itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

У русских националистов унылые песни

О национализме, русской революции 1917 года и выступлении русского школьника в Бундестаге

Бывший СССР  Александр Сергеевич Пушкин  100-летие революции 
0
4039
Время на чтение 9 минут
Все, кто более или менее знаком с моей публицистикой, знают, что я являюсь категорическим противником всякого национализма, и особенно – русского. Национализм, каким бы фасадом он ни прикрывался, неизбежно тяготеет к секулярности и, в конце концов, всегда превращается, по слову Константина Леонтьева, в орудие разрушения «цветущей сложности» народной жизни. И в этом отношении он смыкается с либерализмом. Леонтьев вообще не видел существенной разницы между национализмом и либерализмом. Он полагал, что национализм является историческим и политическим катализатором либеральных эгалитарных процессов. И национально-освободительные движения на Балканах полностью подтвердили правоту великого мыслителя. В письмах Константина Леонтьева к о<тцу> И. Фуделю под названием «Национальная политика как орудие всемирной революции» читаем: «Движение современного политического национализма есть не что иное, как видоизмененное только в приемах распространение космополитической демократизации».

Русские националисты обычно выдвигают в качестве своего идеологического знамени труды русского философа Ивана Ильина, особенно его сборник статей «О русском национализме». Безусловно, Иван Ильин – мыслитель неординарный, но, читая его статьи о русском национализме, я всегда ловил себя на мысли, что слово «национализм» в его статьях – как будто бы лишнее, мешающее ему самому. Если бы вместо слова «национализм» он употреблял слово «патриотизм», то всё встало бы на свои места. В статьях Ильина ощущается постоянная потуга преодолеть границы провозглашаемого им национализма, вынести этот национализм на безграничные просторы Православной веры. Но невозможно совместить несовместимое, то есть, национализм и Православие, национализм и Церковь. Национализм, как его ни называй – нерелигиозным или религиозным, безбожным или православным, политическим или культурным – всегда будет оставаться плоским и по сути своей – не христианским. Для любого национализма племенная кровь – важнее Крови Христовой. Это аксиома. А уж понятие «русский национализм» – совершенно, на мой взгляд, нелепое – как железом по стеклу. Если несколько перефразировать высказывание генерала Чарноты из булгаковского «Бега», то можно сказать так: Россия и русский народ, господа, не вмещаются в шляпу национализма. Другое дело – когда мы произносим: «русский патриотизм». Здесь слова полностью соответствуют друг другу, поскольку русский патриотизм немыслим без всечеловеческой христианской открытости. Такова специфика именно русского патриотизма. Очень важно подчеркнуть, что русский патриотизм не отрицает этничности, но она занимает внутри патриотизма отведённое ей место, исключающее возможность претензии на самодовлеющую роль. Очень важно, что русским патриотом может стать человек любой национальности, любого этноса.

Кстати, именно чрезмерный акцент на национализме привёл Ивана Ильина к оправданию фашизма. Он сделал абсолютно ошибочный вывод, что европейский фашизм возник как реакция на большевизм в СССР. Можно подумать, что если бы Россия продолжала оставаться православной империей, то германский фашизм не появился бы на свет. Немцы очень редко говорили, что они воюют с коммунистами, но постоянно повторяли, что ведут войну против русских.

Националистические взгляды привели А.И. Солженицына к оправданию предателя Власова, и Александр Исаевич совершенно справедливо получил прозвище «литературный власовец». А чего стоят солженицынские рекомендации по обустройству России, особенно – те, в которых он предлагает ради сбережения русского народа «сбросить» национальные окраины, то есть, отказаться России от её державной имперской миссии! Если бы страну возглавили люди с такой «рецептурой» в головах, то от России и русского народа уже не осталось бы даже имени.

