Уже не все, тем более молодые, представляют себе, что творилось в стране, в том числе в Петербурге, в начале 1990-х годов. Безденежье населения, сбережения которого были конфискованы в сберкассах правительством Е. Гайдара, колоссальное мошенничество А. Чубайса с ваучерной приватизацией, дефицит продуктов, очереди, тусклое освещение даже в центре города, бандитизм, рэкет, задержка мизерной зарплаты, шеренги людей вдоль улиц, продающих всё, что можно и невозможно продать, опасные для жизни алкогольные напитки, «чернуха» и «порнуха» в так называемых «видеосалонах» и газетных ларьках, наконец, западные проповедники и сектанты в концертных залах и на стадионах. Именно в это мрачное, гибельное для России время митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским выпало быть владыке Иоанну (Ивану Матвеевичу Снычёву), который стал защитником, вдохновителем и пастырем нашего православного народа. При его опеке и руководстве была создана Епархиальная комиссия по восстановлению прав Русской Православной Церкви во главе с энергичным викарием Владыки Иоанна епископом Тихвинским Симоном (ныне митрополитом Мурманским и Мончегорским). Одним из участников этой комиссии стал и я, что позволило мне иногда видеть Владыку и даже получить его благословение на полезную Церкви деятельность.
Обычно либеральные авторы в своих писаниях о митрополите Иоанне изображают его то этаким недалеким ультраконсервативным старичком-традиционалистом, то опасным нетолерантным националистом-реакционером. Оба образа являются злыми очернительными карикатурами. В моей памяти владыка Иоанн остался светлым добрым человеком, вместе с тем очень рассудительным и, когда нужно, критичным и строгим, и, главное, благородно простым и мудрым, всегда очень русским. Он справедливо критиковал работу нашей комиссии по возвращению зданий, ранее принадлежащих РПЦ.
Именно при нем, с помощью епархиальных средств мне удалось силами сотрудников НИИ комплексных социальных исследований СПбГУ, работавших тогда в очень тяжелых финансовых условиях, провести первое в истории нашего города репрезентативное и основательное социально-психологическое исследование религиозных проблем населения. Это и другие наши исследования показали, что за годы служения митрополита Иоанна число православных верующих в Петербурге выросло более, чем в два раза, достигнув 57,5%. Не могу не сказать о том, что после его трагической гибели постепенно процент православных в городе стал снижаться. Подвижническая деятельность владыки Иоанна, его противоборство либеральным ненавистникам Православия и России, всевозможным раскольникам, сектантам и русофобам, его доброта, доступность и помощь людям, умение своей верой и искренностью вдохновлять слушателей привлекали в православные храмы новых поборников Православия и новых граждан - патриотов своей отчизны.
Когда бываю в Александро-Невской Лавре, всегда стараюсь поклониться кресту на могиле Владыки. Между прочим, старец Николай Гурьянов обычно говорил паломникам из Петербурга: «Ну, зачем вы ко мне приезжаете, ведь у вас свой старец есть!», имея в виду владыку Иоанна. Именно он посоветовал отлить крест на иоанновской могилке из бронзы (два предыдущих деревянных в нашем климате долго не простояли). У этого креста всегда кто-нибудь есть и всегда горят свечи, всегда возложены (чаще всего скромные) цветы. А уж сколько народу приходит в день памяти митрополита Иоанна, причем идут с утра и до ночи, а батюшки непрерывно служат. Вся Россия представлена здесь: и стар, и млад, и простой трудовой люд, и бравые воины, и бородатые профессора, и бабушки, и девушки (даже модницы)… Такой своеобразный крестный ход... А ещё я мечтаю, что спадет пелена заблуждения с глаз наших чиновников-начальников и поднимется в нашем городе Святого Апостола Петра памятник народному Митрополиту Иоанну, и его имя появится в персоналиях деятелей Русской Православной Церкви на сайте Московской Патриархии, где оно почему-то отсутствует (подробнее о народной памяти о Владыке см. здесь).