Саратовский колонист присяжный поверенный К.Ф.Юстус в местной газете «Deutsche Volkszeitung» (1914. № 57) написал познавательную для нас, живущих сегодня, статью под названием «Характер и нравы колонистов». Для понимания вопроса, суть которого я попытаюсь раскрыть ниже, приведу несколько выдержек из данной работы столетней давности:
«После франко-прусской войны 1870-1871 года в Россию стекалась масса калек-германцев, которые, случайно попав на Волгу, удивлялись существованию здесь немецких колонистов; но, ознакомившись с ними, отказывались признать их "своими" и относились к ним пренебрежительно, свысока, как к диким, некультурным людям».
«... И действительно, немецкий колонист Поволжья не являет собою тип германской нации, потомков древних тевтонов. Это новый народ, даже новая раса, создавшаяся в особых жизненных условиях. Слово "немец", коим до сих пор еще называют колонистов, есть форма, лишенная всякого содержания. При этом слове следует представлять западноевропейского немца-германца: колонист не немец в этом смысле, однако и не русский. Колонисты - это новая, самобытная, самодовлеющая нация, ничем абсолютно не похожая на немца-германца. Если колониста-немца снова отправить в Германию, то, как показал опыт, он окажется в чужой, непонятной ему среде, он будет за границей, а не в "фатерлянде" и рано или поздно вернется на свою Волгу. С грустью приходится признать, что пренебрежительное отношение германцев к колонистам имеет основания. Колонисты, действительно, некультурны, нравы их грубы и суровы. Однако мы не разрешили бы исторически вопроса о типе колониста, если бы прошли мимо социальных и природных условий, среди которых и мог создаться подобный тип. Есть основное положение: характер народа слагается в зависимости от совокупности условий, среди коих этот народ существовал».
«...отрицательные явления не могли вытравить из колонистов ту массу хороших черт, которыми наделила их природа. Они трудолюбивы, чистоплотны, аккуратны, лояльны, дружны и честны; в последнем особенно сходятся отзывы всех соприкасающихся с ними: колонисту верят на слово и случаи обманов очень редки. В делах чести колонисты крайне щепетильны. ... Колонист никогда не затеет спора или драки, но зато никогда не снесет обиды его действием».
«... они беспрекословно несли на алтарь отечества свои средства и жизни лучших своих сынов; в рядах русской армии они сражались с беззаветной храбростью, и многие вернулись с георгиевскими крестами, в то время как австрийские галичане целыми полками сознательно и добровольно сдавались в русский плен».
***
Прочитав эту статью, написанную автором-немцем, российским чиновником более ста лет назад, ее некоторые постулаты явились для меня подтверждением моего умозаключения о том, что мы никакие не «российские немцы» (термин, изобретенный нашими продвинутыми соплеменниками в начале 90-х годов ушедшего века), а нечто совершенно другое. И это, нечто другое, не имеет никакого отношения к той или другой нации, как, например, «русские немцы», «немецкие немцы» или какие-либо еще «бурятские или киргизские немцы». А кто же? А народ, который аккумулировал в себе все лучшие черты и немецкой и русской нации и присущей этим нациям культуры.
И когда я читаю в статье нашего земляка Петера Брауна, посвященной «Новой партии мигрантов...», созданной Дмитрием Ремпелем со товарищи, много правильных слов и суждений, а потом вдруг здесь же натыкаюсь на суждение о господине Генрихе Гроуте - бывшем председателе Всероссийского общества «Возрождение» (80-е - 90-е годы 20 века), а сегодня председателе «Всемирной» фантомной организации «Конвент», как о единственном «Мессии» нашего народа, противопоставляя его Дмитрию Ремпелю, который, исходя из этой логики, является «Лжемиссией», автор взрывает и разрушает в пыль собственную только что им самим выстроенную «философскую» конструкцию. Что, неужели мы забыли одну из заповедей Иисуса Христа: «Не сотвори себе кумира!»?
