому на вид пожилому батюшке, чувствуется, он тут - душа всему! У архиерея аж на сердце потеплело. И в храме – благодать! Простенько все, не богато, но так светло, ухожено, чистенько; торжественно, но по-домашнему, непритворно ласково! Дивится архиерей, радуется. И вдруг на клиросе видит огромный пожарный багор. «Зачем здесь багор?» - вопрошает епископ храмовых старушек. Смутились бабушки: «Да так, Владыченько, стоит и стоит, Бог с ним. Пойдемте лучше пирожками Вас попотчуем…» Но любопытство разобрало Владыку. «Тотчас отвечайте, рабы Божии, почто здесь сей багор?» Грозно сдвинул брови: «Благословляю!» Совсем растерялись старушки, но раз Владыка благословил… «Так видите ли, Владыченько, батюшка-то наш тово… Грешным делом вина выпить любит… Порой так примет, сердешный, что в алтаре и упадет, иной раз и на престол бывает… Надо бы его в постельку, чтоб худого не было, а в храме, случись, одни женщины… В алтарь-то и не войдешь… Так мы тем багром батюшку-то зацепим, с престола стянем, и из алтаря вытащим. А потом уж разоблачим, да в постельку и уложим, чтоб выспался….Потому багор под руками и держим». Потупились старушки, ручки морщинистые изработанные сложили, гнева архиерейского ждут… Только Владыка тот, опешив сначала, потом улыбнулся в густые усы и пробасил: «Ну а где пирожки-то, рабы Божии?» Внушение иерею, потом, конечно, сделал, но прещения не наложил. И, кажется мне, сам Христос, лик которого над престолом изображен, тоже улыбался сочувственно и радостно, когда с Его престола батюшку старушки багром снимали и следил, чтоб тот не ушибся, а бабули не надорвались.

Ведь кто к Христу ближе – батюшка этот со своими старушками, сумевший пастве такую любовь и сострадание внушить, или толкователи канонов и догматов, со своей безупречной логикой? А по логике этой батюшку немедля нужно в запрет, а то из сана – вон. Безжалостно поганой метлой из Церкви, а не нежно - багром из алтаря. И на батюшкино место – образованного попа со всеми пятерками в семинарской зачетке. Долго ли только тот поп в нищем селе с безграмотными бабками да дедками проживет? Если повезет – заберут его оттуда юношей учить, да катехизисы с богословскими трактами писать, или, по меньшей мере, просвещенную городскую паству окормлять, а нет - рванет сам, да потом на «Ахиллу» будет жалобы писать и на Владыку, и на старух, «исповедоваться» как «анонимный священник». И по батюшке тому проедется – алкаш опустившийся, дескать, - тьма и неоязычество. А потом, глядишь, под другую юрисдикцию, благо их много развелось, где нет «архиерейского самодурства», «дремучего мракобесия» и «тоталитарной нетолерантности».

Церковь – тело Христово. Тело живым быть должно. Живым его Дух делает. А дух не всегда в букву вписывается. Сказано ведь апостолом: «буква убивает, а дух животворит» (2 Кор 3: 6).

Ведь даже в человеке есть и сердце, и ум. У каждого своя задача. Ум дисциплинирует сердце. Но не сердце ли оживляет ум? Ведь что есть ум без сердца? Не хуже ли бессердечный ум безумного сердца? Никто не отвергает догматов и канонов. Они нужны, они упорядочивают и дисциплинируют, но нельзя буквой душить сердце. Народное православие – сердце нашей религии, канон и догма – ее ум. Должны они быть в соработничестве и согласии, нельзя одним задавить другое.

И отец Владимир нужен и Александр Дворкин необходим. Только Дворкин об о.Владимире как не о брате своем, искреннем христианине, печется, а будто судебное решение строчит, разве приговора в конце не хватает. Правда, предложение есть, даже требование, – прекратить о.Владимиру его «многокилометровые словоизвержения» и заняться чем-то другим, вместо своего «сортирного богословия». Чем не «поганая метла»? Только вот кто поможет тысячам «малых сих», которым слова о.Владимира опору дают и которых к вере ведут? Не учебники же по догматическому богословию или каноническому праву.

