В последние недели активизировалась борьба здравомыслящих сил России против выхода на большой экран фильма «Матильда». Слышны голоса не только православной и консервативной общественности страны, но и представителей других традиционных конфессий. Высказавшись по данному поводу в годовщину мученической кончины Святых Царственных Страстотерпцев 17 июля 2017 года в памфлете «Вызовы духовному возрождению России», посчитал необходимым детальнее раскрыть свою общественно-политическую позицию.
Для всех очевидно, что в фильме вольно и беспардонно интерпретируются эпизоды, связанные с личной жизнью последнего Российского Императора Николая Второго, причем в целом сюжет картины имеет мало общего с реальными событиями и представляет собой произвольную модернистскую трактовку биографии Монарха.
В то же время находятся защитники этого так называемого произведения, которые объясняют все выдуманные пассажи режиссера Алексея Учителя тем, что фильм - художественный, и это, по их мнению, дает право его создателю на воплощение любых фантазий на тему выбранного сюжета.
Но тогда почему он сделал героем своего фильма реального человека, а не выдумал его так же, как всё то, что представил на экране? Ведь из множества свидетельств современников, очевидцев событий того времени история не донесла до нас ни одного указания на то, как развивался роман будущего Императора с балериной Матильдой Ксешинской, и можно ли вообще назвать их общение в полном смысле романом?
Авторы кинопасквиля об Императоре не только не удосужились ознакомиться с реальными фактами из его жизни или хотя бы обратиться за консультацией к профессиональному историку, они даже не прочитали дневников Государя и Матильды, в которых подробно рассказано об их отношениях в красивой, достойной и выразительной форме.
Неужели создатели фильма не понимали, что, основываясь на реальных фактах из жизни Николая Александровича, можно было создать прекрасную историческую киноэпопею, которая имела бы шанс стать «памятником» не столь далекому прошлому императорской России, могла бы послужить одним из аргументов для примирения уже современных защитников красной и белой идей? Давно уже пора закончить с той давней враждой. Время за последние сто лет расставило все на свои места.
Но нет же, гражданину Учителю такое даже в голову не могло прийти. В его задачу не входила достоверность, проникновение в историческую правду.
С чьей-то подсказки, по злому умыслу или, может быть, по чьему-то заказу в год столетия Октябрьской социалистической революции, или, как пишут современные авторы, Октябрьского переворота - катастрофичного для страны слома многовекового русского общественного уклада, от последствий которого мы до сих пор не можем оправиться, Алексей Учитель создает заранее провокационный фильм, который, вне всякого сомнения, по продуманному расчету его авторов, должен расколоть наше общество. И нельзя забывать, что этот раскол может быть особенно опасен накануне новых президентских выборов.
Очевидно, что фильм - полностью сфабрикованная ложь на Государя Императора, но Учителю этого мало, в своем произведении он порочит его Супругу, откровенно клевещет и оскорбляет память Императрицы - Страстотерпицы Александры Феодоровны.
Для него не важно, что большинству из нас, простых российских граждан, знакомых с историческими источниками тех лет, хорошо известно, что Российский Император являлся скромнейшим, интеллигентнейшим, нравственно чистым человеком, прекрасным семьянином: он был замечательным мужем, отцом своего семейства и всей нации. Таким он остается в сердцах, мыслях и памяти миллионов русских людей.
Исторические документы, воспоминания современников говорят нам о том, что Семья Государя являла собой истинный образец христианской добродетели и морали.
С другой стороны, с неточной подачей исторического материала в художественном произведении в некоторых случаях можно смириться, но это возможно только тогда, когда речь идет о каких-нибудь не столь известных людях и событиях. Здесь же фильм посвящен не просто реальным историческим лицам, а Всероссийскому Императору, являвшемуся согласно Основным Законам Империи Главой Русской Православной Церкви, Помазанником Божиим, причисленному к лику Святых, поэтому подходить к интерпретации такой деликатной темы, как его личная жизнь, без соответствующих консультаций специалистов-историков, священнослужителей, просто невозможно. К тому же в подобном случае следовало получить благословение Церкви, поскольку речь идет о Главе Православного Государства и Святом.