Но собственные конструкции любому из нас не запрещено выстраивать и разрушать, но взрывать мозг своим достопочтимым землякам умественными вывертами вряд ли является делом полезным. Такой подход не только не объединяет нас, но более того разъединяет. Выстраивание искусственных баррикад в нашем сознании разводит нас по разные стороны этих виртуальных сооружений. Что есть нехорошо, что есть пагубно для нашего единства.
Правильные слова, повторяемые многожды объединяют людей, неправильные слова, даже сказанные однажды в суе, наоборот людей разъединяют. И здесь в смысле объединительного фактора нельзя не привести в качестве примера термин «германороссы», в котором по существу заключается наша, немцев России, общая судьба, общая история, общая смысловая сущность.
В Российской империи существовало триединое понимание славянства: «Великороссы», «Белороссы» и «Малороссы». Основная же идея учения о троице, как известно, заключается в понятии триединства Бога, т. е. существовании трёх Лиц, обладающих одной природой. Бог един, но в трёх Лицах. Так и славяне - едины в трех лицах - «Великороссы», «Белороссы» и «Малороссы». Какое удивительное совпадение - не правда ли?!
Каждое Лицо всегда было и есть Богом во всей полноте. Каждое отдельное Лицо во всей своей полноте равно двум другим Лицам и Все Они причастны единосущному Божеству. Ни одно Лицо не является большим или меньшим, чем два других Лица.
И в какую же пропасть понесло сегодня политиков Украины, кощунственно и открыто выступивших против священного триединства славянства?!
Итак, «Триединство» есть постулат божественный, святой, незыблемый! Но, как утверждал основоположник нового направления в психологической науке «Метанетики» Владимир Александрович Ганзен (не отвергая "Триединства"), что мир четверичен. Гениальность и простота Ганзена в том, что, наблюдая мироздание, он пришел к заключению о четверичной матрице, в которой «любая реальнось наблюдаемого мира описывается пространственными, временными, энергитическими и информационными характеристиками». Таким образом, по Ганзену выходит, что мироздание должно рассматриваться через призму четверичности всех процессов, происходящих вокруг нас. Получается, что мы живем в условиях объемной кубической матрицы, и, что для объемного понимания сущности славянства не доставало четвертой составляющей. A не являются ли «германороссы» тем самым недостающим звеном четверичности мироустройства, завершающим элементом кубической матрицы славянства?
Кто знает?!...
Но ведь фактом является и то, что мы, немцы, своим 250-летним творчески величественным пребыванием в России исторически, политически и философски добавили в эту славянскую самость дополнительное четвертое измерение под именем «германороссы»! А посему, собирательный термин «Германороссы» обозначает новую уникальную духовную связь представителей двух наций, двух культур и двух государств - России и Германии.
Или я не прав?
Генезис германороссов. В 18-19 веках в процессе колонизации южных окраин Российской империи крестьянами германских княжеств в их сознание, наряду с сохранением прежних черт мощного германского менталитета, внедряются дополнительные качества, без которых существовать и выживать в тех условиях было бы слишком проблематично, a, практически, невозможно. Это были во благо приобрeтенные немцами новые характеристики славяно-русской цивилизации, блaгодаря которым за истекшие два столетия пребывания немцев в России сформировался новыe тип человека - носителя сути двух народов, двух культур, двух цивилизаций, а именно, германской и славянской. Своим историческим подвигом немецкие крестьяне по существу в собственном лице вернули два разделенных историческими катаклизмами народа в прежнее гиперборейское ложе, в лоно единой европейской цивилизации.
В предлагаемой читателю аналитической статье автор делает попытку проследить за генезисом нового человека - германоросса - представляющего в себе сплав двух культур: германской и славянской, способного стать недостающим звеном для установления на Евроазиатском континенте единого геополитического пространства - опоры для новой социальной конструкции будущего, строящегося на фундаменте соучастия, сопереживания и справедливости.
