itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Какой должна быть власть

Публицист Игорь Евсин о поучениях святителя Иоанна Тобольского в книге «Феатрон поучительный царем, князем и владыкам» в связи с нынешними выборами

Выборы президента России в 2018 году 
0
1235
Время на чтение 4 минуты
У нас в стране грядут выборы Президента. Как правило, православные не ходят на выборы разного уровня, полагая, что политика — «дело грязное», а власть дается только от Бога. Если же власть достается в результате политических манипуляций, то такая власть многими (и порой оправданно) считается сомнительна, хотя в «Основах социальной концепции РПЦ» в целом выборная власть признается вполне легитимной. А как относились к власти наши церковные иерархи в старину?

Небольшой драмтеатр. Первым официальным трактатом на эту тему была книга «Феатрон поучительный царем, князем и владыкам». Создал его известный духовный писатель, миссионер, просветитель Сибири, святитель Иоанн Тобольский. Но почему — Феатрон? Коль уж это книга высокого духового содержания, то и содержание слова, выведенного в заголовок должно быть соответствующим. Ан — нет. Феатрон с греческого означает небольшой драмтеатр. Отчего же тогда таким словом названа книга одного из самых почитаемых на Руси святителей?

Дело в том, что книга святителя с таким названием посвящена политическим выборам. Да, да, выборам, происходившим в 1703 году при Царе Петре I. Выборы тогда делились на три вида:

1). Органов управления городами и посадами

2). Органов сословного дворянского управления

3). Депутатов законосовещательных ассамблей

Увы, все эти демократические принципы при абсолютном самодержавном правлении превращались в малый драмтеатр, поскольку кандидаты выдвигались при помощи политических манипуляций, изменяющих симпатию народа в сторону того или иного кандидата.

Вот почему такие выборы святой Иоанн (Максимович), Тобольский митрополит, и назвал Феатрон.

О «Симфонии власти и Церкви». Но не потому написал Иоанн Тобольский свою книгу, чтобы обличить саму выборную систему. В своей книге святитель напрямую обращался к власти. Как бы там ни было, но во времена правления Императора Петра Великого к государственному управлению относились внимательно и серьезно, а то ведь можно было в прямом смысле и под топор попасть. И чем более развивалась при Петре I государство, тем все больше светлые умы Отечества считали необходимым поразмышлять над достойным образом праведного православного правителя.

Книгу святитель адресовал не лично правящему Царю, а выборам мудрых добрых правителей, которые могут сочетать добродетель христианскую с правлением тогдашним государством. Непосредственно о выборной системе речи в книге не идет. Но зато сколько аргументированных строк Тобольский миссионер посвятил «симфонии» Церкви и государственного аппарата, той самой «Симфонии», которая сегодня стала подвергаться неправомерной и даже агрессивной критике. «Начальник, в Небесное Царство показывай путь, куда за тобою все люди пойдут» — указывал святитель. По его мнению — только союз Царя и Патриарха, «симфония» Государства и Церкви мог могут привести Россию к могуществу и устроить жизнь народа по справедливости.

К примеру, когда святитель Иоанн пишет про устройство государства идеального и говорит, что прекрасно воистину власть устроена, когда государь лучших мужей на правление ставит, мужей, способных со спокойным рассудком править и мудро судить по закону каждого, при этом не имея в себе никаких пороков беззаконных, и даже чуждых греху.

Неправедные властители. Не понаслышке знал автор «Феатрона» о неправедной власти, потому и взялся написать свой труд, где говорит о том, что невежды, лихоимцы и несмышленые люди, если их в начальство изберут, себя почитают уже позванными на жатву золотую, используют законы, словно паутину. Без наказания они отпускают сильных и богатых, словно они выше всяческого закона, но губят нищих и невинных. Такие не по закону правят, а что придумают сами не праведное, то и достойным исполнять считают. К истине не склоняют сердца свои, но удаляются от нее.

По мысли святителя, полнота власти той, что милостиво дает им народ, прельщает иногда сердце человеческое, и тогда он, возгордившись безмерно, уже идет истины супротив. Он также сетует на чиновничью продажность и добром вспоминает устои древние, в которых судья, что судит неправедно и свой суд продает, называется прямо предателем и он осуждается сам, словно злодей, что совершил против престола царского преступление.