Но такой задачи режиссер Учитель и его соратники перед собой не ставили. Зачем обращаться к Церкви, заранее зная, каков будет ответ? Поэтому и пошли авторы фильма по заведомо ложному пути и сумели убедить чиновников из министерства культуры, что в год столетия революции ими будет сниматься интересный фильм про последнего Русского Царя.
Когда же эти чиновники от культуры вместе с министром поверили маститому художнику, то оказались у него в заложниках. Теперь они пытаются реабилитироваться за допущенный промах, мотивируя свое согласие на создание и прокат подобного произведения тем, что в нашем демократическом государстве нет цензуры. Но цензура у нас всегда была, есть и будет, потому что по большому счету цензура - это совесть человека, тем более художника, который создает свое произведение для широкой аудитории. И чем известнее и знаменитее мастер, тем больше ответственности ложится на него, тем острее и обнаженнее должна быть его совесть.
В случае же с «Матильдой» получается, что режиссер Учитель поставил перед собой другую, не подчиняющуюся совести цель - дискредитировать образы канонизированных Святых, прославленных Страстотерпцами Императора и Императрицу, показать их людьми распущенными, живущими по велению низменных чувств, расположенными к таким грехам, с которыми никак нельзя обрести Святость.
Любой фильм формирует у зрителя некое представление о том, что показано на экране. Фильм Алексея Учителя направлен на то, чтобы, с одной стороны, показать Российского Императора и его Супругу личностями неадекватными, духовно незрелыми, с другой - почитающих их современных православных русских людей - толпой невменяемых фанатиков с низкими интеллектуальными способностями, не осознающими окружающую их реальность. Таким образом, фильм «Матильда» - это не просто искажение российской истории, это плевок в сторону всего российского народа и навязывание нашему обществу иного, разрушающего российский менталитет восприятия жизни.
Так и хочется спросить гражданина Учителя словами известного киношного героя советского периода: «На кого вы работаете, господин хороший? На чью мельницу льете воду?»
Вызывает удивление и настойчивое пожелание соратников и единомышленников Учителя, чтобы потенциальный зритель сначала посмотрел фильм, а потом уже его оценивал. «Сначала смотрите, а потом говорите!» - твердят они. Но это - циничное лукавство.
Во-первых, по названию фильма и его анонсу вполне ясно, что речь идет о юношеском увлечении Николая Александровича балериной Матильдой Кшесинской. Однако не все знают, что оно закончилось ещё до женитьбы Государя. Во-вторых, о содержании фильма можно судить по рекламному ролику. В таких роликах, как правило, показываются наиболее значимые эпизоды картины, и по ним можно легко понять, о чем идет речь, и проанализировать в целом содержание фильма.
Еще в прошлом году я несколько раз просматривал 2,5-минутный трейлер, объясняющий содержание фильма. Трейлер показал мне будущего Императора Николая Александровича совсем другим человеком, чем знаю его я, знают миллионы наших сограждан, которые учились в школе, читали хорошие книги, знакомились с историей страны по различным фото-, видео- и письменным источникам.
В фильме Государь предстает перед зрителем как неуравновешенный неврастеник, который от патологически-похотливой любви к балерине Кшесинской совершенно теряет голову и совершает самые несуразные и не подобающие его положению и статусу поступки. Почему и зачем воспаленное воображение режиссера придумало такую сюжетную интригу - непонятно.
Полностью согласен с выводами комиссии, к которой обратилась депутат Государственной Думы Н.В.Поклонская, что авторами фильма был создан «уничижительно-очерняющий образ Николая II как неадекватного и нравственно растленного человека, не обладающего внутренними нравственными ограничениями», «ставящего сиюминутные личные интересы сексуального удовлетворения в крайне сомнительных и социально-порицаемых с нравственной точки зрения обстоятельствах (при традиционном для России и русского народа понимании общественной нравственности) выше интересов Российского государства и репутации правящего Дома Романовых».