А ещё один кумир русских националистов, Иван Солоневич, провозглашал в антиимперской истерии, что ни одна Триумфальная арка не стоит сгоревшей русской избы. Можно ли себе представить больший националистический идиотизм? Солоневич вообще был против сильной имперской власти. Во время Великой Отечественной войны Иван Лукьянович играл в Берлине в шахматы с офицерами Вермахта, попивал немецкий кофеёк и пивко и убеждал фрицев в том, что зря они изучали Россию и русский народ по классической русской литературе. А в это же самое время советского генерала Карбышева немецкие националисты обливали на морозе ледяной водой.

Одна из грубейших ошибок русского национализма – утверждение, что три революции, произошедшие в России в начале ХХ века, нельзя называть «русскими», что вообще определение революционного процесса в России как «русской революции» недопустимо. В ответ на мою статью «Правильно ли считать Русскую революцию нерусской?», 20-го ноября на РНЛ была опубликована статья публициста Валерия Габрусенко «Так русской или нерусской была “Русская революция”?». Трудно назвать критику моей статьи Валерием Габрусенко сколько-нибудь объективной. Он пользуется известным некорректным приёмом – вырывает из текста оппонента то, что ему выгодно, и не замечает тех частей текста, которые ему не выгодны. Начинает он свою статью с ни на чём не основанного обвинения меня в «толерантном отношении к Октябрю», то есть, к Октябрьской революции. Это просто смешно. Я лишь, как и все серьёзные историки, утверждал и продолжаю утверждать, что Октябрьская революция промыслительно спасла в России государственность как таковую – государственность, которая практически исчезла после революции Февральской. Очевидно, что если бы всё окончилось Февралём, то России уже не было бы на карте мира. И в сохранении государственности в России, а значит – и самой России, главную роль сыграл русский народ, поддержавший Октябрьскую революцию. Валерий Габрусенко утверждает, что никакой всенародной поддержки большевики не имели, что триумфальное шествие Советской власти по всему огромному пространству России было лишь результатом оперативных действий большевистской агентуры и народ здесь ни при чём. Так и хочется сказать: «и с такими хохмами вы приехали покорять Одессу?». Для развёртывания мощной и обширной агентурной сети у большевиков тогда не было ни людских, ни материальных ресурсов, а главное – не было времени. Ленин сам потом удивлялся – как всё так стремительно и успешно произошло. Далее Валерий Габрусенко опровергает моё утверждение о широкой массовой поддержке большевиков русским народом, ссылаясь на массовые выступления крестьян против Советской власти в 1918 – 1924гг. Да, такие восстания были, но, во-первых, они не охватывали народного большинства: во многих крестьянских районах было спокойно. Во-вторых, крестьянские восстания во время Гражданской войны были направлены не только против Советской власти, но и против власти «белых». Восставшим крестьянам не нравилась вообще никакая власть, которая посягала на их вольницу и собственность. Летом 1919-го года, благодаря народному восстанию в Сибири против Колчака, Красная армия в кратчайшие сроки прошла от Урала до Байкала, и Советская власть была спасена. Таких примеров я мог бы привести очень много. В одной из листовок, распространяемых в марте 1921 года в Сибири, было написано: «Народ уничтожил Деникина и Врангеля, уничтожил Колчака, уничтожит и коммуну…». Из всего этого следует, что народ массово поддерживает большевиков в их борьбе с врагами, хотя тут же угрожает и большевикам. Такова антиномия того времени. И, конечно, ничего общего со схемой Габрусенко здесь мы найти не сможем.

О «нерусском» характере революции 1905-1907гг. Габрусенко делает вывод на основании цитаты из журнала «Маккавей», выходившего в Лондоне. Но о такой аргументации вообще невозможно говорить серьёзно. Далее Валерий Габрусенко упрекает меня в недооценке в революционном процессе в России действий «малого народа», который, по его мнению, является, собственно, главным и единственным виновником и осуществителем революции. А это – просто неправда. В своей статье «Правильно ли считать русскую революцию нерусской?» я как раз много говорю об огромной роли «чуждопосетителей», чужаков и малого революционного народа в русской революции. Главная моя мысль: русская революция есть результат соединения усилий большого русского народа с малым революционным, и русский народ ответственен за то, что пошёл за чужаками и сам влился в их ряды.

