Вице-премьер России Ольга Голодец на заседании совета по русскому языку заявила, что школьная программа по русскому языку не привязана к ожидаемым результатам от выпускников школ и зачастую не соответствует требованиям реальной жизни, сообщает РИА Новости.
«Программа (по русскому языку - ред.) не привязана к результату. Просто огромное количество часов, и непонятно, какие ожидания мы выставляем. Мы не выставляем почему-то наши ожидания по словарному запасу. Здесь уже один раз обсуждали. Мы словарный запас ребенка не ставим своей задачей, и мы не проверяем его никогда. Но мы делаем какой-то фонетический разбор в младших классах, который вообще к жизни никакого отношения не имеет, который просто всех детей ставит в тупик», - сказала Голодец.
Замглавы Минобрнауки Татьяна Синюгина не смогла ответить, зачем российских школьников учат фонетическому разбору слов. Она сказала, что это сегодня входит в примерную образовательную программу.
Как пояснила ректор Института Пушкина Маргарита Русецкая, фонетический разбор слов действительно необходим, так как 70% слов в русском языке основывается на звуковом восприятии. Однако, по ее мнению, изучение этой темы достаточно на практическом уровне, а не в теории, как это преподается сегодня. «Для первого класса это, конечно, избыточно», - добавила Русецкая.
По словам замминистра образования и науки Татьяны Синюгиной, всего за время обучения в школе дети изучают русский язык в среднем около 1,2 тысячи часов. Она отметила, что сегодня в примерных образовательных программах прописано формирование компетенций, а не конкретных требований к знаниям школьника.
По данным, которые позже озвучила Голодец, ребенок в школе на изучение русского языка тратит 1340 часов. «Это огромное время жизни ребенка. Некоторые еще берут репетиторов. Это неэффективно построенная программа. Надо провести ревизию», - подчеркнула вице-премьер.
Ситуацию прокомментировал в интервью «Русской народной линии» профессор кафедры русской словесности Государственного института русского языка имени А.С.Пушкина, доктор филологических наук, председатель Российской ассоциации исследователей, преподавателей и учителей риторики, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации Владимир Иванович Аннушкин:
Вне всяких сомнений, фонетический разбор и словарный запас должны изучаться в школе, но несколько иначе, чем сейчас. Ольга Юрьевна Голодец права - дети должны понимать и чувствовать красоту слова, ощущать его значение. Мне кажется, что хорошие педагоги это исполняют. Учителям надо больше заниматься с детьми речью, чтением книг, в частности, выразительным чтением.
Нельзя не согласиться с Маргаритой Николаевной Русецкой, что школьникам необходим фонетический разбор слова. Но по свой внучке, ученице второго класса, я замечаю, что многие действия излишне, потому что ребенок знает, как произносить те или иные слова. Ученика надо скорее учить выразительному чтению, чтобы он слышал красоту русской интонации и понимал ритмику русской речи. Сегодня заметно по взрослым, что они в детстве не получили настоящего фонетического воспитания. Взрослые не умеют выразительно и доходчиво объяснять свои мысли, потому что не соблюдают ударений и не делают пауз в своей речи, ведь им никто не объяснил, что речь воспринимается с паузами. Большинство дикторов, особенно на молодежных каналах, говорят безумолку, без остановки. Если дикторы не знают простых элементарных вещей, то, простите, что мы можем требовать от школы? Красоту русской речи составляют способы построения слов. Богатство русской речи проявляется в своеобразном и оригинальном выражении слов личностью. Надо говорить правильным, но своеобразным и личностным языком. Идиостиль проявляется в каждом человеке как образе Божием.
Мне кажется, что можно найти компромисс между высказываниями Ольги Юрьевны и Маргариты Николаевны.
В английском, французском и польских языках ударение ставится на первом, последнем или предпоследнем слогах. В русском языке не так, поэтому мы должны знать норму, но не быть ее рабом - понимать, что в некоторых словах имеются допустимые варианты произношения и ударения. Выход есть - надо чаще заглядывать в словарь и вспоминать Пушкина:
Хоть и заглядывал я встарь
В Академический Словарь
Надо пользоваться нормативными словарями и проверять себя, правильно ли я делаю ударения в тех или иных словах. На мой взгляд, всё очень оптимистично!