Воинство Любви и Добра

Впечатления от участия в конференции монашествующих Тверской и Кашинской епархии «Нравственные ценности и будущее человечества» в Ниловой пустыни 21 декабря 2017 года

0
1118
Время на чтение 15 минут
Вот и снова провел я два прекрасных зимних дня на Селигере, в благословенной Ниловой пустыни… И вновь вернулся оттуда, полный впечатлений от того, что увидел, от тех, с кем довелось пообщаться, от того, в чем посчастливилось принять участие…

21 декабря 2017 г. в мужском монастыре Тверской и Кашинской епархии Нило-Столобенская пустынь прошла конференция «Нравственные ценности и будущее человечества». Мероприятие было проведено в рамках V Фаддеевских образовательных чтений по направлению «Древние монашеские традиции в условиях современности». Конференция работала под председательством Высокопреосвященнейшего Виктора, митрополита Тверского и Кашинского. Организатором выступил Епархиальный отдел по монастырям и монашеству, возглавляемый наместником Ниловой пустыни архимандритом Аркадием (Губановым). Большую работу по подготовке конференции провели заместители отца Аркадия – иеромонах Иаков (Степкин) и игумения Евпраксия (Инбер) – настоятельница Вознесенского Оршина монастыря. В конференции участвовали игумены и игумении монастырей епархии, монашествующие. Были приглашены выступить автор статьи – доцент философского факультета МГУ имени М.В.Ломоносова, Почетный работник высшего профессионального образования РФ О.А.Ефремов и сотрудник кафедры реставрации монументальной и декоративной живописи МГХПА имени С.Г.Строганова, художник-реставратор А.В.Бузылева.

Конференцию открыл вступительным словом владыка Виктор, затем отец Иаков зачитал приветственную телеграмму губернатора Тверской области И.М.Рудени. Вообще было заметно, что Тверская и Кашинская епархия дает пример успешного и весьма интенсивного сотрудничества Православной Церкви и государственной власти в самых различных областях: социальной, воспитания молодежи, сохранении культурного наследия и защите традиционных ценностей. Примечательно не только внимание губернатора к конференции, организованной епархией, но и приглашение Владыки Виктора на встречу с представителями гражданского общества в Твери. Важность участия Высокопреосвященнейшего Владыки в этой встрече подчеркивало то, что он должен был покинуть конференцию раньше окончания, передав ее ведение отцу Аркадию и отцу Иакову.

Владыка Виктор произвел на меня очень сильное впечатление. К сожалению, под влиянием некоторых сетевых порталов и активных блогеров в обществе формируется негативное мнение об епископате РПЦ. Архиереев представляют то ограниченными самодурами, то погрязшими в роскоши бездельничающими нахлебниками, не интересующимися реальными проблемами вверенной их попечению паствы, то ханскими баскаками, жестоко выжимающими дань, отбирая последние гроши у нищего духовенства.

Я увидел совсем другое. Рано утром Владыка возглавил Божественную литургию, затем целый день проводил собрание монашествующих, сделал на нем доклад. На следующий день с утра председательствовал на конференции, а затем уехал в Тверь (200 км небезупречной дороги), чтобы принять участие во встрече губернатора с представителями Гражданского общества. И это только то, что видел я. Думаю, основная часть дел Владыки за два декабрьских дня (работа с документами, встречи с монашествующими, не говоря уж о монашеской молитве) проходила вне моих глаз. И хотелось бы отметить – ничего Владыка не делал формально. Ко всему относился серьезно, добросовестно, с душой, с пониманием, вникая в мельчайшие подробности. Благоговейно служил, содержательно выступал, внимательно слушал других участников, задавал вопросы, быстро разбирался в сути проблем. Удивило также сочетание необходимого (но далеко не всегда присущего) каждому руководителя умения оперативно принимать ответственные решения с особой отеческой мягкостью, сердечностью и любовью. Чувствовалось отличие Пастыря от просто «эффективного менеджера».

