Своими спектаклями я стремлюсь преодолевать беду беспамятства

Андрей Грунтовский о «Театре народной драмы»

Андрей Грунтовский  Анна Бархатова 
0
13.10.2017 522
Известный писатель, поэт, руководитель «Театра народной драмы» Андрей Вадимович Грунтовский рассказал о творческом кредо своего театра и пригласил на премьеру спектакля о Ф.М. Достоевском «Всех вас заключу в свое сердце», которая состоится на малых сценах двух профессиональных театров Санкт-Петербурга:

Названием нашего театра «Театр народной драмы» я хотел подчеркнуть, что в основе его народная традиция, глубокие корни культуры - и певческой, и декламационной, игровой, драматургической. Наш театр образовывался в 1990-1991 годах, и тогда народная драма проживалась нашим народом в реальности. В один момент 50 миллионов русских перестали быть гражданами России, а, народы, ощущавшие себя единым целым, вдруг оказались разделенными.

Создавая спектакль за спектаклем (а их уже более двух десятков), я понял, что основными темами моих постановок были две: первая - жития русских людей. Для современного театра это уникальный жанр, мне кажется, что нашему коллективу он удался. У нас есть житийный спектакль о Николае Рубцове, о Шергине, о Владимире Высоцком. Мы играем их редко, ведь у нас нет своего дома, театр наш кочевой, но мы стараемся при первой возможности прийти к зрителю и показать то, что мы создали.

Вторая тема - русский бунт. Судьбу Бориса Годунова мы исследовали, основываясь на драме А.С. Пушкина. На образе Степана Разина из романа Василия Шукшина «Я пришел вам дать волю» построен спектакль о самом Шушкине. Есенин у нас показан через Пугачева, историю которого он описывал как историю русского бунта, и не столько времен Екатерины, сколько современной ему Гражданской войны. Гоголевский «Тарас Бульба» - это тоже бунт, хотя и запорожский, но отчасти и русский.

Тема бунта оказалась в чем-то пророческой. Например, записки о упокоении Сергея Есенина я подавал в день его рождения, 3 октября, а в 1993 году этот день стал днем поминовения убиенных у стен Белого дома. Многое открывается со временем, и многое еще не открыто из тех загадок, что нам оставили Пушкин, Гоголь, Достоевский.

Есть в нашем театре спектакль по Федору Абрамову «Чистая книга». Он тоже об эпохе русской смуты, ведь Россия пребывает в таком состоянии, что каждые 50 лет привычное для русского народа сверхсмирение взрывается безудержным полетом лихой «птицы-тройки». Вспыхивают очередной Разин, Пугачев, Болотников.

Ведь и Великая Отечественная война - это в чем-то бунт. Среди фашистов оказалось около миллиона людей русской нации. Это казаки, которые пошли служить Гитлеру, полицаи, бандеровцы. В каком-то смысле Великая Отечественная - продолжение Гражданской войны. Смута эта не изжита и по сию пору, может быть нас ждут новые мятежи и перемены. Эти ощущения и порождали работу над спектаклями.

Наш последний «житийный» спектакль о Федоре Михайловиче Достоевском «Всех вас заключу в свое сердце». Над этой пьесой я работал прошлый сезон. Федор Михайлович Достоевский - это тоже тема русского бунта, причем исследуемого в глубинных началах, в бунте Денницы против Господа, Каина против Авеля. Федор Михайлович сам был среди бунтарей, стоял на эшафоте, ждал казни. Потом было помилование, каторга, вторая каторга, уже литературная, как он называл свой писательский труд.

В спектакле цитируется много документов, воспоминаний. Одно из них - письмо Федора Михайловича литературному критику Любимову, в котором писатель говорит: «Вот и закончен роман («Братья Карамазовы»), мне надо бы еще прожить года два, написать вторую часть "Карамазовых". Надо жить и писать, не поминайте меня лихом». Читаешь эту фразу, и мороз берет по коже. Как же так: надо жить и писать, а сам прощается? С другой стороны, думается, не надо ему было писать второй части «Карамазовых», где было задумано, что Алеша Карамазов делается революционером и мечет бомбу в царя. Пусть Алеша останется таким, каким мы с ним простились над могилой мальчика Илюши, где герой говорит: «Скоро я ваш город покину, так я вас всех заключаю в свое сердце и вас всех прошу заключить меня в свое». Я включил эту фразу в сценарий. В конце пьесы, когда мы хороним Достоевского, Алеша Карамазов говорит надгробную речь, прощаясь со своим создателем. Таких интересных драматургических приемов много в моем спектакле.

Мы живем в переходную эпоху, когда интерес к литературе и поэзии упал в тысячу раз. Мы наблюдали на примере истории древних царств, как наступали эпохи, в которые эти государства утрачивали свою культуру, на смену им приходили другие государства с другой культурой. Может быть, мы находимся в таком периоде. Если мы его преодолеем, то высокая, светлая Россия воспрянет. Если не преодолеем, то Россия уйдет в небытие, русский язык заменится английским. Что будет, нам не известно, но Божий Промысел требует нашего участия. Своими книгами и спектаклями я стремлюсь эту беду беспамятства преодолевать. Театр нуждается в ответной реакции зрителя.

Премьера спектакля о Федоре Михайловиче Достоевском на профессиональных подмостках состоится 15 октября в ТЮЗе, на малой сцене, и 28 октября в театре имени Комиссаржевской, также на малой сцене. Я приглашаю зрителей поддержать нас своим присутствием.

Беседовала Анна Бархатова, корреспондент Русской народной линии
1
А.Грунтовский в роли Ф.Достоевского

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Андрей Грунтовский
Вечер Памяти Владимира Высоцкого
К 40-летию гибели поэта
27.07.2020
Пасха
Стихотворение
22.04.2020
Перед Вербным
Стихи
10.04.2020
Путин – услышь народ!
Обращение писателя к власть имущим – от Президента до исполнительной власти на местах
04.04.2020
Шестьдесят третий год
В гостях у Ахматовой. Не фантастический рассказ
30.03.2020
Все статьи Андрей Грунтовский
Анна Бархатова
«Я хочу создать миф: Россия»
В Петербурге представлено полное собрание сочинений Г.В.Свиридова
06.04.2018
Науки не может быть без духовности
Доктору физико-математических наук, лауреату Государственной премии СССР Георгию Фурсею исполнилось 85 лет
19.03.2018
«Нравственные установки – главная характеристика православной молодежи»
В Санкт-Петербурге отмечается Международный день православной молодежи
15.02.2018
Ступеньки в прошлое
В Древлехранилище Александро-Невской Лавры открывается выставка, посвященная 100-летию Александро-Невского братства
27.01.2018
Нужна политическая воля
По словам поэта Бориса Орлова, в 2017 году в области культуры произошёл перелом
09.01.2018
Все статьи Анна Бархатова
Последние комментарии
Ложь и инсинуации православных ковид-диссидентов
Новый комментарий от Константин В.
25.09.2021 18:59
80 лет назад фашисты были остановлены под Ленинградом
Новый комментарий от Вељко ЛАВрнић
25.09.2021 18:52
На своей земле
Новый комментарий от Сергей В.
25.09.2021 18:43
Вероятно, это – последние выборы
Новый комментарий от Георгий
25.09.2021 17:18
Сколько нужно еще смертей?
Новый комментарий от Константин В.
25.09.2021 16:41