Заповеди Христовы — не просто самая совершенная нравственность

Слово протоиерея Александра Шаргунова на Преображение Господне

Пастырская проповедь 
0
673
Время на чтение 4 минуты
Хотя апостол Петр исповедал Иисуса Христом, Мессией, он и другие ученики еще были далеки от понимания, что обетованный Мессия должен быть не только Царем от семени Давидова, но также страждущим Слугой, Который примет позорную смерть. Для Петра эта мысль была столь невыносимой, столь несовместимой со всем, что он знал о Христе, что он стал прекословить Господу. И Петр получает потрясающей суровости отпор, в котором Господь совершенно недвусмысленно определил, что всякая попытка заставить Его уклониться от служения страданий и смерти исходит из ада, от князя тьмы (Мф. 16, 23). Более того, Господь говорит не только о том, что Он должен умереть, но и о том, что всякий, кто хочет быть Его истинным последователем, должен следовать тем же путем.
Во времена земной жизни Христа распятие было смертью, предназначенной для рабов, закоренелых преступников и изменников. Никакой римский гражданин не мог быть распят без особой санкции кесаря. Сегодня люди всюду, в том числе и в России, носят золотые или деревянные кресты как украшение, часто даже не задумываясь, что это — высшая слава. Но во времена Спасителя крест был повсеместно знаком позора, пытки и смерти. И когда Христос говорил, что Его последователи должны нести с собой по жизни это орудие казни к месту казни, чтобы умереть позорной смертью, это вызывало у Его учеников ужас и протест.
Говоря о кресте, Христос не имеет в виду, что малейшее затруднение, с которым мы сталкиваемся, — это крест. Как постоянно слышим мы жалобы: «Нам всем приходится нести свои кресты». Он не говорит также только о личных разочарованиях, о болезнях или перемалывающих нас скорбях, — Он говорит прежде всего о том, что мы должны умереть для себя. Это самое трудное, это страшнее всех страданий, это более страшное, чем физическая смерть, и это кажется невозможным для человека.
Сейчас, как и тогда, многие приходят ко Христу, чтобы Он исполнил все их нужды и желания. Но Господь оказывается Мессией, Который требует умереть позорной и мучительной смертью для себя, для собственных интересов. Чтобы осуществить себя, надо отвергнуться себя, идя за Христом, в то время как преследование собственных интересов приводит к крушению, к темному отчаянию, к смерти и суду, когда Сын Человеческий снова придет на землю со славою.
И Господь показывает нам сегодня, что это значит — исповедание Его Мессией и следование за Ним; что значит осуществление человеком себя через самоотвержение. Лицо Его сияет, потому что Он преобразился перед тремя Своими учениками. Он явил славу Свою, которую имел, «прежде даже мир не бысть», как говорит апостол Иоанн Богослов. И тогда они увидели, что нет никого, кроме Иисуса — Господь был Божественным центром, из которого исходили все лучи. И Он бесконечно превосходит Моисея и Илию — закон и пророков — хотя связан с ними. Ученикам открылось, что заповедь о любви, на которой, как говорит Господь, утверждаются весь закон и пророки, — не просто самая совершенная нравственность, а жизнь Божественная, без которой человек не может стать человеком. И ради достижения которой он желает радостно умереть для себя, для тьмы, заключенной в каждом грехе, для себялюбия, заключающего тьму всех грехов, вместе взятых.
Это Его, Христова любовь, просияла на горе Фаворской. Он первый возлюбил нас до ужаса Креста, до ада. Преображение было не столько ради Господа, сколько ради Его учеников — Он преобразился пред ними, и голос с небес говорил им. Даже если они не до конца поняли его тогда, тем не менее это был решающий момент в раскрытии для них тайны Бога и тайны человека. И хотя они должны были молчать об этом, пока не наступило через Крестную смерть Его Воскресение, это навсегда явилось для них основанием благовестия о «радости, которая будет всему миру», о которой они возвещают, «не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия» (2 Пет. 1, 16).
Этот праздник мы празднуем, чтобы вера наша не была половинчатой. Чтобы, слыша апостола Петра: «Господи, хорошо нам здесь быть!» — мы не забывали, что такое хорошо и что такое плохо; чтобы, видя этот свет, всегда различали белое и черное. Никогда не было в мире так плохо, никогда не было так темно. Мир лежит во зле, и тьма сгущается. Как стремительно темнеет вокруг! Но свет во тьме светит, и никакая тьма не может объять его. Солнце правды, Христос, сияет, как прежде, во мраке нашей жизни. Неужели нам хорошо только с тем Христом, Который благословляет, питает, наполняет, украшает и защищает нашу земную жизнь?
Истинный, реальный Христос, — не ложный, не призрачный, — посылая нам сегодня, как из райского сада, сладость плодов земных, говорит о бесконечно большем — о том, что мир должен быть преображен любовью, которой никто из нас не имеет и которую Он предлагает всем. И когда мне дается в Церкви капля этой любви, я понимаю, что не могу быть человеком, если хочу меньшего. И понимаю также, что гора Преображения всегда сладостней, чем каждодневное служение, крест. Но гора Преображения дается лишь для того, чтобы дать нам силы для каждодневного служения, и для того, чтобы сделать нас способными идти путем креста.
Это сияние, которым Господь хочет облечь весь мир, эта любовь Христова дорого стоит. Но святая Церковь говорит нам, что несоизмерима нынешняя скорбь и вечная слава. Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу (2 Кор. 4, 17). Ибо нынешние временные страдания ничего не стоят по сравнению с той славой, которая откроется в нас, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним прославиться (Рим. 8, 17—18).
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Наш Пост достиг вершины
Слово в среду 5-й седмицы Великого поста
17.04.2024
Неувядаемый цвет
16 апреля — празднование иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет»
16.04.2024
Кто первым входит в рай
Слово на Пассии. Евангелие от Луки
14.04.2024
Лествица духовного восхождения
Неделя 4-я Великого поста (Мк, 40 зач., 9, 17—31)
13.04.2024
О выборе духовных книг для чтения
Слово в Неделю 4-ю Великого поста
13.04.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Пастырская проповедь
Что значит покаяться?..
Слово в Неделю 4-ю Великого поста, о преподобном Иоанне Лествичнике и его «Лествице»
15.04.2024
Это чудо внезапно освещает смысл таинств, которые мы принимаем в Церкви
Суббота 4-я Великого поста (Мк, 31 зач., 7, 31—37)
13.04.2024
В чём заключена крепость народа
Слово в пятницу Крестопоклонной седмицы
12.04.2024
Слово Божие — всегда крестное
Слово в среду 4-й седмицы Великого поста
10.04.2024
Крест – это тайна жизни
Слово в неделю Крестопоклонную Великого поста
08.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28