Термин «германороссы», определяющий принадлежность немецких колонистов к двум этносам к двум государствам - германцам (Германия) и россам (Россия), был незаслуженно забыт в России в советское время. А ведь он широко применялся в обиходе еще во времена Пушкина и Кюхельбеккера. На мой взгляд, это понятие, как никакое другое, объясняет глубинную метафизическую сущность нашей диаспоры.
Понятие «германороссы» несет в себе колоссальную смысловую нагрузку, объясняя нашу ментальность как духовно-нравственное содержание и образ мышления.
В нашем случае речь идет о реальном феномене истории, суть которого заключается в том, что германский менталитет, с которым наши предки обосновались в России и попали под детерминирующее влияние русского языка и российской культуры, претерпел определенную метаморфозу, в результате которой сформировалась совершенно новая общность людей!
При наслоении и смешении двух христианских менталитетов - германского и славянского - не могло не произойти обусловленного формирования в колонистской среде и совершенно новой ментальности, которая стала основой для формирования неизвестного прежде коллективного характера. И, если учесть, что из Германии в Россию ехали самые предприимчивые, самые смелые, самые уверенные в себе люди, то и система социокультурных и этнокультурных ценностей германского происхождения у них была очень высокой. Этот показатель в новых условиях был доминантным, немцы не позволяли себе в измененных обстоятельствах приобретать из окружающей их среды качества низшего порядка. Но в тоже время их менталитет был открыт для обогащения лучшими качествами российского народа, среди которого они стали жить и трудиться.
250 лет мысли, побуждения, чувства немецких колонистов России корректировались согласно окружающей их цивилизационной специфики и национальной ментальности, выражающихся в национальном характере славянина. Таким образом создавалась особая конфигурация, в которой формировался характер германоросса, носителя лучших черт обоих народов, Иначе, традиционное германское сознание, то есть, система мировоззрения, основанная на этнической базе, в процессе интеграции в новую среду впитывало и включало в себя приоритетные, наилучшие качества, присущие российским народам.
Усвоение немецкими колонистами новых образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний и навыков позволяли им более успешно функционировать в незнакомых условиях. В их среде быстрыми темпами происходила социализация - становление новой неизвестной на европейском континенте прежде личности. В случае взаимодействия с новой для колонистов средой обитания происходило формирование личности элитного плана и улучшенного во всех отношениях менталитета этой этнической группы.
Наш уникальный опыт борьбы за жизнь в экстремальных условиях в итоге стал выражаться в особенном поведении, определяющем новую этническую картину мира. Главным же содержанием этого менталитета, с которым мы возвратились на Родину предков, были и остаются глубоко осознанная религиозность; священное отношение к труду, особенно на земле, как к делу богоугодному; прочные семейные узы; высочайшая любовь к отеческим гробам и к Родине как высшее воплощение человеческой мечты о счастье; коллективизм, целомудрие, любовь к ближнему; умение сопереживать и соучаствовать; негативное отношение к неуемному меркантилизму, гедонизму и расточительству.
Именно такими мы предстали перед нашим народом после столь долгих лет отсутствия. Да, вначале наши соплеменники, коренные немцы, отнеслись к нам с осторожностью, поскольку поведенчески, ментально мы уже не были похожи на них. Однако познакомившись с нами ближе в процессе совместной жизни - в быту, во время учебы, работы, они, наконец, по достоинству оценили благоприобретенные нами в России качества. И уже сегодня германороссы становятся людьми все более уважаемыми и все более предпочтительными перед другими претендентами, к примеру, для работодателей Германии при устройстве на работу.
А это дорого стоит! Это говорит о том, что мы и здесь выстояли, мы не сдали в архив те качества, которые заметно отличают нас от местных. Мы осознанно бережем в своих семьях наш второй язык общения - русский язык, передавая его по наследству своим детям и внукам, тем самым обогащая их сознание, их души, их интеллект русским пафосом и русской культурой.
Александр Приб, публицист из ФРГ
1. о Германии и немцах