Обличая грехи неделания

Размышления к 90-летию митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева)

ДелоРус 
0
1391
Время на чтение 7 минут
9 октября 2017 года приснопоминаемому Санкт-Петербургскому Архипастырю Иоанну (Снычеву) исполнилось бы 90 лет. В связи с этой годовщиной «Русская народная линия» осуществляет проект «Владыка Иоанн: каким он был...». В рамках цикла мы намерены опубликовать воспоминания и размышления собратьев-архипастырей, помощников и духовных чад, людей, лично знавших Владыку.

Предлагаем вниманию читателей «Русской народной линии» размышления автора книг «Облеченный в оружие света: Жизнеописание, подвиги и духовные наставления митрополита Иоанна» и «Ангел Церкви», посвященных Владыке, известного русского писателя, секретаря правления Союза писателей России Николая Михайловича Коняева:

За минувшие годы в нашей стране произошло столько событий, что, слушая теперь ура-патриотические выступления некоторых наших деятелей, уже и не вспомнишь сразу, с каким остервенением поносили они патриотизм два десятилетия назад, с каким упоением цитировали тогда слова английского лексикографа Самуэля Джонсона о патриотизме, как последнем прибежище негодяев...

И по-прежнему эти деятели на всех центральных телеканалах, куда, по-прежнему, никак не пробраться митрополиту Иоанну...

Но по-прежнему ясно и отчетливо звучит тихий голос митрополита и попрежнему его слышит вся Россия...

«Помни, русский человек, — Отечество твоё, ценой неимовер­ных жертв и страданий, ценой самоотверженного подвига отцов и дедов твоих — отстояло духовную самобытность. Под натиском богоборческих сил и соблазнов «общества потребления» пали некогда христианские государства Европы, разменяв «злато на черепки» — возвышенную духовность Божественной Истины на блеск супермаркетов и блудливый ассортимент «секс-шопов». Россия же — устояла. Сегодня она — обескровленная, преданная, обманутая, но всё еще страшная врагам своей нерастраченной духовной мощью — осталась едва ли не последним препятствием на пути триумфального шествия мирового зла, до времени скрывающего свою истинную личину под маской «демократии», «гуманизма», «прогресса»...

...«Имеющий уши да слышит». При всей противоречивости народной жизни в её безмерном разнообразии она всё же насквозь пронизана христианским мировосприятием. Его характернейшие черты — жертвенность, самоотверженность, тер­пение — позволили нашему народу пережить страшные испыта­ния последних восьми десятилетий, помогают и сейчас нейтра­лизовать, обезвредить злонамеренные эксперименты над стра­ной... 

...Причин для уныния и отча­яния у нас нет. Поводов — сколько угодно, а серьёзных, глубоких причин нет. Наоборот, всякий, знающий русскую жизнь не по романам истеричных литераторов и газетным передовицам, не может не понимать — именно сейчас, сегодня Господь даровал нам возможность начать возвращение из трущоб «цивилизованного» духовного варварства на свободу благодатных просторов Святой Руси» («Советская Россия», 30.12.92 г. Цитируется по книге «Одоление смуты», СПб, «Царское дело», 1995, стр. 47-51).

Четверть века назад сказаны эти слова, но разве хоть одно из них потеряло свое значение для нас, живущих в 2017 году? Конечно же, нет. Они звучат сейчас, кажется, еще актуальнее, чем тогда.

Владыка Иоанн всегда говорил правду. 

Говорят, что он часто повторял слова святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Помни, что Отечество земное с его церковью есть преддверие Отечества небесного».

Он говорил эту правду с такой детской открытостью и беззащитностью, что слова его превращались в деяние и становились неуязвимыми для нападок любых темных сил, оснащенных по последнему слову пиаровских технологий. 

И еще важно, что наполненные гигантским духовным содержанием слова митрополита Иоанна всегда адресовались не некому абстрактному русскому народу, а конкретно каждому православному человеку, живущему в России.

Своим духовным зрением митрополит Иоанн различал каждого отдельного человека, даже когда обращался ко всем сразу.

Это я могу подтвердить на основе собственного весьма кратковременного общения с Владыкой.

Помню, 24 мая 1994 года, мне суждено было побывать на конференции во дворце Белосельских-Белозерских.

Я только что вернулся из поселка Вознесенье, где целую неделю расчищал и заколачивал свой обгоревший – мальчишки залезли в подвал и устроили пожар! – родительский дом.