Попутно хочу сказать несколько слов о ссылке Габрусенко на книгу Игоря Шафаревича «Русофобия», в которой автор определяет всех революционеров и, естественно, большевиков как «малый народ». По моему мнению, книга Игоря Ростиславовича Шафаревича, при всех её достоинствах, во многом устарела. К сведению читателей: сам термин «Малый народ» ввёл в обиход не Игорь Шафаревич, как полагает большинство, а французский историк второй половины ХIХ – ХХ вв. Огюстен Кошен (в книге «Русофобия», в параграфе 4 под названием «Малый народ», Шафаревичем приводятся ссылки на Кошена, им же написано предисловие к книге «Малый народ и революция» – единственной книге Кошена, изданной на русском языке). Шафаревич, на мой взгляд, переоценивает роль Малого народа и недооценивает роль Большого народа в революциях. Это вполне понятно и отчасти оправдано тем, что в советское время, когда Шафаревич писал свою «Русофобию», всё протестное пространство захватила боннеро-сахаровская «группировка», которая работала исключительно в интересах евреев, и русский народ для неё, мягко говоря, оставался за скобками. Эти люди считали, что во всём виноват исключительно русский народ, поддержавший Советскую власть. Именно эта их русофобская позиция и заставила Игоря Ростиславовича сделать уклон в сторону русского национализма. В его время, повторяю, это было ценно и оправданно, поскольку шла конкретная духовная и политическая брань. Впоследствии Игорь Ростиславович, к сожалению, не счёл нужным скорректировать свою позицию в отношении русского национализма. Но сегодня мы уже не можем принимать её в чистом виде. Националистический уклон помешал Игорю Шафаревичу понять истинное значение коллективизации и индустриализации в СССР. Он видел в них исключительно страдание и истребление русского народа. Так же, как и наши замечательные писатели-деревенщики не могли принять необходимость создания, например, Волго-Балтийского и других жизненно необходимых для государства каналов только на том основании, что при строительстве этих систем приходилось затапливать деревни. Деревни, естественно, жалко. Но без каналов, образно говоря, мы потеряли бы всю страну. Такова страшная антиномия и диалектика, которых не способны понять русские националисты, в отличие от русских патриотов. Образцом правильного антиномичного понимания истории является Александр Сергеевич Пушкин, который одновременно видел и великую правду Медного всадника, олицетворяющего собой государство, и великое горе бедного Евгения, олицетворяющего собой народ. Но по-другому история не делается.

Далее Габрусенко некрасиво и лукаво пытается отождествить мою позицию в отношении участия русского народа в революции с позицией либералов конца 80-х годов, которые, чтобы выгородить свой «малый народ», всю ответственность за революцию лукаво возлагали на «большой народ». Ёрничая, Габрусенко вкладывает в уста либералов следующие слова: «Как это так: горстка революционеров могла перевернуть жизнь великого народа? Вы что, русский народ не уважаете?». Ну уж не надо, всё-таки, уважаемый Валерий, совсем терять лицо… Но во всей красе раскрывается русский национализм Габрусенко – когда он нашу советскую историю подразделяет на четыре русских холокоста. Первый – непосредственно Октябрьская революция и Гражданская война. Второй – 1929 – 1933гг., то есть, коллективизация. Третий – 1941 – 1945гг., то есть, Великая Отечественная война. Четвёртый начинается с 1991-го года и продолжается по сей день. Но ведь как интересно получается у русских националистов: оказывается, Великая Отечественная война – это не великий подвиг советско-русского народа, поднявший страну и народ на огромную духовно-нравственную высоту, а всего лишь холокост русского народа! Да любой недобитый власовец подпишется под таким определением! Уж сколько раз за многие годы я слышал от русских националистов, что «гадящая англичанка» и «дядя Сэм с козлиной бородкой» столкнули во Второй мировой войне два великих народа – немцев и русских. Мол, как же можно считать Отечественной войну, в которой холокосту подверглись две великие нации, а руки, в конце концов, на всём этом погрели… конечно же, евреи?.. – Вот и вся ваша унылая песня, дорогие русские националисты! А как было бы здорово в 1941 – 1945гг. не воевать с немцами, а, подобно Солоневичу, попивать вместе с ними пиво и есть сосиски… да – вот незадача! – англичане с евреями опять всё испортили, а Адольф Алоисович здесь ни при чём…

Надо также подчеркнуть, что, согласно «холокостной» периодизации Габрусенко, и о правлении Путина ничего положительного сказать нельзя (хотя последний со своей стороны делает всё возможное для того, чтобы восстановить русское имя и российский суверенитет).

