В Красноярске 60 % первоклашек не знают традиционные сказки. К такому выводу пришли педагоги школы № 32, сообщают НГС.Новости.
На занятиях учителя заметили, что некоторые дети не могут вспомнить названия сказок. Тогда в школе решили провести анкетирование и выяснить, насколько хорошо дети знают традиционную литературу. Педагоги попросили детей назвать их любимые сказки и персонажей. Из 100 детей около 60 причислили к сказкам комиксы и иностранные мультфильмы. Любимыми персонажами стали феи и трансформеры. И лишь 40 % детей оказались хорошо знакомы с традиционной литературой, любимыми они назвали «Репку», «Колобка», «Волка и семеро козлят», «Лису и журавля», «Теремок».
Чтобы исправить ситуацию, в школе поставили стеллажи и шкафы с книгами, на стенах развесили портреты детских писателей, а для желающих открыли набор в актерскую труппу. В репертуаре театра - традиционные русские сказки. Сами педагоги отметили, что предпринятые ими меры быстро дали положительный результат.
В репертуаре только сказки. Актёрами стали 47 ребятишек и 26 учителей. Только за последний год зрителям представлено три спектакля по мотивам сказок «Волшебное кольцо», «Теремок», «Кошкин дом». В планах - постановка спектаклей «Конёк Горбунок», «Кот в сапогах» и «Муха-Цокотуха». Педагоги отмечают, что изменение подхода к изучению литературы дал поразительный результат, теперь в школе редко можно встретить ребёнка, у которого бы не было любимой сказки, пишет НИА-Красноярск.
Директор школы № 32 Татьяна Руднева: «Наш коллектив сошёлся во мнении, что ситуацию необходимо менять, ведь сказка - это не просто занимательное чтение, а важный элемент воспитания. Серьёзные нравоучения малышей утомляют очень быстро и редко бывают эффективными. "Воспитание сказкой" позволяет донести нужную информацию в наиболее доступной, лёгкой для детского понимания форме. Фантастические рассказы учат малышей простым истинам - не обижать слабых, не обманывать, быть добрым и отзывчивым. Они знакомят детей с понятиями о добре и зле, подлости и благородстве, дружбе и предательстве. Сказки учат, как вести себя в разнообразных ситуациях. Через сказку ребёнок проживает фрагменты жизни любимых героев, «программируется» на определённые поступки в похожих ситуациях, которые могут произойти в реальной жизни. Это становится возможным благодаря тому, что у сказочных героев однозначные образы: они хорошие, плохие, добрые, злые, жадные, щедрые, умные, глупые - никаких непонятных "полутонов". Кроме того, благодаря сказкам у ребятишек развивается речь и внимательность, формируется нестандартное мышление. Ребёнок, который верит в сказки, верит в хорошее, а это помогает ему улыбаться миру и ничего не бояться».
О затронутой проблеме рассуждает в интервью «Русской народной линии» член правления Патриаршей литературной премии, известный писатель, автор нескольких детских книг, лауреат Патриаршей премии за 2014 год по литературе, член Союза писателей России, сценарист протоиерей Николай Агафонов:
Подобная ситуация распространена по всей России. Детей воспитывают мультфильмы, которые постоянно крутят на детских российских каналах. Не знаю, целенаправленно или нет, но идет пропаганда западной субкультуры, охватывающей все детские возрасты. Например, старшие школьники увлекаются компьютерными играми.
Кто в этом виноват? Родители детям включают мультики, чтобы как-то освободить свое время. Телевизор - самый надежный способ, чтобы дети не приставали и не капризничали. Как кричащему малышу дают соску, так родители включают детям мультики. Мы занимаемся своими детьми, но иногда проскакивает. Мой внук пойдет к соседу, а потом приходит и не может заснуть, потому что смотрел мультики. Даже в традиционных семья трудно уберечь детей, потому что они получают заразу на стороне.