Настроение было паршивое, но доклад митрополита Иоанна - он объяснял, что двигаться вперед, значит развиваться в духовном отношении, говорил, что русский язык пронизан молитвой, и может выразить гораздо больше, чем хочется писателю! - как-то даже и утешил меня.  

Когда митрополит уходил, мы с Олегом Чупровым подошли к нему.

 — Владыка! — сказал Олег. — Мы газету писательскую начали издавать. Хотелось бы интервью с вами сделать для первого номера…

 — Нет-нет… — не останавливаясь, ответил митрополит. — Сейчас времени нет…

Я бы на этом и прекратил натиск, но Чупров оказался упорнее.

 — Владыка! У нас писательский дом сгорел (17 ноября 1993 года был подожжен и в результате пожара закрыт Дом писателя в Санкт-Петербурге. - Н.К.), — не отставая от митрополита, укорил он. — Мы погорельцы, а погорельцам, владыка, помогать надо!

И остановился, остановился митрополит Иоанн.

 — Погорельцы значит? — спросил он и зачем-то посмотрел на меня.

 — Погорельцы… — с чистой совестью подтвердил я.

Митрополит Иоанн вздохнул и, как часто бывало с ним, жертвуя своим временем, остановился и начал наговаривать интервью для нашей никому не ведомой газетки. 

«Я обращаюсь к русским писателям со словом увещевания, чтобы в своих творческих писаниях, в литературе изображали они реальность происходящего и давали бы осмысление всего происходящего. Надо больше показывать в произведениях ваших по­ложительные cтороны жизни народа русского для объ­единения всех православных и неправославных народов, живущих на территории нашей огромной страны, которая, верю в это, будет едина… 

 — Но ведь раскол, к сожалению, происходит на глазах… 

 — Раскол, увы, неизбежен. Почему? Потому, что много зла приносят правящие наши. С верой в Бога, в слово Истины надо бороться со злом… 

 — Потому, Владыко, мы, группа русских писателей, живущих в городе, и решили издавать свою газету — чтобы донести до читателя это слово истины… 

 — Дай Бог! Ведь ныне многая печать изолгалась — для неё не стало ничего святого и досточтимого, кроме сво­его лукавого пера. Пусть газета ваша живет и пишет по законам справедливости, то есть законам Божьим. Хочу только добавить — нельзя учредить Святую Русь ни указом, ни постановлением, ни на конференции, ни на съезде. Её можно только вымолить с покаянием и смирением. Только в таком случае сумеем мы удалить из нашей жизни отраву богоборчества, отличить друзей от врагов»…

Перепечатывая сейчас из нашей писательской газеты то давнее интервью, я думаю, что и оно ни в одном своем слове не утратило своего значения. 

Слова владыки, что нельзя учредить Святую Русь ни указом, ни постановлением, ни на конференции, ни на съезде, что Святую Русь можно только вымолить с покаянием и смирением — дорогого стоят.

Они для всех нас, нынешних, сказаны…

И тут, как ни горько говорить об этом, но надо сказать ещё об одном «обличенном» митрополитом Иоанном грехе русского патриотического движения.

Разные, порою значительные и крупные, а порою мелкие, пустые люди приходили к Владыке, произносили высокие слова, говорили о том, что надо создать… 

И Владыка благословлял их на открытие газет, университетов, обществ, а люди — некоторые из них! — уходили в недоумении и даже в обиде, отчего это Владыка не дал им средств, не выделил помещений, почему не организовывает то, что они предлагают, а «отделался» одним только благословением. 

Увы, увы… 

Далеко не у всех хватало сил, чтобы принять духовный меч, который по их же просьбе вручал им митрополит Иоанн.

Недостаточно было делателей среди тех, кто осаждал Владыку...

Причём, как это часто бывает с людьми, не способными к жертвенному служению, обиды на Владыку продолжали жить в людях и многие годы спустя. И если многие не вспоминали их, то совсем не потому, что осознали обличенный Владыкой грех неделания, а просто по русской традиции не говорить плохого о покойном.

Между тем, осознать и изжить греховность неделания нам ещё предстоит, и когда смотришь на людей, называющих себя патриотами и не желающих и шага сделать к объединению, понимаешь, что никаких политических побед, как бы ни хитрили вожди, одержать нам пока не грозит.

Вокруг Спасителя было немного учеников… 

Двенадцать апостолов, один из которых оказался потом предателем...
 
Но во главе их стоял Спаситель. И выросла созданная в три дня Церковь. 