Я хотел бы ещё раз подчеркнуть, что в моей статье я рассматриваю революцию не однобоко, а с позиции антиномии, и утверждаю, что революция – дело как Большого русского народа, так и Малого революционного («еврейская идея, помноженная на русскую стихию»). Но мой оппонент упорно не хочет замечать этой антиномии и преподносит мою позицию предельно односторонне. Это, как минимум, некорректно. Вообще, странно, что почти все мои оппоненты – люди с техническим, а не историческим образованием. Может быть, им лучше было бы строить свою деятельность по базовому профилю?

P.S: Кстати, у русских националистов уже появился молодой способный ученик, который недавно в Бундестаге произнёс много добрых слов о представителях немецкой нации, погибших под Сталинградом.

Священник Александр Шумский, публицист, член Союза писателей России
Впервые опубликовано на сайте священника
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

188. Ответ на 185., Lucia:

. На всех не угодишь))))))

Это точно. На всех не уродишь :))

187. Re: У русских националистов унылые песни

который рождён в наше время и будет подходить

антихрист, видимо
Lucia / 01.12.2017, 19:11

186. Ответ на 182., Сергей Швецов:

А вот тут Вы не угадали. Мне-то Сталин не страшен, я ведь пролетарий, и по происхождению, и по социальному положению - средств производства в собственности не имею, в отличие от Вас. А вот Вы буржуй, классовый враг, угнетатель трудового народа.

Хе-хе-хе...вы наверное ничего не слышали про историю артельного предпринимательства при товарище Сталине. Этот вид частного предпринимательства, при Сталине очень мощно развивался, пока его не убил Хрущёв в 1956 году, вместе с приусадебными участками, которые, кстати, при Сталине были до 1 гектара. https://goo.gl/HwJG9u https://goo.gl/ieG9wi Так что Сталин, если явится, то по Вашу душу. И не думайте, что Ваши сталинистские писульки на форуме Вас спасут. Сажать будут не по форуму, а по росреестру.

Сталину было глубоко наплевать, кто там какого был происхождения. В правительстве, в армии и на любых других, самых важных руководящих местах, в любой сфере деятельности, можно было легко встретить ещё вчерашних дворян и людей из прочих других бывших сословий, бывшей РИ. Сталину было далеко наплевать - кто ему писал оды, а кто его клеймил позором. Ему было куда важнее - кто приносит реальную пользу, не на словах, а на делах. "По "росеестру", могли посадить, или убить, ДО того, пока Сталин не приобрёл достаточную полноту власти. Но, полной властью, он никогда не обладал (ею не может обладать ни один правитель в мире) приходилось всегда считаться с оппозицией, которая есть при любом правителе. И потом, вы совсем уж примитивно поняли мои слова о Сталине. Я же писал совсем не о том Сталине, которого из гроба уже не поднять и не о том времени в котором он жил и которое уже не вернуть. Я имел ввиду сегодняшнего Сталина, который рождён в наше время и будет подходить к решениям политических вопросов, исходя из сегодняшних реалий. Нельзя войти в одну воду дважды....
Туляк / 01.12.2017, 16:54

185. Ответ на 184., Советский недобиток:

