Фильм «Викинг» вызвал бурные обсуждения в числе прочего именно потому, что снимался на государственные деньги, одобрялся на самом верху. Следовательно, воспринимается не просто как коммерческий продукт, но как информпродукт государственного значения.
Поэтому карикатурность изображения воспринимается уже не как следствие потакания массовому вкусу, безграмотности или просто наплевательского отношения, но как целенаправленная подтасовка.
Возможно, перед создателями фильма стояла задача развенчания неоязыческих стереотипов о дохристианской Руси, и они - эти создатели - пытались изобразить языческую Русь примерно так же, как Гибсон изобразил в картине «Апокалипто» государство Ацтеков.
Потому что столько десятилетий нам пели песни про «жестоких конкистадоров», разоривших уникальную цивилизацию, что стоило, наконец, напомнить аудитории ту простую вещь, что населяли уникальную индейскую цивилизацию отнюдь не хиппи-вегетаринцы.
Вот и сейчас в молодёжной среде стремительно развивается субкультура неоязычников, превращаясь, в принципе, в нечто подобное тому, что представляла собою молодёжная контркультура 60-х годов. Контркультура эта, если кто не помнит, появилась во многом за счёт того, что специалисты по социальной инженерии ловко направили энергию протеста в нужное русло. Вначале социально обезопасив этот импульс протеста, а затем – ещё и облекая деятельность на поприще контр-культуры в различные формы шоу-бизнеса.
Нынче тоже в наличии некоторое количество славянских юношей и девушек, получивших негативный опыт от соприкосновения с околоцерковными реалиями, что, в совокупности с причинами другого рода, подтолкнуло их к позиционированию себя в качестве «язычников-родноверов».
Конечно, это дело нельзя пускать на самотёк. Можно и, наверное, должно, показать народу, что Церковь – это не только требы, строительство и заседания в президиумах, но и нечто иное. Но это, увы, не так просто сделать, как видится на первый взгляд.
Поэтому более технологичным кажется проверенный метод «чёрного пиара». Изобразить язычников не в вышиванках с мудрёными рунами, а в болоте и крови – и, глядишь, кто-то, да и разочаруется.
Возможно, именно такая задумка и была у заказчиков. Да вот только вышло всё совсем не так.
Пока что, судя по той волне, которую можно отслеживать в блогосфере, реакцией на это кино, обошедшееся, как нам сообщили, в миллиард бюджетных денег, стала как раз подпитка антиклерикальных настроений. Суть в общих чертах сводится к тому, что создатели фильма, якобы по заказу государства состряпали карикатуру, призванную охаивать дохристианскую Русь.
Следовательно, процессом рулят ненавистники всего русского, для которых изготовление информпродукта представляет собою просто решение задачи по отравлению той или иной целевой группы.
Кому-то – голубые огоньки с условными киркоровыми, кому-то – облепленные грязью легендарные личности Русской Истории.
Во всяком случае пропагандисты неославянского неоязычества отметили, что главный исторический консультант фильма -
Петрухин Владимир Яковлевич - в числе прочего является не просто профессором Еврейского Университета в
Москве, но координатором Хазарского Проекта в этом вузе, член оргкомитетов международных симпозиумов «Хазары» в Иерусалиме (1999) и Москве (2002).
Дмитрий Стешин на своей страничке в ФБ так комментирует это:
«Нет ли в этом разжигания антисемитизма? Скорее всего, просто тупорылость какая-то. Нахрена в таком тонком деле непрофильный специалист? Было же понятно, что фильм станут глядеть насквозь... Почему было не взять в консультанты легендарного Кирпичникова, чья собака укусила меня в 88 году (низкий ему поклон за Старую Ладогу - куда, кстати, даже Путин прилетал специально, на открытие) т.е. Кирпичников не маргинал от науки. Почему нельзя было привлечь его учеников - Олега Богуславского, он заместитель директора по научной работе ИИМК РАН, специалист по раннесредневековой археологии Северо-Запада Руси. Человек, который своими руками перекопал все эти курганы и городища, и по-доброму опекал меня, маленького, в экспедиции. Это только те люди, которых я знаю лично.
Предлагаю, нет, требую, при съемках любого фильма о древнееврейской или библейской истории, направить консультантом Богуславского, "специалиста по викингам". И будем квиты».
Ну, а если без шуток, то продолжением этой тенденции, скорее всего, станет появление фильма, повествующего о мудром государственном правлении какого-нибудь Кагана, принёсшего мир и стабильность многонациональной и поликонфессиональной Хазарии.
Павел Тихомиров, помощник главного редактора «Русской народной линии»
1. Спасибо