Белинский: за и против

Размышления о литературной критике в свете 170-летия со дня кончины известного критика и публициста 19 века

0
1280
Время на чтение 6 минут

8 июня отмечалось 170-летие со дня кончины критика и публициста Виссариона Григорьевича Белинского. Памятные мероприятия пройдут сегодня, 11 июня, в Пензенской области в музее-усадьбе В.Г.Белинского, который расположен в г. Белинский, сообщает портал СМИ58 со ссылкой на пресс-службу областного правительства.

Деятели культуры и историки подготовили обширную программу празднования. Так, с 11:00 до 11:20, у памятника В.Г.Белинскому пройдет Литературный митинг. В нем примут участие пензенские писатели и поэты, представители общественности, сотрудники музеев, краеведы.

С 11:20 до 11:30 народные умельцы Белинского района представят гостям и участникам праздника свою рекламную и сувенирную продукцию на Улице мастеров.

С 11:30 до 12:00 в мемориальном доме Белинских состоится театрализованная экскурсия Чембар... он всё тот же....

С 12:00 до 15:00 пройдут экскурсии по мемориальному дому Белинских. Артисты камерного поэтического театра «Голос поэта» представят зрителям программу о творчестве почитаемого критика.

Также запланирована музыкальная программа Белинский и музыка с участием артистов из г. Пензы.

О личности известного литературного критика и о современном состоянии литературной критики рассуждает в интервью «Русской народной линии» известный писатель, секретарь правления Союза писателей России Николай Коняев:

Виссарион Григорьевич Белинский сыграл гигантскую, хотя и очень неоднозначную роль в литературном процессе XIX века.

Это был недостаточно образованный, но чрезвычайно увлекающийся новыми западными идеями человек. При этом идеи эти он, как правило, воспринимал не из первоисточников, а из вторых рук, и тут же становился страстным популяризатором их.

В этом была его слабость и, как это ни парадоксально звучит, сила.

Философские системы (Фихте, Гегель, Фейербах), которые, опираясь на литературные произведения,  пропагандировал он, были не ясны ему окончательно, и он открывал в этих системах нечто совершенно новое и, порою, совершенно несоответствующее этим системам.

Но это как раз и увлекало читателей его статей. Они не просто внимали критику, а становились соучастниками его размышлений и заблуждений.

При этом, поскольку  опирался Белинский на   художественные тексты, читатели приучались смотреть на них, не просто как на источник эстетического наслаждения, а как на средство познания и преображения современной им действительности.

Можно сказать, что в каком-то смысле Белинский открывал читателю это свойство русской литературы и более того, он побуждал самих писателей активнее развивать его.

В результате  повышался читательский интерес к реалистической литературе, и Белинский - можно смело говорить об этом! - был катализатором ее развития и усиления влияния ее на умы читателей.

Но при этом нельзя забывать и о том, что превратившись в итоге в принципиального западника, Белинский как бы отрубал от русской литературы все то, что не вмещалось в его западно-социалистические построения, и это оказывало если не негативное, то во всяком случае нежелательное воздействие на литературный процесс, на все развитие русской литературы, и русской общественной мысли.

Мало того, что в результате оказались задвинутыми многие интересные писатели, перекрытыми многие пути, по которым могло пойти развитие национальной художественной мысли, но пострадали и сами наши великие классики.

Пропагандируя западнические воззрения, Белинский, сам того не сознавая, подтягивал русскую литературу к западным образцам, которые совершенно не соответствовали глубине и масштабу великих русских писателей. Безусловно, Белинский что-то делал для продвижения творчества Гоголя, Гончарова и Достоевского, но в своих воззрениях он всегда оставался мельче и не способен был охватить всю полноту национальной жизни, заключенную в произведениях этих писателей.

Само по себе это было бы не так уж и страшно, если бы речь шла о каком-то другом критике, но Белинский как бы определял, как бы возводил в закон свое понимание.

Понимание Белинским того же Гоголя, безусловно, повлияло и продолжает влиять на восприятие Гоголя читателями и сейчас. До сих пор многие воспринимают бессмертную поэму «Мертвые души» лишь как обличение косности, произвола и бюрократизма николаевской России, и не замечают той поразительной, глубинной красоты русской жизни, что запечатлена Гоголем.

Да и как мог  быть воспринят  Белинским Гоголь во всей его идейной и художественной полноте, если он сам признавался, что «в словах Бог и религия он видит тьму, мрак, цепи и кнут».

Ф.М. Достоевский говорил, что Белинскому, как социалисту, прежде всего следовало низложить христианство; он знал, что революция непременно должна начинаться с атеизма. Ему надо было низложить ту религию, из которой вышли нравственные основания отрицаемого им общества.

Этот, я бы сказал, придуманный атеизм и не позволял Белинскому проникнуть в ту глубину русской словесности, где вся она становилась литературой православного реализма, повествующей о спасении героем своем своей души или погублении ее.

И Белинский находил выход, упрощая, а зачастую и принижая многие великие произведения, с которыми он работал. Думается, если бы он дожил до «Братьев Карамазовых», то разнес бы в пух и прах бессмертное произведение Фёдора Михайловича. Для Белинского и Федор Достоевский и Лев Толстой были бы чужими писателями...

Теперь о современном состоянии критики.

Мы уже говорили, что даже тенденциозная критика Белинского служила тем не менее мощным катализатором литературного процесса.

Сейчас ничего похожего на Белинского нет.