Ну, и еще большее количество советского народа по-прежнему жило в деревнях - в скотских сталинских колхозах и совхозах, мечтая вырваться из этого сталинского рая в города. Это и была вторая категория трудящихся, от имени которых правили большевики - "крестьяне".Знаете что, сударыня, я костромич. Так вот, при Советах едва ли не каждая семья в нашем городе имела родню в Ленинграде, половина семей - это уж точно. Да, согласен, понаехали. Из моих родных есть погибшие на Ленинградском фронте, умершие от тяжелых условий и болезней как на рытье окопов ( русские мадамочки, не ройте нам ямочки, придут наши таночки, зароют ваши ямочки - без вины виноватые старались развлечь русских женщин своим творчеством), так и в сам0м блокадном Ленинграде. В прежние века бойкие мужички подавались на Дон, откуда выдачи нет. При товарище же Сталине Доном для мужика со всем его семейством был Ленинград? Добрался до города, все, свободный человек, получишь работу, прописку, жилье. И бежали, и ехали под перестук вагонных колес, и никто их не сцапал. Так? Или же товарищ Сталин к моим землякам относился иначе, чем к народу других губерний, более мягко? Учитывал, что Царь Петр Первый набирал плотников для строительства города в костромских землях?

Я только рада за Вас и Ваших родных. а вот Туляк обзывает это поганой урбанизацией. На всех не угодишь))))))
Lucia / 01.12.2017, 14:24

184. Ответ на 177., Lucia:

Ну, и еще большее количество советского народа по-прежнему жило в деревнях - в скотских сталинских колхозах и совхозах, мечтая вырваться из этого сталинского рая в города. Это и была вторая категория трудящихся, от имени которых правили большевики - "крестьяне".

Знаете что, сударыня, я костромич. Так вот, при Советах едва ли не каждая семья в нашем городе имела родню в Ленинграде, половина семей - это уж точно. Да, согласен, понаехали. Из моих родных есть погибшие на Ленинградском фронте, умершие от тяжелых условий и болезней как на рытье окопов ( русские мадамочки, не ройте нам ямочки, придут наши таночки, зароют ваши ямочки - без вины виноватые старались развлечь русских женщин своим творчеством), так и в сам0м блокадном Ленинграде. В прежние века бойкие мужички подавались на Дон, откуда выдачи нет. При товарище же Сталине Доном для мужика со всем его семейством был Ленинград? Добрался до города, все, свободный человек, получишь работу, прописку, жилье. И бежали, и ехали под перестук вагонных колес, и никто их не сцапал. Так? Или же товарищ Сталин к моим землякам относился иначе, чем к народу других губерний, более мягко? Учитывал, что Царь Петр Первый набирал плотников для строительства города в костромских землях?

183. Ответ на 179., Туляк:

Лукиа на берсерков нагуглилась. Она нагуглилась перетаскать с "уха мацы", на сайт РНЛ, все антисоветские статьи. Последний её копипост, это отрывок из статьи одного из постоянных и очень уважаемых на "ухе" персон: https://goo.gl/SQBG5o Ну теперь всё, раз нашу Люсю понесло, теперь берегитесь скачущие кони и горящие избы))) Слона на скаку остановит и хобот ему оторвёт)))

) Самое забавное, что тут у неё в дело пошёл кучерявый. А сколько было у неё, как члена кружка юных антисемитов, сарказма по поводу "кучерявых"! Как видим, ВШЭ, Ясин, Чубайс, Венедиктов - родная ей духовная среда и авторитетные "гиганты мысли" - чем кучерявей, тем авторитетнее.

182. Ответ на 165., Туляк:

СТАЛИНА НА ВАС НЕТ!

А вот тут Вы не угадали. Мне-то Сталин не страшен, я ведь пролетарий, и по происхождению, и по социальному положению - средств производства в собственности не имею, в отличие от Вас. А вот Вы буржуй, классовый враг, угнетатель трудового народа. Так что Сталин, если явится, то по Вашу душу. И не думайте, что Ваши сталинистские писульки на форуме Вас спасут. Сажать будут не по форуму, а по росреестру.
Сергей Швецов / 01.12.2017, 11:52

181. Re: У русских националистов унылые песни

Реабилитация малого народа. Интересно.
Даневский Саша / 01.12.2017, 11:45

180. Ответ на 178., Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:

как у классика " Кровь кровопийц потечет по улицам, угнетателей вздернут на фонарях."
Lucia / 01.12.2017, 10:42

179. Ответ на 175., Потомок подданных Императора Николая II:

Лукиа на берсерков нагуглилась.

