itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«Друг, как ты оказался здесь?»

Слово в Неделю 14-ю по Пятидесятнице

Пастырская проповедь 
0
754
Время на чтение 5 минут
Мы слышали сегодня за литургией Евангелие о званых на пир, притчу о Царстве Божием, которое Господь уподобляет некоему человеку, пригласившему всех на великий праздник — на брак своего сына. Мы видим, что они отказываются, потому что заняты важными делами: у одних — поле, у других — торговля, у третьих — еще что-то. И посланников встречают оскорблениями, избивают, а кого-то даже убивают. Тогда этот человек, разгневавшись, отправляет армию, которая жестоких убийц наказывает смертью и город подвергает огню. «И град их зажже» — так звучит по-славянски, и мы сразу видим, как горит этот город.

В этой притче Господь, также как и в притче о злых виноградарях, прежде всего говорит о богоизбранном народе, который в первую очередь приглашает Господь на пир Cвоего Царства. Издалека приглашает — из глубины веков, заранее зовет на тот пир, который готовится Царем Небесным для рода человеческого. И вот приходит Сын Божий и зовет этот избранный народ последовать за Ним, и они отвергают Его с презрением.

Тогда, как сказано в притче, Господь посылает своих вестников на распутья, на дороги, чтобы позвать всех, кто только сможет придти. Люди, которые находятся на дорогах и распутьях, — это язычники и грешники, не думавшие, конечно, что Господь сподобит их такой чести.

Мы видим, какое страшное наказание ожидает тех, кто отвергает Господа. Иерусалим в 70‑м году был сожжен дотла, когда римские войска окружили его и разрушили до основания, не оставив камня на камне. И даже плуг прошел посередине этого города, чтобы не осталось никаких следов от него. То, что Господь говорит в притче, исполняется в жизни. Исполнилось с богоизбранным народом, который был рассеян, и в течение всей истории человечества подвергается наказанию. Время от времени Господь напоминает о Своих словах.

Так произошло с русским народом, богоизбранным за православие. Когда он отвергся Христа Бога, спасительной веры — православия, с ним случились страшные несчастья, которые не прекращаются до сегодняшнего дня. Из одной беды мы попадаем в другую, горшую. Плохо живется сегодня людям, которые оставили Господа.

А между тем, Господь призывает, как мы видим, не куда-нибудь, а на праздник. Вера христианская — не что-то унылое, как иногда говорят наши недруги, а это именно радость. Человек приглашается к радости, и то, что он теряет, когда не следует за Господом, — это радость, без которой он не может даже исполнить до конца свое предназначение. Но самое страшное наказание, говорят святые отцы, — это не муки ада, не скорби, которые мы претерпеваем сегодня. Самое великое наказание — это быть лишенным радости, которую Господь приготовил для нас. Соедините тысячу геенн, говорит святой Иоанн Златоуст, это ничто по сравнению с тем, чего лишается человек, не достигая рая Божия. Господь предупреждает, что эта радость столь велика, столь значительно то, что Господь хочет нам предложить, что все остальное, все наши заботы и труды должны отступить на второй план.

Мы должны искать прежде всего Царства Божия и правды его в надежде, что все остальное, несомненно, заботой Божией приложится. А если мы будем поступать наоборот, то все и будет у нас наоборот. И эти люди, которые не пошли на пир, не потому отказались, что их ожидало какое-то греховное развлечение, а потому что они были заняты очень серьезными, ответственными земными делами. Но оттого что земные заботы для них были более значительными, чем то, что Господь им предложил, они забыли о вечном. Они сосредоточились целиком на том, что видимо, и утратили невидимое. Оказывается, люди могут столько забот прилагать к тому, как обустроить свою жизнь, что о самой жизни могут просто забыть. И здесь она распадается, и в вечности не будет жизни.

Будем помнить, что Господь призывает нас на праздник радости не за какие-то наши труды и заслуги. Потому что — посмотрите — люди, к которым в конце концов обратился устроитель пира, были язычниками и грешниками, и не могли думать, что они могут такое заслужить. Но приходит господин — Господин жизни нашей — и предлагает нам все, что есть у Него. Предлагает войти в радость Своего Божественного Сына. Всем людям без исключения предлагает. И всем раскрыта дверь, как двери храма раскрыты для всех.

Всех призывает Господь, но это не значит, что мы можем придти как угодно на это приглашение. Хозяин дома видит одного одетого не в брачную одежду. «Друг, как ты оказался здесь?» — спрашивает он его. Тот же молчал. Тогда хозяин повелел, чтобы его связали по рукам и ногам и выбросили во тьму внешнюю.

Эти слова напоминают нам о том, что хотя все мы приглашены в дом Господень на пасхальный пир Его Царства, мы должны позаботиться о том, чтобы принести с собой жизнь, которая соответствовала бы любви Господней. Чтобы не просто пришли сюда и остались такими, какие мы есть, потому что, как говорят святые отцы, человек, который встретил однажды Христа и узнал о Его любви, о Его благодати, не может дальше жить такой же жизнью, какой он жил до этого.