Я заметил, что дети, которые выросли на голливудских фильмах, не желают смотреть наши добрые советские мультики. Я вчера беседовал со снохой, которая пожаловалась мне, что ее внук говорит: Я тебя убью, пристрелю. Мультфильмы отражаются на психике детей, ибо в них завуалировано вроде бы добрый герой грубит родителям. Например, популярный мультфильм «Маша и медведь» учит ребенка непослушанию, чтобы он безобразничал и все разрушал. Медведь - это образ отца, над которым Маша все время издевается, безобразничает, не слушается. У ребенка на подсознательном уровне откладывается, что хорошее поведение - это всяческий обман, подшучивание и издевательства. «Маша и медведь» - один из самых вредных мультфильмов. Я не знаю, специально создают подобные мультфильмы или у нас режиссеры такие развращенные?
Для ребенка сказки, как для взрослого человека художественные книги, расширяют кругозор, учат благородству и мышлению. Когда я выступаю перед детьми, то всегда говорю: «Если вы хотите вырасти интересными людьми, читайте больше книг, тогда вы сможете правильно поставить свою речь. Герои книг учат жизни, благородству, хорошим и добрым поступкам».
К нам с Запада идет мультяшная зараза. В фильмах Чарли Чаплина смеются над унижением человека. Самая лучшая шутка в Голливуде - это когда человеку подставят подножку, он упадет с велосипеда или его обсыпят мукой. И совершенно другой кинематограф развивался у нас. В нашем кино юмор подчеркивал нравственность.
Мультфильм «Ну, погоди», созданный по образцу «Тома и Джерри», явился началом разложения наших традиций в области мультипликации. Это был первый шаг, который нам казался безобидным, а на самом деле был направлен в русло - догнать, ударить, шмякнуть и т.д. В этом мультфильме не думают, а просто бегают, подставляют друг другу ножки, всячески приносят боль, страдание и все кажется легким и смешным. Но это было начало падения, как в эпохе Ренессанса, которая почему-то называется «Возрождением». Был упадок. Люди шли к идее человекобожия. У нас образец - это Христос, Богочеловек, а Ренессанс внедрил идею, что греховный человек - мера всех вещей. В эту эпоху разврата резко упада рождаемость, особенно в высших классах. Западные человеческие ценности - продолжение эпохи «возрождения», когда воспевается чувственная природа человека, его греховный низменный инстинкт возводится в геройство, под личиной общечеловеческих ценностей, которые не возвышают человека, а возвращают его к природе, инстинктам, пораженным грехом.
Дай Бог, чтобы государство осознавало значение сказок и мультфильмов для детей. Патриотизм нужно воспитывать с пеленок. Сейчас надо обратить взгляд на самых маленьких, нужно их спасать. Вопрос сказок и мультфильмов - это вопрос воспитания нации. Наши русские сказки отличаются православным сознанием.
Это ситуация очень печальная. Воцерковленные родители стараются уберечь своих деток от безобразных мультфильмов. Например, мультик можно сравнить с едой. Станут ли родители давать своим малышам отравленную пищу? Конечно, нет! Так и с мультфильмами. Порой родители не понимают, что предлагая плохие мультфильмы, они дают ребенку яд, который разрушает его душу и сознание. Если родители хотят вырастить настоящего человека, то надо его всячески ограждать всеми путями, прививать ему другие интересы и развлечения, приучать к сказкам с колыбели. Маленьким детям начинают сказки рассказывать про курочку Рябу, ребенок еще мал, сам еще не может говорить, но уже слушает и все запоминает.
Все поведенческие мотивации закладываются в младенчестве. Как по русской поговорке, воспитывать ребёнка надо, пока он поперек лавки лежит, вдоль уже поздно будет. Родителям очень важно уберечь ребенка во младенчестве, когда формируются привычки, вкусы. Надо включать деткам классическую музыку, показывать добрые мультфильмы и фильмы. Слава Богу, мы в советское время воспитывались на добрых мультфильмах. Пусть и нынешние маленькие детки не будут обделены любовью.
Советские мультфильмы по своей сути являются христианскими, ибо учат добру и послушанию, верности и любви. Мой внук с радостью смотрит советские мультфильмы «Попался, который кусался» и «Мешок яблок», которые учат, что надо делиться с другими, жалеть, слушаться маму с папой. Но первична литература. Мультфильмы, спектакли, музыка вышли из литературы. Наша советская литература унаследовала традиции русской литературы. Конечно, после революции постарались другую идеологию воспитывать, но невольно мотивация христианского добра, справедливости, послушания младших старшим, что хорошо, а что плохо перешла в советское время.