Особо страшное зло святого Иоанна — взятки. Он их сравнивает с тяжестью такой, что возложена на плечи и пригибает к земле сильнейших. По его словам, золото мудрых сокрушает и ослабляет людей решительных.

Книга «Феатрон» была очень высоко оценена уже при жизни Иоанна (Максимовича). Сам Царь Петр I в 1709 году в благодарность святителю за этот труд прислал ему благодарственную грамоту.

Какой должна быть власть. Главными поучениями книги «Феатрон поучительный царем, князем и владыкам» стали мысли святителя Иоанна о том, что на правление должны поставляться люди со спокойным рассудком и каждого судить по закону, при этом не имея никаких беззаконных пороков в себе. «О Государе судят по чиновникам» — говорит автор. Хочется привести и еще несколько изложенных на современном языке цитат:

«Если ты, словно сосуд стеклянный, внутри станешь светел, этот свет изнутри даже снаружи приметят»,

«Насколько надо всеми начальник поставлен, настолько и самый даже малый его грех явлен»,

«Начальник, когда возьмешь правду в собеседники, укрепят твои владенья наследники».

Автор «Феатрона» показывает нам мир праведных и неправедных властителей, давая их поступкам духовную оценку. Он учит нас относиться к власть имущим так, чтобы церковная молитва: «Господи, спаси страну нашу Российскую, власти и воинства ее», потом не стала кощунственной. Одно дело — несогласие, второе — обличение, но осуждение тех, за кого ты молишься — это для православного тяжелый грех. В целом святитель Иоанн учит нас тому, что власть в стране такая, какую народ себе вымолил. Власть по его мысли — это результат общецерковной молитвы, а начальствование — это не есть данная от Богом привилегия, а тяжелый крест для начальника, которому всем миром надо помочь нести его.

Что же касается участия или неучастия в выборах современной власти Основы социальной концепции РПЦ разрешают участие в них православных мирян и даже поощряет такое участие, когда совершается оно в согласии с церковным вероучением, с нравственными нормами и официальной позицией Церкви по общественным вопросам. Миряне, исполняя свой гражданский долг, могут участвовать в выборных процессах, чтобы и содействовать начинаниям государства нравственно оправданным.

Источник: ИМ ЗЕРНА
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Автору

Благодарю Вас за статью. Для благочестивого правления страной важно также то, какие советы будут давать правителю ближайшие его доверенные лица-советники. В «Повести Древней Руси XI-XIII в.» об этом было когда-то сказано так: «Господине мой! Ведь не море топит корабли, но ветры; не огонь раскаляет железо, но поддувание мехами; так и князь не сам впадает в ошибку, но советчики его вводят! С хорошим советчиком совещаясь, князь высокого стола добудет, а с дурным советчиком и меньшего лишится». («Слова Даниила Заточника, написанные им своему князю Ярославу Владимировичу»: Лениздат, 1983, стр. 423.)
Елена Сергеева / 13.01.2018, 20:17
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игорь Евсин
Завтрашний день
Что означает заповедь не заботиться о нем
30.06.2018
Новые чудеса блаженной Матроны Анемнясевской
Из книги «Матронушка. Рассказы об Анемнясевской блаженной»
04.04.2018
Легко ли быть владыкой?
Новая книга о митрополите Симоне (Новикове) /1928-2006/
11.02.2018
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) на Рязанской земле
Игорь Евсин о служении всероссийского старца в Рязанской епархии
06.02.2018
Все статьи Игорь Евсин
Выборы президента России в 2018 году
«Политические итоги 2018 года. Список Щипкова»
Министерство образования и науки
08.01.2019
«Летопись 2018 года»
Краткий перечень наиболее важных событий года, изредка чередуемый с очень сжатыми комментариями
05.01.2019
«Так жить нельзя»
В уходящем году общество, поддержав на выборах национального лидера, в большей степени осознало, что необходимо менять Конституцию и восстанавливать суверенитет России
27.12.2018
Осталось немного: проявить политическую волю
Что можно и должно предпринять для выполнения Указа Президента о стратегических задачах развития государства
14.06.2018
Все статьи темы
Последние комментарии
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 08:34
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от Павел Тихомиров
28.03.2024 05:39
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:44
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:25