На страницах Русской Народной Линии промелькнула дискуссия между о. Александром Шумским и В. Габрусенко («Правильно ли считать Русскую революцию нерусской?»; «Так русской или нерусской была "Русская революция"?»; «У русских националистов унылые песни»), обусловленная разницей оценок советского прошлого нашей Родины. Стараясь не входить в область про-клятых русских вопросов, хотелось бы высказаться по поводу одного аспекта полемики, а именно: соотношения понятий «национальное» и «имперское».
Отец Александр Шумский давно прокламирует себя как «противника всякого национализма, в особенности русского», и приверженца империи (в советском изводе).
Допустимо ли противопоставлять «национальное» «имперскому»? Исторический опыт показывает: империи формировались державообразующим этносом вокруг себя. Слышу возражения: империи создавались государями. Однако imperium, изначально, верховная власть, принадлежащая римскому народу (отсюда формула «S.P.Q.R. - Senatus Populus Que Romanus»). Правда, латинское рopulus (греческое λαός) - «народ» - понятие культурно-политическое (в отличие от gens, natia, греческого ἔθνος, - связанных с происхождением). Распространение Римского государства на Западе было сопряжено с романизацией, на Востоке - с эллинизацией, что обусловлено единством классической античной цивилизации. Imperium в Риме, решением Сената, мог вручаться на время одному лицу. Отсюда впоследствии родилась империя-монархия.
Теперь зайдём с другой стороны. В Ветхом Завете Бог допускает монархию. Что есть царство? Народ во главе с царём (см., например, 1 Цар. 8). Следовательно, государь - это олицетворённый на-род. В подлинных империях, - рассматриваемых Писанием как священные, или не рассматриваемых, - при сохранении этнического, религиозного, культурного многообразия, мы всегда наблюдаем доминирование какого-то национального начала. Так в Древней Персии, так в державе Александра Великого, так в Первом, Втором или Третьем Риме и т.д. Державообразующий народ - фундамент, становой хребет, главный работник, воин, культурный законодатель империи.
Выпячивание имперского принципа при игнорировании национального чревато политическим навязыванием ментального конструкта «общеимперского человека» (как вариант, «великая общность - советский народ»). Результат - ослабление державообразующего этноса и распад империи. С Советским Союзом это случилось на наших глазах. Давайте будем честными, не один ничтожный Горбачёв виноват в исчезновения СССР. Советский проект был не столько антирусским, сколько нацеленным на социальный инженеринг. Создание искусственных национально-территориальных субъектов, коренизация в них управленческих кадров, внедрение националистической идеологии малых народов в местные образование и культуру, - помноженные на демонстративное пренебрежение русским державообразующим началом, - имели весьма плачевные последствия.
Малые этносы усвоили сочинённый националистический миф. Попробуйте объясните среднему азербайджанцу, что Низами Гянджеви или Бабек - персы, а узбеку рассказать, что великий Авиценна, родившийся возле Бухары, не прадедушка узбекского народа, а представитель культурной элиты большого мусульманского Востока рубежа I-II тысячелетий. В лучшем случае вас не поймут.
Об Украине я уже не говорю. Правда, украинство придумали не в красной Москве, а в Вене во 2-ой половине XIX века. Но наибольший вклад в украинизацию русского юго-запада внесли именно большевики. К счастью, будучи откровенно бездарным, украинский проект работает плохо и, в конце концов, сам себя угробит. Изменение структуры идентичности на огромных пространствах Евразии привело к тому, что, скажем, армяно-азербайджанский конфликт перешёл в категорию вечных, бывшие среднеазиатские республики, существующие в невозможных границах, воюют за воду, кровью пропитан Донбасс...
Империя - сложная архитектура. Она предполагает гармонизацию икономии и акривии, общего и частного, единства и многообразия. Империя держится не только волей и действием автократора, но и, по формуле генерала А.А. Киреева, легитимизирующим их мнением народа (Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. М., 1998, с. 306). Империя имеет национальное, религиозное и культурное ядро, она консолидирована, а не аморфна. По словам современного российского философа В.А. Кутырёва: «...консолидация - не братское лобызание, а трезвое согласование интересов разных социальных сил. Реально она возможна только вокруг центра» («Диалог». 1990, № 4, с. 64). В России роль центра исторически играют Русская Православная Церковь, политическое единовластие и русское культурно-национальное начало.
Китаичев Владимир, историк
4. Re: Ремарка о Нации и Империи
3. + небольшая реплика уже от моего разумения:
2. Лев Тихомиров о национализме
1. Re: Ремарка о Нации и Империи