Рядом с Владыкой не было никакой праздной свиты. Все, приехавшие с ним, четко и слаженно выполняли определенные обязанности, помогая Владыке и организаторам конференции. Особенно хочется отметить протоиерея Андрея Андронова – автора замечательных программ о жизни православного Верхневолжья, о людях и событиях Тверской епархии, о русской истории. Отец Андрей занимался информационным обеспечением конференции.

И еще две детали. Вкушал пищу Владыка на общей трапезе с монашествующими, участниками мероприятий, паломниками. Я так и не смог определить, на каком автомобиле приехал Владыка – суперкрутых джипов и престижных лимузинов на единственной парковке не наблюдалось, только вполне «народные» для России машины.

Но вернемся к конференции. Она была разделена на две последовательные секции: первая из них была посвящена собственно проблемам нравственных ценностей в современном мире, вторая – истории Вознесенского Оршина монастыря, 450-летие освящения Вознесенского собора которого отмечается в этом году.

Первая часть началась докладом «Вызовы современности и русское монашество», которым Ваш покорный слуга, автор статьи, около сорока минут занимал благосклонное внимание аудитории. Слушали внимательно, задавали вопросы. А матушка Феофилакта (Левенкова), настоятельница Вышневолоцкого Казанского монастыря, услышав мои слова, что многим представителям современной молодежи вообще и моим студентам в частности очень полезна была бы монашеская духовная помощь, встала и ответила четко и ясно: «Готова принять!» Об этом же говорили и другие игумении, подойдя ко мне в перерыве. Заметьте – не просили о помощи (а она им ох как нужна!), а предлагали свою.

Затем выступал наместник Нило-Столобенской пустыни отец архимандрит Аркадий (Губанов). Многое хочется сказать об этом замечательном Человеке, Пастыре, Строителе… В нем видишь лучшее проявление истинно русского монашества, того, что восходит к Преподобному Сергию Радонежскому, монашества, история которого неотделима от судьбы нашего земного Отечества, которое оно (монашество) стремилось и стремится приблизить к идеалам Отечества Небесного, созидая подлинно Святую Русь. Именно русские монахи с молитвой, крестом и топором первые приходили в глухие чащи Северо-восточной Руси, именно вокруг их келий вырастали сначала обители, потом деревни, а позже и города… Именно они, если требовалось, вставали на защиту русской земли, молитвой благословляя и вдохновляя воинов, а то и сражаясь в одних рядах с ними, именно они лечили, учили, просвещали, освящали… Пересвет и Ослябя, Преподобный Серафим Саровский, Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), священномученик архиепископ Фаддей (Успенский) – в честь которого названы чтения, Великий наместник архимандрит Алипий (Воронов) … Каждый из них вносил свой вклад в защиту, обустройство духовное и материальное родной страны.

Благолепна и благодатна нынешняя Нилова пустынь… Величественный Собор, просторные братские корпуса, комфортабельные паломнические гостиницы, прекрасный конференц-зал, где и проходило, собственно, наше мероприятие, вкусная, здоровая еда, сотни обогретых обездоленных людей, нашедших здесь приют и, возможно, путь к новой жизни, курсы для педагогов и научные конференции… За всем этим – образцово организованное хозяйство, фермы, линия по розливу воды, многочисленные мастерские, виноград, выращиваемый в открытом грунте на севере Тверской области… А полтора десятка лет назад - полная разруха, руины, развалины, битый кирпич, пустые бутылки, мусор и остовы зданий… Это материальное.

«Эх, отец Аркадий, Вам бы сюда не только учителей и художников привозить, но и бизнесменов, и государственных чиновников – пусть у Вас учатся»! Улыбается отец Аркадий, удивительная улыбка у него - добрая, открытая, широкая, от сердца…И секрет этого материального благополучия он знает. И не скрывает… Не будет доброго достатка (не пустой роскоши, а надежного устроения жизни) без духовной основы. И секрет этот открыл он, отчасти, в своем докладе: «Любовь как основа духовного делания монаха». Действительно, именно христианская любовь, неотделимая от веры и молитвы, – единственная надежная основа человеческого бытия – и материального благополучия, и межчеловеческих отношений, и духовного преуспеяния. А пример тому должны давать монахи. Так и устроена Нилова. Любовь – главное, что ты чувствуешь здесь. Любовь – во всем «основа делания» отца Аркадия. И она охватывает всех, прибывающих в обитель и пребывающих в ней. Отеческая любовь порождает братскую.