Она нагуглилась перетаскать с "уха мацы", на сайт РНЛ, все антисоветские статьи. Последний её копипост, это отрывок из статьи одного из постоянных и очень уважаемых на "ухе" персон: https://goo.gl/SQBG5o Ну теперь всё, раз нашу Люсю понесло, теперь берегитесь скачущие кони и горящие избы))) Слона на скаку остановит и хобот ему оторвёт)))
Туляк / 01.12.2017, 10:24
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Александр Шумский
Смердящее дуновение с троцкистских курга<ня>нов
О клеветнической статье В.Павленко, посвящённой супругам Чавчавадзе
25.03.2020
«Адский» водитель
Задуматься бы некоторым нашим патриотическим писателям – что и кого они формируют своими «всепропальческими» и «путиносливческими» статьями
22.01.2019
Юбилей Солженицына превратился в бенефис Сталина!
Время, когда Александр Исаевич был «притчей на устах у всех», давно миновало, и все попытки вернуть солженицынскую «притчу» на народные «уста» полностью провалились
29.12.2018
Все статьи Священник Александр Шумский
Бывший СССР
День памяти князя Петра Горчакова
Сегодня мы также вспоминаем сенатора кн. Ю.А.Долгорукова, министра В.Н.Ламсдорфа, художника В.И.Сурикова, конструктора А.Д.Швецова и маршала Л.А.Говорова
19.03.2024
День памяти епископа Старицкого Алипия (Попова)
Сегодня мы также вспоминаем мыслителя Д.А.Хомякова, богослова Н.Н.Глубоковского, писательницу Л.А.Чарскую, художника А.В.Куприна, авиатора К.К.Арцеулова и маршала В.И.Чуйкова
18.03.2024
День памяти св. благоверного князя Даниила Московского
Сегодня мы также вспоминаем видных русских ученых Н.Е.Жуковского и П.В.Никольского, генерала А.А.Брусилова и исследователя Арктики К.С.Бадигина
17.03.2024
Он преобразил весь мир
К 165-летию со дня рождения изобретателя радио А.С. Попова
16.03.2024
Любимый дед Советского Союза
К 20 летию со дня смерти великого русского и советского актера Ивана Петровича Рыжова
16.03.2024
Все статьи темы
Александр Сергеевич Пушкин
«…Стать с веком наравне»
Обзор журнала «Берега» № 6 (58) 2023
16.03.2024
День памяти сподвижника Ломоносова Степана Крашенинникова
Сегодня мы также вспоминаем дипломата М.П.Бестужева-Рюмина, фельдмаршала кн. А.И.Барятинского, профессора Н.Ф.Катанова, разведчика Н.И.Кузнецова и академика О.Н.Трубачева
09.03.2024
Для кадровой революции в России нужен институт комиссаров
Ветераны СВО должны занять должность не прямого начальника над учёными, а «комиссара», надзирателя, задачей которого будет не допустить принятия откровенно враждебных решений, исключить явную ложь и подлог
02.03.2024
День памяти митрополита Макария
Также сегодня мы вспоминаем генерала П.С.Ванновского, публициста В.В.Оловеникова, филолога Ф.Е.Корша и подвиг псковских десантников
29.02.2024
Все статьи темы
100-летие революции
«Патриотический» «православный» «сталинизм» непременно заканчивается реабилитацией бесов революции
Сталин – к которому есть множество вопросов – ассоциируется с консервативной контрреволюцией, а Ленин – классический левак
12.03.2024
«Пермия – земля дальняя»: «В поезде за Лениным»
Программа посвящена революционеру-большевику М. П. Туркину
11.03.2024
Господь не отдал Россию на окончательное растерзание
Мысли в день 100-летия со дня смерти В.И. Ленина
23.01.2024
Все статьи темы
Последние комментарии