И связано это не с отсутствием дарований, способных стать настоящими литературными критиками, или общественного запроса, а с той общественной ситуацией, в которой мы оказались. Отсутствие критики - это не стихийное проявление, а закономерный результат целенаправленной деятельности по разрушению связей как в самом обществе, так и между регионами нашей страны.

Что произошло? Литературная критика не может существовать без периодики.

Можно, конечно, написать книгу о романах, которые выходят сейчас, но кто будет её читать?

Белинский появился в периодике, и если поначалу его статьи воспринимались как приложение к художественному содержанию номера, то потом происходило наоборот - вначале читались его статьи, а уже потом художественные произведения.

Сейчас критик уже не может придти так к читателю.

Некому будет просто задуматься над его статьями.

Микроскопические тиражи журналов не способны раскидать зерна будущей общественной дискуссии по той простой причине, что слишком мала вероятность встречи двух читателей одного журнала.

Даже если мне скажут, что, например, в журнале «Знамя» появилась интересная статья, как я прочитаю ее, если уже больше десяти лет вообще не видел этого журнала. Можно, конечно, поехать в Публичную библиотеку. Но для этого требуется усилие, на которое далеко не все (и я в том числе) способны.

А раньше периодика не только продвигала к читателю художественные произведения. Она еще и объединяла и страну, и общество.

Интересные статьи читали  во Владивостоке и в Бресте, читали министерские служащие и сельские учителя...

В результате вся страна объединялась, соглашаясь или не соглашаясь с литературным критиком, и результат не ограничивался разговором о литературе, происходило осмысление общественно-политических процессов, фиксировались новые вызовы и тенденции.

Понятно, почему разрушение периодики, работавшей на единство страны, произошло в девяностые годы, тогда разрушались все механизмы объединения.

Но почему государство не делает ничего, чтобы возродить их сейчас, когда необходимость во всемерном объединении ощущается и декларируется и на высшем государственном уровне?

Опять-таки налогоплательщик (или неплательщик) с клиповым мышлением, которого и воспитывают интернет-сайты и телевизионные шоу, был просто необходим властям в девяностые и нулевые годы, но как с таким человеком решать продекларированные на нынешнем этапе истории задачи?

Понятно, что возрождение художественной периодики, а вместе с нею и литературной критики, требует государственных дотаций, а у нас пока чиновники склонны полагать, что и воспитанием патриотизма желающие будут заниматься на общественных началах.

Но нет...  

Надежда на то, что все заменят, не требующие государственной поддержки интернет и телевизионные шоу - и призрачна, и обманчива.

В том числе и экономически.

Сейчас уже государство тратит на борьбу с разными неугодными сайтами больше, чем раньше тратилось на создание безопасного духовного и государственного пространства.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

4. Re: Белинский: за и против

Из-за таких, как Белинский даже Тургенев уехал. Диктат граждансттвенной тоски задушил много талантов.
Lucia / 12.06.2018, 10:17

3. Re: Белинский: за и против

Ничего, теперь все хлебают их телевизионной помойки.
Lucia / 12.06.2018, 08:19

2. Re: Белинский: за и против

Хорошо написано. Просто и понятно. Молодец, Николай Михайлович. Не стареют душой ветераны.

1. Сейчас критик уже не может придти так к читателю.

Критик и сейчас может придти к читателю и периодики для этого совершенно не обязательно. Но критик должен быть честным, не фальшивить, не называть чёрное белым. Но таким человеком быть ныне не то что не комфортно, но и опасно. Да и нет в народе потребности на честное слово, народ нередко сам обманываться рад. Сплошное одобрям-с. В век интернета периодика себя изжила, периодика это перевод тысяч тонн бумаги, это кое-кому приличный бизнес. Добротную хорошую статью нет проблемы скопировать и потом разбирать её по буквам. Авторитет писателя и критика это не миллионные тиражи, а честность. Жить не по лжи, как говорил Солженицын. Если даже под Солженицына начинают копать, какая же тут честность. А ложь рождает апатию у населения. Апатию ко всему. Даже к рывку готовы. На словах.
Hyuga / 11.06.2018, 19:26
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Николай Михайлович Коняев
Современный классик, воспевший Россию от
Крещения до наших дней
30.09.2024
Нерукотворная ограда
К 75-летию писателя Николая Коняева
26.08.2024
Русское слово «Кондопога»
К годовщине со дня кончины писателя
15.09.2019
Остро стоит проблема «отцов и детей»
О причинах нарастающего межпоколенческого разрыва
29.06.2018
Нобелевка оскандалилась
Скандалы в Шведской академии в области литературы еще раз продемонстрировали ангажированность этой премии
13.04.2018
Все статьи Николай Михайлович Коняев
Последние комментарии
Второй ответ архимандриту Тихону (Затекину)
Новый комментарий от Фиалковский
20.12.2024 21:11
Когда Катехон молчит
Новый комментарий от Игорь Ал
20.12.2024 19:59
«Мы можем и должны остановить своё вымирание»
Новый комментарий от Русский человек
20.12.2024 17:45
Прямота и честность на фоне острых вопросов
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
20.12.2024 17:20
Когда же придёт царь?
Новый комментарий от влдмр
20.12.2024 17:11
Два чуда Воскресения Христа: мощи пошли, и огонь сходит
Новый комментарий от влдмр
20.12.2024 17:06
Что не так с критикой шовинистов
Новый комментарий от С. Югов
20.12.2024 16:02