В либеральном проекте «Диалоги» Открытой библиотеки (Санкт-Петербург) состоялась дискуссия поэтессы Ольги Седаковой и протоиерея Алексия Уминского, настоятеля храма Святой Троицы в Хохлах, сообщает «Православие и мир». Модератором беседы стал Николай Солодников.
Дискуссию прокомментировал в интервью «Русской народной линии» кандидат филологических наук, кандидат богословия, доцент Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной богослужебной комиссии диакон Владимир Василик:
Прочитав беседу уважаемого отца Алексия Уминского с уважаемой Ольгой Александровной Седаковой в программе Николая Солодникова, я вспомнил слова апостола Павла: «Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни» (1Кор.14:20). Многое из того, что излагали уважаемые собеседники, было интересно, достойно внимания и временами глубоко, но некоторые высказывания мне показались, извините, просто детством. В частности, размышления отца Алексия Уминского по поводу Исаакиевского собора - нужно обязательно сохранить храм и музей. По его словам, это глубокая просветительская миротворческая установка. Всё хорошо, но эта установка пригодна для советского времени - как мы радовались, что Исаакиевский собор был музеем не атеизма, а архитектуры, куда можно прийти и взглянуть на священные изображения Всемирного потопа и Страшного суда и хоть как-то приобщиться к православным ценностям.
Но это уже позавчерашний день. В советское время, которое, судя по всему, уважаемые собеседники не любят, был ряд сдерживающих факторов: великая нравственная культура и духовное наследие предыдущего периода, пусть не всегда и признаваемое, советские ценности, которые, что ни говори, возводились на пуританской нравственной модели. Наконец, жесткая система контроля, идеологии и цензуры. Ныне ничего этого нет и нам не выжить на прежних музейно-культурных ценностях. В мире свирепствуют куда более страшные и убийственные силы, чем те, которые были в предыдущий период, от которых не спасешься простой культурностью.
Меня удивляет позиция участников дискуссии по Исаакиевскому собору. Почему-то видят хамство и агрессивность со стороны Церкви и умудряются не заметить хамских сборищ с антицерковными и безбожными лозунгами, деятельность протестунов и протестуний, которые хулят Церковь, размазывают ее с грязью, напоминая гонителей 20-30-х гг. Причем интересно, что в Петербурге те же самые лица выступают в поддержку порошенковского режима на Украине, в защиту содомских парадов и протестуют против строительства храма в Малиновке, а теперь и против передачи Церкви Исаакиевского собора. Честное слово, порою возникает ощущение, что перед нами нанятые клоуны. Но огорчительно, что умные, интеллигентные и верующие люди так ведутся на лозунги этих клоунов, боятся их, считая этих заказных шутов гороховых эхом русского народа. Печально. Всё это происходит только от одного - люди слишком много живут газетами, интернетом, телевидением и слишком мало собственным здравым смыслом и редко доставляют себе роскошь остаться один на один с Богом и собственной совестью.
Про «детство» можно сказать и в адрес протоиерея Александра Меня. Да, всё мило и замечательно. Он имеет большие заслуги в обращении евреев в Православие, но опять-таки вспоминаются представители еврейской интеллигенции. Я с большой грустью наблюдал отпадения этих интеллигентов из-за личных скорбей жизненного и нравственного порядка, а не из-за гонений за веру. Интеллигенты не выдерживали испытания настоящей христианской жизнью и уходили из Церкви. В этом свете богословское творчество отца Александра Меня нельзя назвать ересью, а лишь удивительной наивностью и временами детским разумом, отсутствием глубины. Отец Александр проповедовал возможность происхождения человека от обезьяны, не подозревая, что существует целый ряд иных креационистских теорий, в которых дарвинизм является не единственно возможным.
Целый ряд мнений отца Александра Меня относительно того, что не существовало пророка Ионы и трех отроков, дескать, мифы и детские сказки, выглядят, мягко говоря, наивными с точки зрения настоящей серьезной библеистики. Пророк Иона и три отрока вполне могли существовать даже с научной точки зрения. А если взглянуть через призму идея о.Александра, то всё, что мы читаем в Великую субботу, является неправдой. Как тогда в это верить? Это наивность и непродуманность.
Ольга Александровна Седакова глубоко чтит память новомучеников и исповедников Российских, за что ей низкий поклон, но тогда, простите, как можно всецело принимать наследие отца Александра Меня, который более чем допускал происхождение человека от обезьяны. Новомученики и исповедники Российские считали теорию Дарвину безбожной ложью и кощунством. Кому интересно, прочитайте материал священника Георгия Максимова «Новомученики российские и Дарвин», а также мою статью «Кое-что о папе, Тейяре де Шардене и обезьяне».
Далее в дискуссии говорится о поисках христианства в Западной Европе. С догматической точки зрения всё понятно, а с нравственной точки зрения еще можно было о чем-то говорить до известных событий в протестантских церквах в конце 80-х и в 90-х гг. О чем сейчас говорить после известных деклараций папы Франциска, в которых он делает реверансы перед гомосексуализмом и гомосексуалистами?! Я не отрицаю, что сотни тысяч христиан на Западе ищут Христа и стремятся к Нему. Но эти поиски чудовищно осложнены позицией их вождей и среды. Лично для нашего спасения эти поиски вряд ли прибавят что-то положительное. Другое дело, что несчастное положение западных христиан обязывает нас к помощи, которую мы можем оказать только с позиции чистого и нерастворенного Православия - подлинной и серьезной духовности. С этой точки зрения несерьезно считать творения Сергея Нилуса «На берегу Божией реки» и «Святыня под спудом» детскими сказками. Примеры глубокого благочестия и внутреннего делания, явленные в его трудах, соответствуют святоотеческой аскетической мысли. Отпихиваться от творений Нилуса, считая их сказками, - признак либерально-интеллигентского инфантилизма. Поэтому я глубоко огорчен, что отец Алексий Уминский, верующий и ревностный священник, а временами глубокой человек, работает явно не на уровне своих возможностей, как и уважаемая Ольга Александровна Седакова. К сожалению, часто люди не додумывают, недомаливаются и духовно не доделывают ту работу, которую должны завершить. Печально...
Воздыхания Ольги Александровны Седаковой по поводу особой любви Иоанна Павла II к русскому народу являются детством. Об этой «особой любви» хорошо рассказали бы прихожане церкви, куда врывались униаты вместе с украинской милицией со слезоточивым газом и лопатками и месили всех подряд. Об этой «любви» могли бы рассказать изгнанные священники и прихожане многих тысяч храмов, отобранных благодаря униатской революции сверху в 1989-90-х гг. Всеми этими процессами дирижировал Иоанн Павел II. О «любви» понтифика могли бы рассказать миллионы русских людей, изгнанных или вынужденных покинуть прежде братские республики, в которых начались националистические мятежи в процессе распада СССР. Даже либеральные СМИ не отрицают, что Иоанн Павел II и католическая оппозиция в Польше играли весьма значительную роль в распаде Варшавского блока и СССР. Об этом могли бы рассказать миллионы русских людей, в одночасье потерявших все свои сбережения, работу, смысл жизни и в некоторых случаях саму жизнь - на Кавказе, Средней Азии, Чечне и в ряде других мест. Многие люди ощутили на себе «пламенную любовь» понтифика. Иоанн Павел II достойно «освободил» русского советского воина-освободителя, в 1945 году освободившего его Польшу. Не замечать вышеперечисленных деяний папы могут только близорукие или духовно инфантильные люди, для которых страдания миллионов людей, в одночасье лишившихся своего Отечества, - ничто! Об этом можно только глубоко сожалеть.