По сути, отец Аркадий своими мыслями и делами дает ответ на знаменитый солженицынский вопрос: «Как нам обустроить Россию?» Как жаль, что не всем слышен этот ответ!

Мы увлечены созданием технополигонов типа Сколкова, верим, что тамошние «новации» приведут нас к счастливому будущему. Новации, действительно, есть. Только вот в основном на полигонах они и остаются. Из лабораторий со временем перейдут в музеи. Или в парки культуры и отдыха, как «Буран». А в жизни мы их так и не увидим. Потому что ничего не стоят новации без человека, без правильного отношения к жизни, к делу, без должного устроения общественных отношений. Устроения, соответствующего нашей исконной социокультурной среде.

Нилова – больше «Сколково». Важнее. И создана без многомиллиардных государственных вложений. А молитвами и трудом братии под руководством отца Аркадия. Приезжайте и учитесь. Как бы шире распространить этот опыт!

А пока Нилова – пример для других тверских монастырей, как и отец Аркадий – Председатель Епархиального отдела по монастырям и монашеству.

Не могу не отметить одного фрагмента выступления отца Аркадия – видение им взаимоотношений государства и Церкви. Очень мало кто из высокопоставленного духовенства приветствует принцип отделения Церкви от государства. Отец Аркадий - один из немногих. По его мнению, именно данный принцип обеспечивает Церкви свободу, дает возможность утвердить истинный духовный авторитет. Сотрудничество с государством, но сотрудничество на равных – другое дело. Здесь в Тверской епархии вообще, как я уже писал, и в Ниловой пустыни, в частности, с этим полный порядок.

Удается отцу Аркадию утвердить любовь и в каждом деле, и во взаимоотношениях братии, и в отношении к паломникам.

Именно последнему был посвящен доклад насельника Ниловой пустыни иеромонаха Иоанна (Захарова). Немалые силы полагал и полагает отец Иоанн на увековечение памяти славного уроженца селигерской земли, знаменитого учителя математики, автора первого русского учебника, по которому осваивал азы этой науки еще М.В.Ломоносов, – Леонтия Магницкого.

Но среди послушаний отца Иоанна - и проведение экскурсий для паломников. Тема его доклада: «Трудности духовного общения с паломниками и вновь поступившими в монашеские общины». Отец иеромонах делился опытом того, как за полтора часа общения не только дать исчерпывающую информацию об исторических и архитектурных деталях, но и донести до светских людей духовное значение подвига Преподобного Нила и трудов обители.

В Тверской и Кашинской епархии одиннадцать монастырей: четыре мужских и семь женских. Есть во всех что-то общее, но все-таки каждый неповторим.

Особенно хочется сказать о женских… Заметьте, их больше, чем мужских. «В мае 2009 года Святейший Патриарх Кирилл, выступая перед многочисленной молодежной аудиторией, назвал женщин абсолютно сильным полом: человек состоит из духа и тела и сила его зависит не только от физической составляющей». Эти слова взяты мною из замечательной книги нашей современницы, игумении Феофилы (Лепешинской) «Дерзай, дщерь!». Игумения Феофила – автор лучших, на мой взгляд, произведений о современном русском монашестве - содержательных, искренних, прекрасно написанных, отражающих глубокое понимание трудностей и радостей монашеской жизни, великого предназначения православного монашества. Как сильно отличается взгляд на монашество и переживание его игуменией Феофилой от болезненных «исповедей» разочарованных дам и девиц, следуя моде, ринувшихся в монастыри и быстро оттуда сбежавших! Желчь и гной обид и «разочарований», представленных в жанре фэнтезийного бестселлера, служат, увы, для многих «источником информации» о жизни монастырей. Для меня же непростая правда женского монашеского подвига в современной России открылась именно через книги матушки Феофилы, а встреча и знакомство с тверскими игумениями послужили живой иллюстрацией и доказательством ее правоты.