Вот мы пришли сегодня в храм Божий, к причастию Святых Христовых Тайн. Кто из нас сегодня в брачной одежде? Это особое место, в особые одежды должны быть облечены наш ум и сердце. То есть в страх Божий, веру, чистоту, смиренное терпение всех обстоятельств нашей жизни, в благодарность Господу. Без этого, без покаяния мы не имеем права приблизиться ко Господу, переступить порог церковный. Молитвы ко святому причащению как раз напоминают нам о брачной одежде, которой мы не имеем. Как мы молимся на Страстной Седмице: «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный. И одежды не имам, да вниду в онь. Просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя». Только Господь может дать нам эту одежду, если есть осознание того, что происходит с нами, и истинное покаяние.

Мы видим в мире все большее пренебрежение к словам Господа. У католиков, например, все чаще литургию (мессу) служит священник, который порой даже в священнические одежды не облачен, а просто в светском костюме — чтобы якобы «быть ближе» к людям и «понятнее». И облатки — то, что обозначает таинство Христово, — могут раздавать какие-нибудь девицы в джинсах. К таинству могут приступать люди просто с улицы, туристы какие-нибудь, без всякой подготовки. Ну и, конечно же, пост отменен в этой Церкви. Не только Великий пост — даже евхаристического поста не существует. Человек, выпив чашечку кофе, позавтракав, приходит к Чаше Христовой. Не в брачной одежде совершает священник литургию, и не в брачной одежде приступает к ней вся Церковь.

Но и с нами может происходить то же самое, когда мы, не подготовившись, прямо с улицы входим в храм: «Сегодня воскресный день, значит мне нужно снова причаститься». Сколько бы ни говорил священник, сколько бы ни напоминал, что это великое таинство, что нужно испытывать свою совесть, что нужно молиться не внешне, прежде чем приступать к нему, чтобы не в суд и во осуждение было нам причащение, как сказано в притче о человеке, попавшем на пир не в брачной одежде. Подготовка к причастию — это не только наша личная молитва, исполнение правила, которое установили святые отцы. Если мы хотим на подлинной глубине приобщиться празднику Господню, мы должны глубоко осмыслить то, что Он говорит сегодня в притче.

Постараться увидеть судьбы других людей, народов, судьбу своего Отечества в свете этих слов, понять, насколько зависит все от того, как мы приступаем к приглашению Господню. Если бы каждый из нас, если бы вся Церковь пришла в храм Божий с такой подготовкой, с таким покаянием, с таким осознанием дара Христова — тогда на земле начались бы великие перемены, говорит преподобный Силуан Афонский. Тогда совершилось бы дивное в наших сердцах и в жизни всей Церкви, в судьбах Отечества нашего, и всего мира.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

3. таинство

А мы точно знаем что такое причастие?

2. Re: «Друг, как ты оказался здесь?»

"У католиков, например, все чаще литургию (мессу) служит священник, который порой даже в священнические одежды не облачен, а просто в светском костюме — чтобы якобы «быть ближе» к людям и «понятнее». И облатки — то, что обозначает таинство Христово, — могут раздавать какие-нибудь девицы в джинсах. К таинству могут приступать люди просто с улицы, туристы какие-нибудь, без всякой подготовки. Ну и, конечно же, пост отменен в этой Церкви. Не только Великий пост — даже евхаристического поста не существует. Человек, выпив чашечку кофе, позавтракав, приходит к Чаше Христовой" У еретиков и никаких таинств нет. Таинства только в Церкви Христовой совершаются.
М.Яблоков / 10.09.2017 14:45

1. Когда он отвергся Христа Бога, спасительной веры — православия, с ним случились страшные несчастья, которые не прекращаются до сегодняшнего дня. Из одной беды мы попадаем в другую, горшую.

Не совсем отвергся и на счёт того что "попадаем" хотелось-бы поподробнее. Почему-то очень важный момент постоянно упускается в проповедях . А интересно было узнать, как так получилось, что русский народ попал под гнёт большевиков (в своё время) и почему (при нынешнем времени) большевики продолжают всем управлять и творить беззакония пуще прежнего....
eka / 10.09.2017 09:38
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Протоиерей Александр Шаргунов
Екатерина значит «чистая»
7 декабря — память святой великомученицы Екатерины
07.12.2022
Какое дивное богатство – быть человеком
Слово в Неделю 25-ю по Пятидесятнице
04.12.2022
О нашей надежде
4 декабря — Введение во Храм Пресвятой Богородицы
03.12.2022
Есть скорби, которые утешить может только Бог
2 декабря — икона Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение»
02.12.2022
Человек Церкви
2 декабря — память святителя Филарета Московского
01.12.2022
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Пастырская проповедь
Почему началась война?
Проповедь
05.10.2022
Кто хочет душу свою спасти, тот погубит её
Слово в день памяти святых мучеников и исповедников благоверного князя Михаила Черниговского и болярина его Феодора
03.10.2022
Дар и ответственность нераздельны
Слово в Неделю 16-ю по Пятидесятнице
02.10.2022
Приближаются великие испытания
Слово в Неделю по Воздвижении
01.10.2022
Все статьи темы
Последние комментарии
Европа достигла дна, но мы снизу постучались
Новый комментарий от Сергей
08.12.2022 16:35
Бегство
Новый комментарий от Сергей
08.12.2022 16:28
Про «культуру»
Новый комментарий от Сергей
08.12.2022 16:01
Краткая история Хаоса
Новый комментарий от Сант
08.12.2022 14:34
Ответ молодому романтику-коммунисту
Новый комментарий от р.Б.Алексий
08.12.2022 13:33
Ревизия государственной тайны
Новый комментарий от Vladislav
08.12.2022 11:23