Кинематографический образ Александры Фёдоровны тоже поражает своей психической неуравновешенностью и неадекватностью. В фильме она предстает как нравственно бессильная, порочная женщина, погрязшая в вульгарных, социально порицаемых и неприемлемых с точки зрения православия оккультно-религиозных предрассудках и практиках, в том числе относимых к сатанизму (имеются в виду ритуалы так называемой чёрной магии с использованием человеческой крови). То есть по трейлеру можно понять, что Императрица якобы совершала действия, абсолютно несовместимые с христианством и враждебные христианству. И так показана женщина, которая отличалось исключительной набожностью и христианским смирением!
Но как вообще можно было подходить к такой деликатной теме, как личная жизнь последнего Российского Императора, человеку, не имеющему опыта духовной жизни, не понимающему ее законов, никогда не слушавшему Церкви? Как может судить о характере и мыслях глубоко верующего православного Императора тот, кто не понимает, что есть места, к которым нельзя прикасаться «грязными руками и с пошлыми мыслями»?
К сожалению, некоторые творческие индивидуумы, пытаясь влиять на мировоззрение людей с позиции идеалов нашего развращенного двадцать первого века, становятся проводниками новых норм морали и нравственности, которые насаждаются у нас в стране.
Осознает ли такой «художник», против кого он выступает в своем творчестве? Кого хочет уничижить?
Святой Царственный Страстотерпец, Государь Император Николай Второй является символом нашей страны, он символ прошлой, ушедшей исторической эпохи. Он был и остается духовным символом России, «символом Иисуса Христа», как говорил о Государе Святитель Николай Сербский.
Создатели фильма бесцеремонно, без стеснения, без зазрения совести, цинично и пошло обошлись с памятью выдающегося Человека нашего Отечества. Без сомнения, этот фильм затрагивает духовные, нравственные ценности нашего народа и оскорбляет нашу историю.
Разве могло нечто подобное произойти, например, в Великобритании? Возможно ли, чтобы какой-нибудь режиссер, гражданин этой страны поставил фильм, основанный на нездоровых фантазиях автора, о жизни молодой королевы Елизаветы Второй? Чтобы он показал на экране сцены якобы из ее жизни, порочащие Британскую королеву? Это было бы вершиной кощунства по отношению к Главе государств Британского Содружества - монарху, верховному носителю исполнительной власти, верховному главнокомандующему и символу Великобритании. Именно символу, поскольку Королева Британии является духовным символом страны так же, как и Государь Император Николай Второй был символом России. Символы не могут быть оскверненными, тем более, если они еще и Святые!!!
Духовные символы являются опорой в жизни человека, гражданина своей страны, способствуют его самоидентификации по отношению к своей родине, своему народу. Если убрать этот стержень, государство обвалится, как карточный домик, и наши противники это хорошо знают.
Именно поэтому враги России и пятая колонна, точнее - кучка либерально-тусовочной культурной общественности, в один голос утверждают, что фильм надо посмотреть, прежде чем давать ему оценку. Вопрос - зачем, если и так все понятно? Да все очень просто - задача создателей фильма состоит в том, чтобы он вышел на большой экран под любым предлогом.
Вот здесь и кроется разгадка. Большинство наших граждан давно перестали задумываться о том, что такое кинематограф. А ведь еще сто лет назад вождь мирового пролетариата В.И. Ленин говорил о нем как о «важнейшим из всех искусств», которое является самым сильным и мощным по воздействию информационным оружием, агитатором, пропагандистом и организатором широких рабочих, крестьянских и интеллигентских масс. Уже тогда руководство страны понимало, что кинематограф является величайшим изобретением человечества, способным учить, воспитывать, наставлять, убеждать, и главное - формировать мировоззрение людей.