Хочется назвать их всех, женщин, сильных духом, не уступающих в этом мужчинам, а то и превосходящим их. Ведь часто женской обитель становилась тогда, когда там не справлялись, сдавались мужчины. Мужчины уставали и уходили, а женщины приходили на их место, и расцветала в возрождаемой обители монашеская жизнь. Именно такова судьба Николаевского Клобукова монастыря в городе Кашине, где настоятельствует сейчас игумения Варвара (Иванова), сменившая первую настоятельницу игумению Анну (Топоркову), в схиме – схиигумению Стефаниду. Могила матушки Стефаниды находится на территории монастыря, ей часто приходят поклониться верующие.

Незадолго до революции был преобразован в женский и Вознесенский Оршин монастырь. Нынешняя игумения обители, матушка Евпраксия (Инбер) была в числе тех сестер, которые возродили обитель после возвращения ее Церкви. А первая игумения возрожденного Оршина, матушка Иулиания (Ритониеми), теперь настоятельница Свято-Екатерининского монастыря в Твери. Необычна судьба этой изящной милой женщины. Уроженка Финляндии, она приехала учиться в МГУ, приняла Православие, а затем и монашество, став одной из зачинательниц женского монашества в Тверской епархии постсоветского времени. Немалые труды несет игумения Феофилакта (Левенкова), настоятельница Вышневолоцкого Казанского монастыря по восстановлению обители и устроению в ней монашеской жизни. А какой чудесный доклад «Целомудрие – основа всех добродетелей» представила матушка Феофилакта! И не только по содержанию, но и по форме, поэтичности, эмоциональности! Чувствовался не только ум, но и сердце, вложенное в каждое слово! Матушка Елисавета (Евдокимова) – игумения Богородицкого Житенного монастыря в Осташкове. При ее обители, как и при Оршином монастыре, действует приют для детишек со сложной судьбой, многие из которых там впервые в жизни обрели дом, любовь, покой и заботу. Светлые, веселые лица детей, привязанность и искренняя ребячья благодарность и любовь к матушке игуменье и сестрам монастыря, благополучно сложившиеся судьбы выпускников, при первой возможности навещающих обитель, – лучшее свидетельство ежедневного тихого, но великого подвига русских монахинь.

Матушка София (Прощаева) – настоятельница Ольгинского монастыря у истока Волги. Глядя на эту худенькую невысокую женщину в очках, трудно поверить, что Господь привел ее игуменствовать в обители, где и визит медведя – не редкость.

А вот игумения Лариса (Лобанова) возглавляет Христорождественский монастырь в Твери, но в крупных городах свои сложности и искушения…

В какой-то момент задумался, почему я, человек сугубо светский, всегда обращавшийся к дамам по имени-отчеству (или только по имени) так естественно называю этих женщин – почти моих ровесниц по возрасту, а то и младших меня – матушками. Ответ пришел сам собой, я его увидел. Представлял игумении Евпраксии своего восьмилетнего сынишку, уже обученного азам светского поведения. В ответ на его поклон, игумения как-то одновременно порывисто, мягко и естественно, не говоря ни слова, обняла и прижала малышку к себе. И он также естественно, легко и доверчиво прильнул к ней, скрывшись кудрявой головкой в складках монашеской рясы. Вот так Матушка принимает в свои объятия и защищает ими и сестер, и воспитанниц приюта, и просто всех труждающихся и обремененных, неся возложенный на нее Богом игуменский крест. Женщинам часто дано больше, чем мужчинам, женщины могут многое из того, что не могут мужчины. Представляется мне, что женское монашество – это еще и особое вселенское материнство, не по плоти, по духу; особая, недоступная мужчинам, форма добра, тепла и любви.

Нелегкое служение в женских монастырях рядом с матушками несут и священники - клирики обителей. Не всех, к сожалению, я знаю лично. На конференции познакомился с совсем еще молодым иереем отцом Романом Кучмой, выпускником МДА, трудящемся вместе с матушкой Феофилактой по возрождению Казанского монастыря в Вышнем Волочке.