И разрослась по всем народам и землям…

Конечно, политические партии и организации — не Церковь. Но и православность, и молитва должны же соединять людей, если они собираются выражать интересы православного народа…

Тем более, что и сейчас митрополит Иоанн для многих из нас продолжает символизировать борьбу с дьявольскими силами, обрушившимися на нашу Родину. 

Но Владыка — не только символ борьбы. 

Он еще и символ победы. 

Потрясенные потерями, удрученные нищетой, мы победили, а не проиграли. 
Осознание православия как корневой основы всей нашей жизни, совершившееся в наши дни не только в отдельных прозорливцах и подвижниках, а внутри достаточно большой, сравнимой по численности со всем народонаселением, прослойке общества, — гарантия спасения всего народа и всей России.  

Этому умению превращать свои личные поражения в Победы и учил нас митрополит Иоанн.

Поэтому-то голос его и слышала вся Россия.

Поэтому и сейчас его голос остается голосом всей России.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

12. Ответ на 9., Андрей Карпов:

При социализме в универсамах тоже были вполне нормальные пространства, При социализме не было такого перекоса в сторону торговли. Торговый центр не вырывался вперед по сравнению с культурными объектами.

А мне и сейчас так не кажется. И мне эти центры точно не представляются дворцами.
Lucia / 04.10.2017, 12:03

11. Ответ на 1., Lucia:

Что такое блеск супермаркетов?

Гы-гы....))) Кто бы спрашивал...))) Как это - ЧТО! Это как раз - ТО, что антисоветчикам так не хватало в СССР! В СССР, призывали "ПРОЛЕТАРИЕВ всех стран объединиться" и построить для себя нечто - "светлое коммунистическое", где всё будет - "для пролетариев и общенародным". А сегодня, сбылась заветная мечта всех антисоветчиков - БАРЫГИ всех стран объединились, разрушили СССР и теперь они, из России, делают для всех - один огромный, блестящий супермаркет, где главный идеологический лозунг - ВСЁ НА ПРОДАЖУ! В том числе - Родину и совесть. Сталин может и "тиран" был, но если бы тогда на его месте был Горбачёв, или Ельцын, то они, всё оружие порезали бы в угоду Третьему Рейху. А потом, один бы спился, а другой - уехал в Америку пиццу рекламировать. А если на месте Сталинских экономистов, были тогда Греф и Кудрин с Набиулиной, то все солдаты, что тогда поехали на фронт - платили бы за проезд из своего кармана. А так же - за питание и проживание в окопах и блиндажах. Одним из главных пунктов Идеологии государства СССР было: ДЕНЬГИ - ЗЛО! Сегодня учат всех, чтоб культивировали в себе только одно желание - как можно комфортнее протащиться от роддома до кладбища, максимально наполняя свой золотой унитаз и не забывали о - "священном праве" своей "прямой кишки" на самоопределение)))) Человек является губернатором Чукотки, а живёт в Англии. И никого это не заботит. Как не заботит и то, что он, всё что добывает из Чукотской земли - тратит на английский футбольный клуб и на супер-яхты)))) В коммунистическом Китае, чиновников за взятки расстреливают. Но у нас ведь нынче у власти не коммунисты, а либералы, а потому у нас, шоб воры-чиновники не воровали, им либеральненько - зарплату повысили!)))) Не помогло, блиннннн))) Все во власти воры, а выборы у нас - "честные"))) Раньше была - "советская пропаганда" и всех, всюду, обязательно КГБ-шник сопровождал. А нынче, всюду за людьми "Ухо Мацы" подглядывает и подслушивает и всех антисоветчиков это вполне устраивает. Главное, шоб опять - не КГБ!))) Вот такой, Люся - "блестящий супермаркет" получается, понимашшшшшшш)))
Туляк / 04.10.2017, 10:13

10. Re: Обличая грехи неделания

Вымолить Святую Русь... Давайте чаще будем смиренными молитвенниками,это по силам каждому .Жаль, что такие авторы не приглашаются в телестудии, где ныне засилье одних и тех же персон,которые,возможно, и патриоты России, но либеральной,а не православной.
Анатольева / 04.10.2017, 10:05

9. Ответ на 8., Lucia:

При социализме в универсамах тоже были вполне нормальные пространства,

При социализме не было такого перекоса в сторону торговли. Торговый центр не вырывался вперед по сравнению с культурными объектами.
Андрей Карпов / 04.10.2017, 10:05

8. Ответ на 7., Андрей Карпов:

И что плохого, что это не серые облезлые коробки?Плюс к этому ещё - высокие потолки и большие свободные пространства. Так сказать. объём, воздух - вот что главная роскошь для горожанина. И это здание общественного назначения, но - не культурного досуга. А магазин. Культурный досуг заменяется шоппингом... Жизнь рапсадается на две части: зарабатывание и потрата. И в той и в другой части человека не остаётся. человек полностью элиминируется...