А в таком схоластически-обличительном варианте создается еще худший соблазн и для отца Владимира, и для его последователей, если хотят задушить то живое, истинное, искреннее, что их объединяет и что не видать сквозь догмы, силлогизмы и цитаты. Если, в том, что им так дорого, в том, что преобразило их души и жизни, узрел многознающий казуист-обличитель только «сортиры» и «извержения»? И дворкинцы, провоцируя на протест, становятся не менее опасными, чем ретивые чада с болезненной религиозной потребностью, превращающие о.Владимира в старца-гуру без «благословения» которого, извините, действительно уборную посетить нельзя. Или чем ушлые коммерсанты, делающие из искреннего пастыря и проповедника выгодный им коммерческий проект.

И нет в том обличении христианского Духа, при всей догматически-канонической безупречности. Еще худшая ересь получается, а где ересь – там и секта.

Не во вражде быть следует, а в понимании и любви, не обличать, а поддерживать ближнего и содействовать друг другу.

Христианство – религия любви, не ума только, но и сердца. Нельзя с водой выплескивать ребенка.

Уберите догму – будет стихия и распад, уберите Дух – будет мертвая буква. Но Православия не будет ни в том, ни в другом случае. 

Помоги, Господи, отцу Владимиру проявить решительность, мудрость и смирение, выбрать подлинно христианский, «Царский» путь!

Ефремов Олег Анатольевич, кандидат философских наук, доцент МГУ
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

21. багор и батюшка

хотелось бы спросить автора статьи,что за бредовую историю вы приводите. Вы пробовали когда-нибудь мешок с картошкой багром зацепить и протащить по земле? Попробуйте на кухонном столе лечь спать, скатитесь сразу в низ. А на Престоле посередине лежит большое Евангелие.Всем обсуждающим эту историю пожелание не поддаваться на всякого рода бредятину. Извиняюсь за резкость, никого не хотел обидеть. С Постом благоприятным. священник Алексей.
о. Алексей / 15.03.2018, 18:21

20. Ответ на 19., Русский Сталинист:

Это точно.И не только с головой.

Не только, но с головой - просто явный признак. Да уж. Гуру с поехавшей крышей, окружённый экзальтированными почитателями и почитательницами. Которыми, конечно же, руководит не стремление к Богу, а то, что в западной социопсихологии называется need of affiliation. К сожалению, человек в современном мире очень часто чувствует себя одиноким и неприкаянным, а тут вот какая-то "точка сборки".
Кирилл Д. / 12.02.2018, 08:28

19. Ответ на 18., Кирилл Д.:

//Если, в том, что им так дорого, в том, что преобразило их души и жизни, узрел многознающий казуист-обличитель только «сортиры» и «извержения»?//Простите, но "сортирные" рассуждения Владимира Головина - это факт. Достаточный, чтобы понять, что у него большие проблемы с головой.

Это точно. И не только с головой.

18. Re: Пожарный багор и поганая метла

//Если, в том, что им так дорого, в том, что преобразило их души и жизни, узрел многознающий казуист-обличитель только «сортиры» и «извержения»?// Простите, но "сортирные" рассуждения Владимира Головина - это факт. Достаточный, чтобы понять, что у него большие проблемы с головой.
Кирилл Д. / 11.02.2018, 21:50

17. Ответ на 14., ОСт:

И именно поэтому некому бросить в него камень, т.к. камень имеет право бросить только кто сам без греха, а не потому что у христиан другие законы.

Я Вам уже объяснил, что " бросить камень в него " не просто мог, а ДОЛЖЕН был это сделать каждый архиерей, не зависимо от степени его греховности.
Василий В.В. / 11.02.2018, 20:29

16. Ответ на 14., ОСт:

Я только ответил на Ваш вопрос - зачем батюшка напивался. А затем, что удержаться от привычного греха не мог. И это действительно происходит часто (не пьянство, а несдержанность). Каждый из нас может такого "героя" в зеркале видеть каждый день.