Особо хочу рассказать о клирике Николаевского Клобукова монастыря, протоиерее Виталии Казаченко. Собственно, благодаря этому удивительному пастырю я и познакомился с тверским духовенством и монашеством. Мы с семьей случайно оказались в Клобуковом монастыре в городе Кашине, даже не зная до того, что таковой существует. Зашли на службу в маленькую надвратную Покровскую церковь. Поставили свечки, помолились, уставшие дети начали капризничать. И вдруг из алтаря вышел священник и подошел к нам. «А можно я рядом с тобой посижу?» - спросил он моего канючащего старшего сына. Не знаю как, но возникло ощущение, что мы всегда знали этого священника, а он – нас, что мы шли сюда специально к нему, а он нас ждал. Матушка Варвара была в отъезде, но отец Виталий быстро все устроил. Детей тут же отвели в трапезную и накормили, после небольшой беседы с отцом Виталием они как-то сразу успокоились и повеселели. А я… Я почему-то выложил все сразу, все, что меня беспокоило, что мучило, с чем трудно было жить. Долго слушал меня отец Виталий, не перебивал, не осуждал, не назидал. А когда говорил, каждое слово, как целебный бальзам, попадало в свою рану. И слова-то были простые, а становилось светлее и спокойнее. То же и с женой. Не знаю, о чем она рассказывала отцу Виталию, и что он говорил ей, а только испытала такие же чувства, что и я. «Знаешь»,- сказала она мне позже, - «а он прозорлив». Прозорлив… Не тем, что предсказывает будущее или указывает, что делать и куда идти, не новомодной псевдостарческой «прозорливостью», доводящей обычно до психушки или до вариаций «аум-синрикё», а особым пастырским даром – увидеть боль и ее исцелить. Снова вспоминаю отца Аркадия: а возможно ли такое без любви? А возможно ли это без помощи Божией? Не в том ли и заключается суть священнической благодати?

В отце Виталии пастырский дар сочетается с блестящей образованностью (он филолог с университетским дипломом), музыкальной одаренностью, батюшка поет, играет на гитаре, обладает чудесным чувством юмора и огромным талантом общения. Отец Виталий умеет найти верные слова и тон в разговоре и с капризными детьми, и с учеными, и с простыми людьми, и с представителями богемы.

Не только сестрам монастыря и кашинцам помогает отец Виталий. Многие приезжают к нему издалека, и из Москвы тоже. Когда-то отец Виталий был духовником известного шоумена Геннадия Бачинского, именно с влиянием клобуковского священника связано, по некоторым данным, обращение Бачинского к Православию в последние перед гибелью годы жизни.

Но более всего бежит отец Виталий поклонения и зависимости от себя тех, кому помогает. Нам он даже телефона не оставил. «Приезжайте, когда сможете, а я буду молиться за вас.» «И ты, Максимка, помолись за меня» - обратился он к младшему сынишке, которому тогда было шесть лет. Вот мы и стараемся приехать хоть раз в год. И Максимка молится за отца Виталия. И мы молимся. И чувствуем его молитвы. Именно отец Виталий направил нас к своему другу, прекрасному пастырю, отцу Димитрию Арзуманову, тоже когда-то служившему в Клобуковом. «А где найти отца Димитрия?» - спросили мы отца Виталия. И он называет нам Храм в пяти минутах от нашего московского дома (адреса нашего отец Виталий не знал). Не Божий ли промысел?

Не все в порядке с телесным здоровьем у отца Виталия. Но верим, что Господь укрепит верного своего слугу и даст ему необходимые силы. А те, кому он помог и помогает, не перестанут молиться за доброго Пастыря.

Вторая часть конференции была посвящена одной из жемчужин православного Верхневолжья - Вознесенскому Оршину монастырю, который сейчас возглавляет матушка Евпраксия.

Оршин являет собой удивительную гармонию природы, рукотворной материи и человеческого духа, устремленного к Богу.