При социализме в универсамах тоже были вполне нормальные пространства, но времени для покупок требовалось больше, потому что были очереди и поиски магазина, где хоть что-то есть тоже занимало время. Это не говоря о провинциалах, которые ездили за колбасой на электричках.
Lucia / 04.10.2017, 09:25

7. Ответ на 6., Lucia:

И что плохого, что это не серые облезлые коробки?

Плюс к этому ещё - высокие потолки и большие свободные пространства. Так сказать. объём, воздух - вот что главная роскошь для горожанина. И это здание общественного назначения, но - не культурного досуга. А магазин. Культурный досуг заменяется шоппингом... Жизнь рапсадается на две части: зарабатывание и потрата. И в той и в другой части человека не остаётся. человек полностью элиминируется...
Андрей Карпов / 04.10.2017, 07:46

6. Ответ на 4., Андрей Карпов:

я слышал, как возмущалась одна пожилая женщина,

Есть люди, которые всем недовольны. Вся эта "роскошь" стоит очень дешево - бетон на проволоке и сверху декор. Конечно, не навоз на прутьях, но идея та же. С кирпичными магазинами прежних веков не сравнить. И что плохого, что это не серые облезлые коробки?
Lucia / 03.10.2017, 19:38

5. Re: Обличая грехи неделания

Хорошо написал Николай Михайлович. И по сути, и по форме. Величаво написано, державно.

4. Ответ на 3., Lucia:

в смысле красоты и роскоши предшествующие века далеко обходят наше время

Когда открывали ТРЦ Колумбус пару лет назад, я слышал, как возмущалась одна пожилая женщина, говоря, что раньше деньги тратил на строительство дворцов пионеров, а сейчас на торговые центры... Понятия о красоте у каждого, конечно, свои. И каждого времени свои. Но ТРЦ получился довольно роскошным... По крайней мере, он обыгрывает отремонтированные станции московского метро, которые сделаны на скорую руку. Само сосредоточение роскоши там, где надо тратить деньги - это ведь философия... Философия прагматики. Вкладываемся в то, на чем зарабатываем... Дух эпохи... Именно в этом дело, а не в простом сопоставлении торговых рядов разных эпох.
Андрей Карпов / 03.10.2017, 14:49

3. Ответ на 2., Андрей Карпов:

Что такое блеск супермаркетов?Нынешние ТРЦ - дворцы. В советское время в таком стиле оформлялись именно дворцы - пафосные учреждения, но всё же имеющие явный культурный функционал. До революции так строили реальные дворцы.Итак, мы имеем тренд: частная жизнь - культурная жизнь общества - торговля.Торговля становится заменителем культурной и частной жизни. Вот это и есть "блеск супермаркетов".

ну, советское время опустим. а вот гостиный Двор почти в каждом городе - подороже будет, да и помонументальнее. Не говоря о Пассаже, о магазинахбр.Елисеевых. или тот же Апраксин двор, который так изгадили в советское время, в начале века ", стал крупнейшим в Европе по оптовому товарообороту". Вообще, в смысле красоты и роскоши предшествующие века далеко обходят наше время. Достаточно поездить и осмотреть остатки былой роскоши.
Lucia / 03.10.2017, 10:31
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Николай Михайлович Коняев
Современный классик, воспевший Россию от
Крещения до наших дней
30.09.2024
Нерукотворная ограда
К 75-летию писателя Николая Коняева
26.08.2024
Русское слово «Кондопога»
К годовщине со дня кончины писателя
15.09.2019
Остро стоит проблема «отцов и детей»
О причинах нарастающего межпоколенческого разрыва
29.06.2018
Белинский: за и против
Размышления о литературной критике в свете 170-летия со дня кончины известного критика и публициста 19 века
11.06.2018
Все статьи Николай Михайлович Коняев
ДелоРус
К 300-летию перенесения мощей св.блг.кн. Александра Невского в Санкт-Петербург
На Неве состоится реконструкция церемонии встречи мощей Александра Невского с участием кораблей петровского времени
03.09.2024
«Для нас важна победа не только над врагом, но и над собой»
В Санкт-Петербурге прошёл традиционный XIV Всероссийский молодежный военно-исторический форум «Александровский стяг»
05.07.2024
«Слава русскому оружию!»
В деревне Самушкино состоялся военно-патриотический фестиваль
18.06.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06