Мы же в течение последних десятилетий напрочь забыли об этом и с детской наивностью повторяем, как мантру, призыв так называемых свободных художников: «Граждане, не вмешивайтесь в искусство, дайте творить кому угодно и что угодно! Будьте толерантны! Уважайте права всех, кем бы они ни были - преступниками, извращенцами, лжецами...» Как будто это новое вседозволенное искусство предназначено не для нашего с вами потребления, не для наших детей, а для каких-то пришельцев из других галактик. Наша удивительная беспечность развязывает руки различным проходимцам и недругам нашей страны.
Я не удивлюсь, если на следующий год фильму «Матильда» будет присуждена Премия «Оскар» как лучшему зарубежному фильму, а к концу года гражданина Учителя выдвинут кандидатом на соискание Нобелевской премии мира с формулировкой: «За оказание помощи в разрушении морально-нравственных основ российского общества как общества представляющего опасность для всего цивилизованного мира», с припиской, что этот шедевр был сделан за деньги самого же российского правительства.
Демонстрации фильма на большом экране добиваются либеральная тусовка и враги России, которых сегодня можно смело назвать «врагами народа».
Как известно, наша молодежь мало читает книги, но зато поглощает массу сомнительной информации из интернета и других цифровых источников. Фильм «Матильда», воспринятый таким информационно зомбированным неокрепшим сознанием, способен сформировать у него искажённые представления о Государе Императоре и его семье, закрепить в голове молодого человека мнение, что увиденное на экране является истинным. Фильм будет для него вполне достаточным основанием, чтобы сделать свой вывод о жизни и деятельности последнего российского императора, создаст в его представлении примитивный образ государя как беспринципного и безнравственного человека с его слабостями.
Мне кажется, что для таких зрителей, для тех, кто захочет непременно посмотреть фильм «Матильда», следует предоставить различные площадки, закрытые клубы или даже выделить некоторые кинотеатры, где перед началом фильма им будет показан пятиминутный документальный ролик о реальной деятельности Государя Императора и жизни его Семьи. Пусть зритель сам сравнит.
Говоря о фильме «Матильда», несущем в себе разрушающее, безнравственное начало, следует сказать и о другой опасности. Уже сейчас ясно, что под предлогом борьбы с запретом показа фильма враги нашего народа стараются поставить под удар православную общественность и православных активистов. Для этого организовываются провокации, во время которых православных обвиняют в том, что они якобы всеми методами, в том числе недозволенными, нарушают порядок в государстве.
На самом деле под личиной псевдопатриотов действуют и будут действовать деструктивные силы из пятой колонны, задача которых всячески компрометировать православную общественность и Русскую Православную Церковь. К тому же не следует забывать, что многие средства массовой информации находятся в руках либеральной тусовки, и они по своим каналам постараются сделать все, чтобы к выборам президента страны дестабилизировать российское общество, вызвать недовольство в стране и создать протестные настроения в обществе.
Готовится тот же сценарий развития событий, который использовался сто лет назад. Поэтому нам, всем здравомыслящим людям страны, надо объединяться вокруг Православной Церкви, а нашему священноначалию пора дать серьезную оценку надвигающемуся информационному цунами. Это поможет нам избежать новых социальных потрясений в обществе, которых за сто прошедших лет было немало.
Мы понимаем, что сегодня нашему Президенту нелегко. Ему нужна опора в его решительных действиях по укреплению социальной и экономической жизни государства, ему необходима поддержка православного народа, готового открыто отстаивать интересы России. И мы, я уверен, эту поддержку сможем ему дать и будем готовы отстаивать свою позицию. Времени осталось мало. Будем бдительны, как говорил еще Юлиус Фучик. С Богом!
Владимир Азаров, председатель Межрегионального общественного движения «Православная Русь», член Союза писателей России, кандидат политических наук, ветеран локальных войн и вооруженных конфликтов
6. Лев Троцкий научил Учителя снимать фильмы?
5. Ответ на 4., Владимир Анциферов:
4. Ответ на 2., Андрей:
3. Ответ на 1., Михаил Москва:
2. Мои поздравления
1. Re: «Матильда» как вызов духовному возрождению России