Расположенный в 20 км от Твери, в удивительном по красоте месте слияния рек Орши и Волги, основанный еще в XIV столетии как мужской, монастырь пережил все перипетии отечественной истории с тех далеких времен. Он расцветал и приходил в упадок, его разоряли поляки, в нем держали оборону советские войска в годы войны, его закрывали большевики, и возрождала группа подвижников. Сегодня это одна из самых крепких тверских обителей с устроенной материальной и духовной жизнью. Восстановлены здания, реставрируется собор, построена чудная по красоте и удобству дорога через душистый сосновый лес, в полном смысле слова – дорога к Храму, создан приют для девочек и, как мы увидим ниже, проводится даже исследовательская работа.

Первым выступил иеромонах Иаков с докладом, посвященным святителю Варсонофию. Историк по светскому образованию, блестяще владеющий словом, эмоциональный и энергичный отец Иаков просто не может не захватить слушателей, оставить их равнодушными. Кстати, именно на плечи отца Иакова легли основные труды по организации конференции.

Художник-реставратор А.В.Бузылева, преподаватель Строгановки, рассказала о работе, проделанной ею и ее студентами в 2016-2017 гг. по восстановлению настенной живописи Воскресенского собора Оршина монастыря.

Затем выступали насельницы обители - монахиня Ольга (Сухова) и монахиня Елисавета (Желтухина). В своих сообщениях они рассказывали об истории монастыря, об исследованиях, посвященных обители, о личностях святых подвижников, судьба которых связана с Оршиным. Заслуживает внимания факт, что сестры, постоянно занятые на повседневных послушаниях, находят время для исследовательской работы. Это лишний раз свидетельствует о том, что в женских монастырях развивается не только духовная, но и интеллектуальная жизнь. Кстати, монастырем подготовлен и издан сборник работ тверских исследователей истории обители.

Заключительное выступление игумении Евпраксии стало не только определенным итогом второй части конференции, но и содержало в себе множество интересных фактов о жизни и духовном подвиге иеромонаха Иллариона (Громова) и других праведников близкого к нам времени.

По итогам конференции в Ниловой пустыни планируется издать сборник, в который войдут все сделанные доклады.

О многих людях еще хотелось бы упомянуть…

И об оковецком скитоначальнике, молодом прекрасно образованном иеромонахе Германе (Фисенко), увлеченно рассказывавшем о месте своего служения (был там, и действительно, как в сказку попал), о замечательных окрестных храмах, приглашая посетить их и увидеть чудом сохранившиеся уникальные иконостасы…

О благочинном 2-го Тверского округа архимандрите Амфилохии (Желябовском) – патриархе целой священнической и монашеской династии, отцах из соседних епархий, насельниках Ниловой…

Но скажу лишь об общем впечатлении. Конечно, не обходится монашеская жизнь без тягот, скорбей, нестроений. Но я убежден, идет война. Война в сфере духа. И там, а не в экономике или на политических саммитах будет решаться судьба человечества. Я видел гвардию одной из сторон в этой войне. Той, которая защищает Добро, Нравственность, Любовь. Гвардию, ежедневно вступающую в бой. Гвардию, которая не сдаётся. А потому и не умирает.

Ефремов Олег Анатольевич, кандидат философских наук, доцент, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, доцент кафедры социальной философии и философии истории философского факультета МГУ имени М.В.Ломоносова
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Олег Ефремов
«Рус, сдавайся!» Вот уж действительно: «Стыдно, господа, и унизительно!»
О статье В.Н.Гарбузова в «Независимой газете»
04.09.2023
Пригожин
Смерть человека… Рождение мифа
28.08.2023
Россия будущего
Исламский фактор и миграция
24.07.2023
Встанет ли Франция на колени?
Есть надежда, что в противоположность «флойдизированной» Америке страна не будет «омерзучена»
06.07.2023
Кого согнут санкции?
Эссе по своевременной политической антропологии
31.03.2022
Все статьи Олег Ефремов
Последние комментарии
Устремленные в Вечность
Новый комментарий от LiMan
01.05.2024 13:16
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 21:45
Слава великому воину Михаилу Дитерихсу!
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.04.2024 18:04
Привет от Евгения Пригожина
Новый комментарий от Ленчик
28.04.2024 17:28