Вы же комментировали мои вот эти слова: " Про внушение любви и сострадания - это сильно. Не пойму только, напивался то батюшка зачем? От переизбытка чувствс или техника внушения этого требовала?" Смысл моего вопроса Вы, видимо, не поняли. Сформулирую его иначе: как тот, кто " не может удержаться от привычного греха ", смог " внушить другим любовь и сострадание "?
Василий В.В. / 11.02.2018, 20:23

15. Ответ на 12., Lucia:

Где секта - любви нет.

А сколько любви в словах "СССР - крысятник"! Спасибо, "матушка", наставили.

14. Ответ на 10., Василий В.В.:

Не пойму только, напивался то батюшка зачем? ............ Да, нельзя напиваться в алтаре, но камень в этого батюшку бросить некому.Конечно, некому. Это иудеи камни метали. У христиан другие законы ( каноны ).

Я только ответил на Ваш вопрос - зачем батюшка напивался. А затем, что удержаться от привычного греха не мог. И это действительно происходит часто (не пьянство, а несдержанность). Каждый из нас может такого "героя" в зеркале видеть каждый день. И именно поэтому некому бросить в него камень, т.к. камень имеет право бросить только кто сам без греха, а не потому что у христиан другие законы. А по существу конечно, запрещать, отлучать надо, но опять же кто из нас сидя на диване укажет правящему архиерею - как ему поступить?
ОСт / 11.02.2018, 17:13

13. Ответ на 10., Ксения Балакина:

История для размышления....Предложу и я историю для размышления. У нас село есть. Усть-Кан называется. Так вот там самая большая в регионе община Свидетелей Иеговы. А почему? Да потому что батюшка там лет 15 назад служивший, тоже весьма благостный, тоже ооочень любил выпить. До состояния полного нестояния. И в лужах валяния. Так вот СИ людям и говорили: если хотите, чтобы ваши мужья вот так валялись - идите в православную церковь. Не хотите? - идите к нам. Батюшку, в конце концов запретили, назначили другого, практически не пьющего, но тот опыт до сих пор икается...

Золотые слова, матушка.
Lucia / 11.02.2018, 16:25

12. Re: Пожарный багор и поганая метла

Как наскучили нечестные приемы. Видимо. автор полагает, что своим примером очень ловко переключил внимание.. Так вот - ничего подобного. Речь о признаках секты. Где секта - любви нет.
Lucia / 11.02.2018, 16:05
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Олег Анатольевич Ефремов
«Рус, сдавайся!» Вот уж действительно: «Стыдно, господа, и унизительно!»
О статье В.Н.Гарбузова в «Независимой газете»
04.09.2023
Пригожин
Смерть человека… Рождение мифа
28.08.2023
Россия будущего
Исламский фактор и миграция
24.07.2023
Встанет ли Франция на колени?
Есть надежда, что в противоположность «флойдизированной» Америке страна не будет «омерзучена»
06.07.2023
Кого согнут санкции?
Эссе по своевременной политической антропологии
31.03.2022
Все статьи Олег Анатольевич Ефремов
Проблемы церковной жизни
Врагам нужна Гражданская война
Народу, который хоронит своих детей и не знает, как и ради чего жить дальше, не до «красных» и «белых»…
04.06.2025
Кипрский Пафос в авангарде борьбы против униатства и экуменизма
О подоплёке скандала вокруг отстранения от управления епархией митрополита Тихика
29.05.2025
Шаги апостасии в Финляндской православной церкви
В ходе церковной дискуссии всё активнее продвигается идея рукоположения женщин в диаконский сан
28.05.2025
Почему антисоветизм опасен для Церкви?
За сусально-процерковной маской...
28.05.2025
О старом обряде
Беседа с прихожанами
22.05.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Опустить железный занавес
Новый комментарий от Владимир Николаев
04.06.2025 21:38
Женихи перевелись?
Новый комментарий от Владимир Петрович
04.06.2025 20:37
Только полная и безоговорочная Победа!
Новый комментарий от Владимир Петрович
04.06.2025 20:21
Православные антисталинисты в печали
Новый комментарий от Zakatov
04.06.2025 20:10
«Миграционная политика требует глубокого переосмысления»
Новый комментарий от Владимир Петрович
04.06.2025 19:54
Настоящий герой труда
Новый комментарий от Бузина Олесь
04.06.2025 19:11